Публикации Консультация для педагогов: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для педагогов: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Автор: Гуденко Анжелика Владимировна

Консультация для педагогов «Пути привлечения родителей к сотрудничеству в области здоровьесбережения»Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. Не последнюю роль здесь играет фактор семьи и фактор образовательного учреждения - насколько они способны с самого раннего возраста создавать ребёнку общий положительный и устойчивый фон психического состояния, обеспечивать развитие деятельной и жизнерадостной личности.Для успешной и продуктивной работы детского сада по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни педагогам необходимо направлять деятельность родителей и в этом направлении обеспечивать взаимосвязь в работе с родителями воспитанников. Педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен иметь так же специальные знания, касающиеся здоровья детей и практические навыки здорового образа жизни.Степень грамотности педагога в вопросах здоровья определяет уровень воспитанности детей, умение адаптироваться к условиям жизни, их стремление к познанию самих себя.В любой комплексной программе система физического воспитания дошкольника является частью общегосударственной системы физического воспитания, она строится с учётом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с родителями.Семья для ребёнка - источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему в комплексе: детский сад, семья, общественность.Физическое воспитание дошкольника базируется на единстве цели, задач, средств, форм и методов работы и направлено на укрепление здоровья и физическое развитие детей. Целью физического воспитания является формирование потребности у детей в здоровом образе жизни. Знание ребёнком основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасной жизнедеятельности составляет фундамент здорового образа жизни, способствующий в свою очередь, эффективности оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье. Всем известно, об одном из педагогических принципов, принципе осознанности.Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельностью с детьми, педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.Роль родителей в сбережении здоровья ребёнка при поддержке ДОУ состоит в конструировании природо и культурносообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребёнка, активном участии в создании культурных традиций детского сада. Это значит, что важным условием успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни является и то, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни окружающих его людей, т. е. педагогов и родителей.Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологическая перегрузка, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребёнку.Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Желателен творческий неформальный подход педагогов к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки. Поэтому целесообразно организовывать различные практикумы для родителей, где они могут приобрести определённый педагогический опыт.Работа с семьями воспитанников предполагает несколько этапов.Первый этап – знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений, знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами и трудностями в воспитании здорового ребёнка.С этой целью ежегодно можно проводить родительское собрание «Стартуем вместе», в ходе которого родители знакомятся с основными направлениями физкультурно-оздоровительной работы детского сада.Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семейного микроклимата. Для этого используется такой метод, как анкетирование и опросы, которые помогают:- получить информацию о ребёнке, его жизни в семье («Физкультура и семейное воспитание», «Семейные традиции», «ЗОЖ в семье» и др.);- обеспечивать единство воспитательного процесса в семье и детском саду («Организация здорового образа жизни», «Организация подвижных игр» и др.);- анализировать качество проводимой работы с родителями Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании здорового ребёнка»).Организация фотовыставок «Делимся семейным опытом воспитания здорового ребёнка»; оформление дневников здоровья «Здоровячок» с фотографиями и короткими рассказами о физическом воспитании детей в семье, рисунками, отражающими их спортивную жизнь; организация конкурса семейных газет «Здоровье – это…» - следующая ступенька на пути знакомства с семейными традициями и достижениями. Зачастую эти формы пропаганды ЗОЖ семей являются продуктом коллективного творчества детей и родителей.Второй этап – формирование установки на сотрудничество.Здесь используются следующие формы работы:• ознакомление родителей с результатами диагностики детей в начале и конце учебного года; консультационная помощь и составление индивидуальных планов по укреплению здоровья и двигательному развитию детей в семье;• ежемесячное обновление информационного стенда для родителей «Здоровье – это радость» и групповых рубрик в родительских уголках, освещающих вопросы оздоровления;• индивидуальные и групповые консультации, проведение тематических родительских собраний («Профилактика нарушений и укрепление опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста», «Подготовка детей к обучению плаванию», которые дают возможность правильно выстроить воспитание и развитие ребёнка в домашних условиях;• рекомендации в виде буклетов, памяток и папок - передвижек помогают родителям накапливать багаж знаний по физическому воспитанию детей. Использование данного вида текстовой информации доказывает, что она наиболее эффективна, чем информация на стендах, так как с их содержанием можно спокойно познакомиться дома на досуге;• выставки (методических пособий, научно-популярной литературы, игр, спортивного и нестандартного оборудования, фотоколлажей и т. д.).Третий этап – организация совместных мероприятий детей и родителей, в ходе которых родители получают как теоретические знания, так и практическую подготовку по вопросам воспитания.На этом этапе используются следующие формы работы:* Встречи с интересными людьми (родителями - спортсменами). Личный пример людей, которые профессионально занимаются спортом, и добились значительных успехов в этой области, имеет решающее значение в повышении у детей интереса к физической культуре. Встречи с такими людьми, живое общение с ними, экскурсии на место их работы - в спортивные клубы, организация фотовыставки «Мой папа учит любить спорт» дают возможность детям понять, что спортсменом, физически развитым человеком может стать каждый, стоит лишь приложить старание и упорство;* Семейное творчество: словесное творчество «Сочиняем вместе сказку» (дети вместе с взрослыми должны сочинить и оформить сказки на тему ЗОЖ); художественное творчество (совместные работы детей и родителей – рисунки, коллажи - «Любимые игры на прогулке», «Наши любимые спортивные игрушки», «Я здоровым быть мечтаю и др.);* Домашние задания для родителей (найти и предоставить детям информацию о талисманах Олимпийских игр, придумать и нарисовать вместе с детьми свой талисман Олимпиады 2014 г. и т. д.);* Цикл совместной двигательной деятельности детей и родителей (тематическая встреча «Путешествие в Сказкино», конкурс подвижных игр «1-2-3-4-5, выходи скорей играть!»); развлечения («Мама, папа, я – спортивная семья», «Бравые солдаты», «Ай, да папы!»); поход («Путешествие в Почемучию»).При организации таких мероприятий всё направлено на то, чтобы сблизить детей и родителей, доставить радость от совместной деятельности, в ходе которой даже малоподвижные дети активно включаются в игры и движение, ведь самый действенный фактор в воспитании – личный пример взрослых. А если такие мероприятия заканчиваются чаепитием, то детям и родителям предоставляется дополнительная возможность пообщаться друг с другом, поделиться впечатлениями, обсудить планы на будущее. Своеобразным итогом данной работы может стать «Конкурс семейных газет».Используя различные формы работы с семьями воспитанников весьма эффективны, и дело не в количестве информации, предлагаемой родителям, а в степени её новизны, актуальности и неординарной подаче.