Публикации Информационно-исследовательский проект «Загадки» для детей подготовительной к школе группы.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Информационно-исследовательский проект «Загадки» для детей подготовительной к школе группы.
Автор: Васюкова Ольга Валентиновна

МБДОУ «Детский сад №128»Информационно-исследовательский проект «Загадки» для детей подготовительной к школе группы.Воспитатель Васюкова Ольга Валентиновнаг. Череповец2017 годВид проекта: практико-ориентированный.Тип проекта: исследовательско-творческий.Продолжительность проекта: среднесрочный - 2 месяца.Участники проекта: дети, воспитатели, родители подготовительной группы №9.Актуальность проекта.Загадка – одна из форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка и тот, кто отгадывает ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как, и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.Проблема исследования.Дети не достаточно хорошо отгадывают загадки, допускают ошибки в отгадывании. Затрудняются в подборе синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов.При загадывании загадок детям, отгадывают только самые сообразительные или те, кто когда-либо слышал загадку и знает ответ. Изучив методическую литературу и разные источники, пришла к выводу, что нет специальной методики, как научить детей разгадывать загадки. Гипотеза исследования.Научившись составлять загадки сами, дети будут легко разгадывать их. У них расширится словарный запас, они будут легко подбирать антонимы, синонимы и эпитеты к словам, уровень развития речи, мышления и воображения достигнет у них более высокого уровня. Так как, по моему мнению, составлять загадки намного сложнее и интереснее, чем просто их отгадывать.Цель исследования: формирование умения составлять загадки на разные темы.Задачи исследования.Для детей:
  • Учить составлять загадки по схемам-моделям,
  • Развивать умение подбирать синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты и другие средства выразительности,
  • Обогатить активный словарь детей.
  • Для педагогов:
  • Повышать уровень профессиональной компетентности в ходе реализации проектной деятельности.
  • Обогатить предметно-пространственную развивающую среду,
  • Транслировать опыт на педсовете.
  • Для родителей:
  • Повысить педагогическую компетентность родителей в области развития речи детей и в обучении составлению загадок с детьми,
  • Приобщить к активному участию в реализации проекта,
  • Укрепить партнёрские отношения между родителями и педагогами.
  • Предполагаемый результат.Дети:
  • Расширение активного словаря детей синонимами, антонимами, эпитетами и сравнениями,
  • Формирование умения составлять загадки по схемам-моделям,
  • Использование умения составлять загадки в самостоятельной игровой деятельности.
  • Родители:
  • Повышение педагогической компетентности родителей в сфере развития речи детей,
  • Укрепление детско-родительских отношений.
  • Этапы реализации проекта.1 этап: Организационный.
  • Изучение и анализ методической литературы по данной теме.
  • Проведение диагностики речевого развития на начало года.
  • Анализ результатов мониторинга по разделу словарь детей (синонимы, антонимы, многозначные слова, переносные значения слов).
  • Постановка цели и определение задач.
  • Выявление уровня знаний и представлений родителей по теме через проведение бесед.
  • 2 этап: Подготовительный.
  • Разработка плана по обучению детей составлению загадок по схемам-моделям,
  • Написание конспектов занятий,
  • Подготовка наглядного материала (предметные картинки)
  • Подготовка схем-моделей,
  • Обсуждение плана работы по теме с родителями на собрании,
  • Накопление картотеки загадок.
  • 3 этап: Основной-практический.
  • Работа с детьми.
  • Проведение цикла занятий по обучению составлению загадок с детьми,
  • Отгадывание загадок, составленных детьми,
  • Показ предметных картинок,
  • Проведение игр «Нарисуй отгадку», «Придумай загадку»,
  • Рисование иллюстраций к книге загадок,
  • Проведение словестных дидактических игр «Скажи наоборот», «Скажи по-другому».
  • Работа с родителями.
  • Проведение консультации «Роль загадки в развитии речи старших дошкольников»,
  • Оформление папки-передвижки «Какие бывают загадки»,
  • Отгадывание загадок составленных своим ребёнком,
  • Рисование иллюстраций загадок для оформления книги.
  • 4 этап: Итоговый.
  • Оформление картотеки загадок по разным лексическим темам,
  • Оформление и изготовление книги загадок, составленной детьми,
  • Совместное оформление лэпбука «Дом Загадок»,
  • Анализ речевого развития детей на конец года, в частности показатель – словарь детей. Результаты диагностического обследования по данному направлению показывают, что на конец года наблюдается положительная динамика: начало года - 73,7% (высокий+средний уровень); конец года – 89% (высокий+средний уровень). Таким образом, детей с высоким и средним уровнем стало больше на 15,3%.
  • Отчёт о результатах проекта на итоговом родительском собрании.
  • Представление опыта работы на итоговом педагогическом совете.
  • Результаты работы по проекту:
  • Усовершенствовалась ППРС в группе,
  • Повысился интерес детей с загадкам (к составлению и отгадыванию),
  • Дети стали лучше отгадывать загадки,
  • Используют книгу загадок и лэпбук в самостоятельной игровой деятельности,
  • Составляют самостоятельно загадки в свободной игровой деятельности.
  • Повысилась информационная осведомлённость родителей в обучении детей составлению загадок и о пользе её для развития речи детей.
  • Улучшились партнёрские отношения между родителями и педагогами.
  • Перспектива работы по проекту:
  • Продолжать пополнять картотеку загадок в лэпбуке,
  • Продолжать составлять загадки с детьми в совместной деятельности.