Публикации Методические рекомендации по составлению рабочих программ для педагогических работников дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по составлению рабочих программ для педагогических работников дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования
Автор: Сигититова Ирина Анатольевна

Методические рекомендации по составлению рабочих программ для педагогических работников дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образованияавтор: Сигитова Ирина Анатольевна,старший воспитатель МОУ Детского сада №276 Тракторозаводского района ВолгоградаВ соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» разработка и утверждение рабочих программ входят в компетентность деятельности образовательного учреждения.Глава 1. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов);Глава 5. Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников1. Педагогические работники обязаны:1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.Тем не менее, Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не дает прямого определения рабочей программы и не обозначает требования к ее структуре и содержанию. Настоящие методические рекомендации разработаны на основе методических рекомендаций к.п.н., профессора кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО К.Ю.Белой (опубликованных в пособии «Программы и планы в ДОО»), заведующего отделом дошкольного образования информационно-методического центра Санкт-Петербурга О.А.Воронкевич, в которых разработаны примерные структурные компоненты рабочей программы. Рабочая программа – обязательный нормативно-методический документ образовательной организации, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога, основывающийся на Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка в соответствующих образовательных областях (речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие). Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Процедура разработки рабочих программ. Разработчиками рабочей программы являются педагогические работники образовательной организации: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учителя – логопеды, учителя-дефектологи и другие категории педагогов образовательной организации (в соответствии со штатным расписанием образовательной организации). Воспитатели, работающие на одной группе, составляют рабочую программу совместно. С целью реализации единого подхода к разработке и оформлению рабочей программы в образовательной организации целесообразно разработать Положение о рабочей программе и обсудить его на заседании коллегиального органа образовательной организации, которому делегированы данные полномочия в соответствии с уставом образовательной организации. По итогам рассмотрения коллегиальным органом Положения о рабочей программе оформляется протокол, в котором указывается принятое решение. Положение утверждается приказом руководителя образовательной организации (директора, заведующего образовательной организации). Образовательная организация самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы педагогов, данный вопрос отражается в Положении. Сроки реализации рабочей программы согласуются со сроками реализации ООП в конкретной возрастной группы. Образовательная организация может вносить изменения и дополнения в Положение о рабочей программе, в содержание рабочих программ, рассмотрев и утвердив внесенные коррективы на заседании коллегиального органа образовательной организации. Согласно методическим рекомендациям по разработке рабочих программ к основным и дополнительным общеобразовательным программам, рабочие программы перед утверждением должны рассматриваться органом самоуправления, которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия. Поэтому рабочие программы педагогов, разработанные и оформленные в соответствии с утвержденным Положением, рассматриваются ежегодно (в начале учебного года) коллегиальным органом образовательной организации. По итогам рассмотрения коллегиальным органом рабочих программ оформляется протокол, в котором указывается принятое решение. Рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательной организации, и каждая программа заверяется на титульном листе подписью руководителя образовательной организации (директора, заведующего).Структура рабочей программы.Структура рабочей программы является формой представления образовательного содержания в каждом возрастной периоде и включает следующие компоненты:
  • Титульный лист;
  • Пояснительная записка;
  • Содержание программы, в котором представлено проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями;
  • Планируемые промежуточные результаты освоения программы;
  • Информационно-методическое обеспечение.
  • Титульный лист обязательный структурный элемент программы, представляющий первоначальные сведения о ней.Титульный лист включает:1.Полное наименование дошкольной образовательной организации.2.Сведения о принятии на педагогическом совете и утверждении документа руководителем ДОО.3.Наименование рабочей программы.4.Возрастная категория детей. 5.Сведения об авторе (должность, Ф.И.О.)6.Срок реализации.7.Место нахождения, год составления рабочей программы.Пояснительная записка – структурный элемент рабочей программы, раскрывающий актуальность реализации образовательной области, ее цели, задачи, особенности организации образовательной деятельности; возрастные и индивидуальные особенности контингента детей возрастной группы. Пояснительная записка включает в себя:1. Нормативные правовые документы, локальные акты, на основании которых разработана данная рабочая программа.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы. Количество детей, группы здоровья. Возможно указать детей с особенностями развития (гиперактивный, одаренный и т. п.). Эти данные могут быть представлены в таблице:Общая численность детей — Индивидуальные особенности детей группы, %4. Сведения о семьях воспитанников группы. В зависимости от социального статуса, образования, возраста подбираются различные формы работы с родителями по реализации образовательной программы (пример в таблице).Сведения о семьях воспитанников группы5. Цель и задачи реализации программы в соответствии с возрастными особенностями детей группы, приоритетными направлениями ДОО, вариативными программами.Содержание программы (в тексте, или в таблицах). В данном разделе представляются: режимы дня, учебный план (в виде таблицы) расписание НОД, планирование (комплексно-тематическое), краткое описание различных форм, средств, способов реализации программы (циклограммы совместной деятельности). - Режим организации образовательной деятельности раскрывается через описание: режима дня воспитанников с указанием перечня и продолжительности основных режимных моментов (прием, прогулка, сон, режим питания, непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками, самостоятельная деятельность детей). Основу режима составляет установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, непрерывной образовательной деятельности, прогулок и самостоятельной деятельности детей. Прилагаются подробные режимы пребывания дошкольников в ДОО с учетом особенностей возраста данной группы, особенностей ДОО, требований СанПиН 2.4.1.3049-13 ("Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" в ред. Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 20.07.2015 , от 27.08.2015 ).- Учебный план - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам. Разработка учебного плана и календарного учебного графика его выполнения, которые в основных образовательных программах служат основой для планирования образовательной деятельности, согласно новому закону являются прерогативой образовательных организаций. При составлении учебного плана необходимо указать основные виды образовательной деятельности, их количество в год, в неделю, длительность НОД, учитывая предельно допустимый объем образовательной нагрузки в неделю.Учебный план можно оформить в виде таблицы:Или в такой форме:Максимально допустимый объем дневной образовательной нагрузки также можно представить в виде таблицы:3.Образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.Образов а тельный процесс в ДОО реализуется в следующих основных формах:
  • Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми (решаются задачи, связанные с позитивной социализацией);
  • Самостоятельная деятельность детей (решаются задачи, связанные с развитием детской инициативы, индивидуализацией развития).
  • Образовательная деятельность реализуется через организацию детских видов деятельности или «культурных практик», присущих ребенку дошкольного возраста. Взрослый выступает партнером, который умеет заинтересовать, вызвать мотивацию и посредством партнерской формы НОД (занятия), решает основные задачи ФГОС ДО. В совместной партнерской деятельности учитываются специфика и самоценность периода дошкольного детства, свобода сочетается с организующим началом, которое привносит взрослый.Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. (пример)4.Для организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО применим комплексно-тематический подход. Комплексно-тематический подход подразумевает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы. При этом в качестве тем могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, праздники, традиции. Важно отметить, что реализация комплексно-тематического подхода взаимосвязана с интеграцией образовательных областей и с интеграцией детских видов деятельностей, так как через различные виды детской деятельности реализуется содержание всех пяти образовательных областей. Форма комплексно-тематического (перспективного) планирования и сами темы могут быть определены ДОО самостоятельно в соответствии с реализуемой программой дошкольного образования (разработанной и утвержденной в образовательной организации). При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой:первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники. Примерные темы: «Мой дом, моя страна», «Осень», «Зима», «Новый год», «Овощи и фрукты» и т.д.); второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. (Пример: возможные темы, возникшие после прочтения сказок К.И.Чуковского «Посуда», «Насекомые», «Профессии» и т.д.); третий фактор – события, специально "смоделированные" воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: "Что это такое?", "Что с этим делать?", "Как это действует?". Примерные темы: «Свойства воды (снега)», «Инструменты и материалы», «Хлеб» и т.д.); четвертый фактор– события, происходящие в жизни возрастной группы, "заражающие" детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия (Примерные темы: «Мои любимые игрушки», «Транспорт», «Животные» и т.д.). Краткое описание различных форм, средств, способов реализации программы. В качестве приложения к тематическому плану педагога в рабочую программу можно включить вариативные модели проектирования и организации образовательного процесса в виде таблиц, схем, алгоритмов, могут быть представлены в различные виды циклограмм. Система образовательной работы с детьмимладшейгруппы МОУ детского сада № _____ (пример)5.Планируемые результаты освоения программы. В данном разделе необходимо указать результаты образовательной деятельности (достижения ребенка), выраженные в текстовой или табличной формах. В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения ООП представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования. Согласно п.3.2.3 Федерального государственного стандарта дошкольного образования, при реализации основной образовательной программы в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В качестве показателей оценки развития личности ребенка могут быть выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе. Данный раздел может включать методики для диагностики результатов освоения ООП и отслеживания процесса развития дошкольников, позволяющую определять необходимость и содержание коррекции образовательной деятельности и ее условий. Для определения достижений детей, планируемых  результатов освоения рабочей программы по каждой образовательной области можно пользоваться рекомендациями авторов комплексных вариативных образовательных программ дошкольного образования, в которых представлены основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на каждом из возрастных этапов дошкольного детства.  7.Описание программно-методического обеспечения. В данном разделе программы указывается программно-методическое обеспечение, возможно указать различные материально-технические средства обучения. Перечень средств можно представить в табличном варианте или простым спискомчебно-методический комплект можно систематизировать по образовательным областям: (познавательное, речевое развитие, физическое развитие, коммуникативно-личностное, художественно-эстетическое).Его можно представить в форме таблицы (пример 1):Пример № 2Требования к оформлению Рабочей программы Набор текста производится в текстовом редакторе Word с одной стороны листа формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер - 14 пт.Библиография оформляется в соответствии с ГОСТом. Программа сдается на бумажном носителе - в папке и в электронном варианте. Программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляется печатью дошкольной образовательной организации. Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы возможных приложений. Допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области. Список литературы строится в алфавитном порядке и в соответствии ГОСТом. Приложение 1.Полное наименование ДОО в соответствии с УставомПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом приказом заведующего00.00.0000 протокол № 00 от 00.00.0000. № 00 Рабочая программаподготовительной к школе группы или «Подготовительная к школе группа»на 2015-2016 уч. годСоставитель/Разработчик программыФамилия, имя, отчество, должностьСрок реализацииВолгоград,2015