Публикации «Поющий рояль»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Поющий рояль»
Автор: Гридаева Леля Викторовна

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Детская музыкальная школа № 22» Сценарий музыкальной гостиной «Поющий рояль»(Для родителей и учащихся 1 – 7 классов)Подготовила:преподаватель первой категорииГридаева Леля Викторовнаг.Мариинск 2017Работа детских музыкальных школ ставит себе целью общее и эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, а также подготовку к активной музыкальной деятельности в различных формах. Публичные выступления вызывают живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышают мотивацию к обучению. Основное назначение наших концертов, чтобы слушатели окунулись в волшебный мир искусства, испытали чудесные минуты соприкосновения с миром прекрасного.Предлагаю вашему вниманию сценарий музыкальной гостиной «Поющий рояль» отделения фортепиано. Данный материал внеклассного мероприятия может быть применен в практике преподавателями фортепиано. Опыт показывает, что такие мероприятия востребованы, интересны детям и родителям.Цель: развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта учащихся через опыт публичного выступления. Задачи:- находить новые формы и методы эстетического воспитания учащихся;- формировать навыки публичного выступления, сценической выдержки; - пропагандировать классическую музыку через ее «живое звучание»;- повышать мотивацию к обучению через вовлечение в концертно-исполнительскую деятельность.- обогащать репертуарный запас учащихся путем знакомства с новыми музыкальными произведениями;- развивать фантазию и воображение детей путем погружения в мир музыкальных образов; - способствовать формированию исполнительской и слушательской культуры учащихся;- способствовать развитию художественного вкуса учащихся, родителей.Форма проведения: музыкальная гостинаяУчастники: учащиеся, преподаватели, родители.Место проведения: большой концертный зал.Предварительная подготовка:1.подготовка сценария мероприятия.2.подготовка и репетиции концертных номеров.3.оформление презентации Необходимое оборудование:
  • рояль
  • мультимедийная установка, компьютер, экран.
  • СценарийВедущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной.Ведущий 2: Пришла весна. Она принесла с собой хорошее и радостное настроение. Хочется, что бы вы немного отдохнули от повседневных забот и ваши души наполнились радостью и надеждой.Ведущий 1: Сегодня вас ждет увлекательное путешествие в удивительную Страну музыки - «Царство» волшебных звуков фортепиано! А совершить это путешествие нам помогут учащиеся фортепианного отделения.Ведущий 2: В центре внимания сегодняшнего вечера будет вот этот замечательный инструмент - его величествоРОЯЛЬ, на котором постигают секреты мастерства учащиеся нашего отделения. Ведущий 1: Вот он стоит перед вами — величественный и гордый, с размахом крыла, черный и блестящий. Рояль, в переводе с французского означает «королевский». Рояль на сцене – повелительНо что еще важней всегоОн первый музыки учитель слова Вольта СусловаВсе начинается с него…Предлагаем вам поближе познакомиться и еще раз восхититься удивительным и поистине величественным инструментом.Ведущий 2: Немного истории: первое фортепиано изобрел в 1709 году итальянский мастер Бартоломео Кристофори.ФОРТЕПИАНО - уникальный инструмент. Он обладает большими возможностями.Нет такой музыки, исполнение которой было бы невозможно на фортепиано. Оно может подражать человеческому голосу, звукам природы, различным музыкальным инструментам, звучать как целый оркестр. А услышать все это помогают пальцы пианиста.Ведущий 1: Черный парус, стремящийся вдаль,Волны звуков, как шквал наплывают, Он - великий волшебник рояль, Автор: Людмила Клёнова «Рояль» Коль талантливо пальцы играют!Ведущий 2:Конечно, чтобы выступить на концерте, произведения нужно подготовить. А для этого нужно обладать определенными качествами характера: трудолюбием, терпением, силой воли, хорошей памятью и фантазией. Ведущий 1: Сегодня вы услышите музыку старинную и современную, музыку разных стилей и жанров. А начнем мы наш концерт со знакомства с танцами. Первый из них — МЕНУЭТЗародился во Франции в 16 веке. Его еще называли «королем танцев и танцем королей». Исполнялся мелкими шагами, в умеренном темпе, плавно, церемонно, с поклонами и приседаниями. Ведущий 2: Он родом из Франции. Он — Менуэт.В то время в танцзалах был всюду паркет,Там свечи мерцали, оркестр играл, И знатный Париж менуэт танцевал. Автор Ремизова В. Е. «Менуэт»Ведущий 1: В России менуэт появился в царствование Петра I и исполнялся на балах до 30-х годов 19 века. Часто композиторы писали менуэты только для слушания, а не для танца. Такой менуэт вы сейчас и услышите. Ведущий 2: И.С. Бах «Менуэт» Ведущий 1: Полька – чешский народный танец. Польку танцуют парами по кругу, весело, непринужденно, в довольно быстром темпе. Когда в названии мы слышим слово «Полька», то это уже настраивает на веселую волну.Сейчас для Вас прозвучит «ПОЛЬКА» из Детского альбома П.И. Чайковского.Ведущий 2: Композитор очень любил детей, мог часами с ними возиться, играть. Петр Ильич Чайковский свой детский альбом написал для любимого племянника Володи Давыдова. Это - своеобразная информация о жизни ребенка.Ведущий 1: П.И. Чайковский «ПОЛЬКА» Ведущий 2: Тихо-тихо — тишина.Кукла бедная больна.Кукла ноги промочила,Шею шарфом не закрыла.Непослушная такая, Автор: В. Берестов.А теперь лежит больная Ведущий 1: Послушайте еще одну пьесу из Детского альбома Петра Ильича Чайковского - «Болезнь куклы» Ведущий 2: Многие музыкальные произведения имеют название. Эти названия дали сами композиторы. Например, «Танец дикарей», «Вальс маленьких котят», «Вальс петушков» и т.д. Это - своеобразные пьесы-картинки. Уже по названию можно догадаться, о чём она расскажет. Такая музыка называется программной.Ведущий 1:Мы весёлые цыплятки,Бегать можем без оглядки,Мир большой мы изучаем,Целый день пищим, играем! Автор: Леонов В.А. «Пушистый цыплёнок»Ведущий 2: Шукайло «Цыплята» Ведущий 1: Тёплый дождик лил да лил,Дело делал, не шалил:Вымыл крышу у скворечни,Вымыл ягоды-черешни...Протянули мы ладошки,Дождик их помыл немножко. Автор А. Босев «Дождь»Ведущий 2: Ю. Балтин «Под дождем» Петушки распетушились,Но подраться не решились.Если очень петушиться,Можно перышек лишиться.Если перышек лишиться,Нечем будет петушиться. Автор В. Берестов «Петушки»Стрибогг «Вальс петушков» Ведущий 1: Всем знаком известный балет «Лебединое озеро» на музыку П.И. Чайковского. «ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ ЛЕБЕДЕЙ» из этого балета.Ведущий 2: кто там в двери к нам стучится? сказка в гости к нам стремится.чудеса случаются..... сказка начинается..... Автор Л. Малышева Присказки к сказкамВедущий 1: Д. Шостакович «ВЕСЕЛАЯ СКАЗОЧКА» Ведущий 2: Курочка - наседкаПомогает деткам:Хочет, чтоб цыпляткиБыли все в порядке!Жёлтые комочкиРадуются квочке.Все за мамой ходят,Червячков находят! Автор Е. Зих «Курочка наседка»Ведущий 1: Г. Дмитриев «Растревоженная наседка» Ведущий 2: Мы идем походкой бравойНожкой левой, ножкой правойДалеко, далеко,Дружно, весело легко! Автор Е. Инкона «Марш для малышей»М. Жербин «Марш» Ведущий 1: Очень, очень любят мороженое дети,Ведь оно вкуснее всех сладостей на свете!Детям дай мороженое: целый день бы ели,А потом и песенку хорошую бы спели! Автор В. Туков, Е. Яблокова «Мороженое» В. Градески «Мороженое» Ведущий 2: Удивительное явление танец - это вид искусства, где мысли и чувства передаются движениями под музыку.Щуровский «Танец» Ведущий 2: Есть в музыке такая сила,такая тягостная власть,что стоит под нее попасть,и жизнь покажется красивой. Автор А. ДольскийВедущий 1: Композиторы широко используют выразительные возможности фортепиано, сочиняя музыку для фортепианных ансамблей в четыре руки.Слово «ансамбль» в переводе с французского означает – вместе. Вместе петь, вместе играть.Ведущий 2: Послушайте пьесу «Веселое шествие» композитора Металлиди. Ведущий 1: На часах истории начало 19 века - прекрасная и волнующая эпоха романтизма. Романтизм-от слова роман – странное, фантастическое. Яркие представители эпохи романтизма в музыке: Григ, Мендельсон, Шуман, Чайковский, Глинка.Ведущий 2: Ах, музыка, не нужен хор хвалебный,Пусть лишь рояль чарующий звучит, Пусть чуткий зал взволнованно молчит, внимая этой музыке волшебнойФ. Мендельсон Песня венецианского гондольера» Ведущий 1: Еще один жанр музыки, появившийся на свет в 19 веке - Ноктюрн от фр. nocturne — «ночной») …Петляет наобум воображенье,Из мрака образы плывут и вновьБесследно тают в устье сновиденья. Автор Д. Бука «Ноктюрн»Ведущий 2: Чайковский «Ноктюрн» Ведущий 1: Музыка рождается из звуков - Рифма ветра свой диктует стих! Если музыкант взял ноты в руки, Станет он волшебником на миг. Автор М. Адут «Гимн музыке»Ведущий 2: Э. Назирова «Прелюдия» Ведущий 1: СОНАТА (от итальянского сонаре «звучать») - музыкальное произведение, состоит из нескольких частей, которые различны по характеру и темпу и объединены общим художественным замыслом.В 17-19 веках жанр СОНАТЫ был одним из любимых жанров у композиторов. В Сонатах воспитывается выносливость, психологическая, эмоциональная, пианистическая способность быстро переключаться при смене образов.Ведущий 2: Когда звучала сонатина,Казалось, в мире все единоИ нет начала и конца –Лишь золотая середина.Слетали звуки, как пыльцаЛетит весной с ветвей ольховых.И таял звук, рождая новый,Неповторимый. Автор Л. Миллер «Когда звучала сонатина» И. Ванхаль Соната Ведущий 2: Я на клавишах белых хотела сыграть Всех любимых мелодий мотивы. Клавиш много, но всё же пришлось мне признать Не хватает у белых силы. А на клавишах черных мотив не сложить: Отзовется рояль диссонансом. И его я спросила: «Ну, как же мне быть, Чтобы струны запели романсом?» И ответил мне старый и мудрый рояль, Перламутром и углем сверкая: «Чтобы песня звучала, на всех играй, Цвета клавиш не различая». Автор Е. Белова «Цветная мелодия жизни»Ведущий 1: А. Аренский «Романс» Ведущий 2: Тем, кто учится в музыкальной школе хорошо знакомо слово ЭТЮД. Многие скажут, что этюды — это скучные упражнения для развития пальцев. Но ведь и из этюдов можно сделать увлекательное развлечение. Нужно лишь немного пофантазировать. Само слово «этюд» означает «эскиз, набросок», то, что создается легким движением руки. А пальцы пианиста могут сплетать волшебные узоры и целые гирлянды чудесных мелодий из черно-белых клавиш.Ведущий 1: Ах, как палитра музыки богатаК таланту труд приложится большойИ пианистка юная когда-то известной в мире может стать звездой Ф. Лист Юношеский этюд №1 До мажорзаключениеВедущий 1: Сегодня мы поделились друг с другом частичкой любви к фортепианной музыке. И хотим пожелать вам удачи, успехов и вдохновения.Ведущий 2: В это прекрасное время года мы желаем вам солнца, света, улыбок, добра. И пусть музыка весны наполнит ваши сердца радостью и счастьем. Ведущий 1: На этом наша встреча подошла к завершению. До свидания! До новых встреч!Использованная литература1.Газарян С. В мире музыкальных инструментов. Книга для учащихся старших классов музыкальной школы, 2-ое изд. - М.: Просвещение, 1989. 2. Зильберквит М. Рождение фортепиано. - М.: Детская литература, 1984. 3. Зимин П. История фортепиано и его предшественники. - М.: Музыка, 1968. - 4. Михеева. Музыкальный словарь в рассказах – М.: Всесоюзное издательство советских композиторов, 1986. 5. Э.С. Смирнова. "Русская музыкальная литература"- М.,1995.6. П.И. Чайковский «Детский альбом» Стихи В. Лунина - М.,1994.