Публикации
Дифференциация С-Ш
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дифференциация С-Ш
Автор: Архипова Елена Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дифференциация С-Ш
Автор: Архипова Елена Михайловна
Логопедическое занятие«Дифференциация С-Ш»для учащихся индивидуального обученияАрхипова Елена МихайловнаРостов-на-Дону2017Дифференциация С-ШЦель занятия: воспитание фонематического слуха, выработка четкого произношения звуков «с» и «ш» в слогах, словах и предложениях, различие этих звуков в произношении, определение места звука в слове, выработка навыков слогового чтения, анализа и синтеза, развитие зрительной и слуховой памяти, мышления.Оборудование: зеркало индивидуальное слоговая таблица, игра «Домики», картинка со звуками «с» и «ш»; раздаточный материал: буквы «с» и «ш» - карточки для нахождения места звука в слове, картинки для ответов на загадки: матрешки, косы, собака, кошка, свинья, лошадь, сова, лягушка, сапоги, свёкла. 4 сюжетные картинки: «Маша машет», «Паша пашет», «Света светит», «Соня спит».Ход занятия.I. Организационный момент.II. Артикуляционная гимнастика.Сказка про язычок. 1. У нас во рту, как в домике, живёт язычок. Чтобы он без дела не выходил наружу, зубы образуют забор. (Улыбнуться, показать сближенные зубы) 2. Однажды захотел язычок выйти на улицу, нашёл в заборе калиточку, стал ее открывать, а она не поддается. (Потолкать язычком зубы.) Наконец, протиснулся язычок (с силой просовывать язык между зубами) и выбежал на улицу.3. Там гуси щипали травку. Помешал им язычок, и они на него зашипели (ш-ш-ш).4. Тогда язычок открыл кран на водопроводной колонке - побежала водичка (с-с-с). Гуси обрадовались, перестали шипеть, стали купаться.5. Побежал язычок кататься на качелях. Верх-вниз, вверх-вниз (за верхние зубки - за нижние) раз-два, раз-два.6. Спрыгнул язычок с качели и чуть на кошку не наступил. Рассердилась кошка, выгнула спинку (кошки всегда выгибают спинку, когда сердятся) (Зацепить язык за нижние зубы и выгнуть) и зашипела "ш-ш-ш".7. Потом кошка села на дорожку и стала умываться (оближем верхнюю и нижнюю губки).8. А язычок решил покататься на велосипеде. Взял насос и стал шины накачивать. (с-с-с-с).9. Так сильно накачал шину, что она лопнула (ш-ш-ш).Расстроился язычок и пошёл домой.III. Угадайте, какой звук я хочу произнести (по беззвучной артикуляции) С и Ш. -Как вы угадали?IV. Описание артикуляции звуков. С - губы в улыбке согласный зубы сближены язык внизу за зубами воздушная струя холодная.Ш - губы круглые (бубликом)рот приоткрыт язык ковшиком (чашечкой) поднят вверх воздушная струя теплая.V. Воспитание фонетического слуха. 1. - Какой звук чаще слышится? а) салат, посуда, лес, нос, бусы;б) шуба, шило, кошка, камыш, малыш.2. Поднимете букву «с» или «ш», когда услышите слово с этими звуками.Сапоги, собака, шар, шум, лиса, груши, косы, вишни, сок, насос, душ.3. Хлопнуть в ладоши, когда услышите слог «ша», потом «са»: шагай, шары, сани, шаги, сахар, сарай.4. Раз-два-три, без ошибки повтори:5. Определить место звука в слове - поставить фишку на ту часть карточки, в какой части слова слышится звук: «с» – соль, сокол, косы – нос, компас;Звук «ш» - шаль, шёпот, груши, вишни, малыши, камыш.6. Найти в предложении слова со звуком «с»: У Сони сумка.со звуком «ш»: У Шуры шапка.Серая кошка сидит на окошке.VI. Дифференциация с участием зрительного анализатора:Найти на таблице букв I-го этапа 5 букв «с». -Какого цвета буквы будешь искать? (синего)Почему? (звук «с» - согласный)-Найти на таблице букв II-го этапа 6 букв «ш»2. Картинки …ОМ…АРВставить пропущенные буквы.Написать буквы «с» и «ш», расставить под ними картинки: сани, шина, машина, весы, песок, душ, шляпка, миска, кормушка, колесо. Придумать слова со звуком «с» и «ш» из 1,2,3-х слогов.Чтение слогов (прямых и обратных) по слоговой таблице. Составление слов с прочитанными слогами. Игра «Домики». В городе Букваринске, в микрорайоне Словарном получила квартиру буква «с». Её соседкой оказалась буква «ш». На новоселье стали съезжаться гости (слоги) Какие гости идут к какой букве?(са, со, су, сы, ша, шо, шу)Игра «Один-много». Я называю один предмет, а ты называешь много предметов.(подкрепить картинками)а) На доске – 5 картинок со звуками «с» и «ш». Назвать их. Ученик встает спиной к столу и повторяет названия картинок в этой же последовательности.б) Я называю картинки: весы, шар, сапоги, кормушка.Поставить их в таком же порядке, как я назвал(а).Отгадать загадки (на портах картинки –отгадки) Всегда шагаем мы вдвоём, Похожие, как братья.Мы за обедом - под столом,А ночью - под кроватью. (Сапоги)С хозяином дружит,Дом сторожит.Живет под крылечком,Хвост - колечком. (Собака) Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке,А всего одна игрушка. (Матрешка)Мордочка усатая,Шубка полосатая,Часто умывается,А с водой не знается.(Кошка)Кто это?Сторожит, грызет, лает -собакаМяукает, лакает -кошкаХрюкает, роет -свиньяРжет, бегает, жует -лошадьПрыгает, квакает -лягушкаНа суку сидит, во все стороны глядит -соваПридумай конец, и будешь молодец. Закончить стихотворения:Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу.Всё равно его не брошу,Потому что он . . . (хороший)Петушок, петушок,Золотой . . . (гребешок),Масляна . . . (головушка),Шелкова . . . (бородушка),Выгляни в . . . (окошко),Дам тебе . . . (горошка).Моем шею, моем уши,Вытираемся . . . (посуше)У тебя на шее . . . (вакса)У тебя под носом . . . (клякса)Я рубашку сшила мишке,Я сошью ему . . . (штанишки)Нет, твой голос не хорош,Слишком громко ты . . . (поешь)Часовщик, прищурив глаз,Чинит часики для . . . (нас)Дождь покапал и прошел,Солнце в целом свете.Это очень . . . (хорошо)И большим, и детям.Хоть и сахарной зовусь,Но от дождя я не размоклаКрупна, кругла, сладка на вкус.Узнали вы? Я - . . . (свекла) Закончить предложения с опорой на картинки У Маши ко ... (сы)Косы у Ма ... (ши) Связь глагола в ед. числе с существительным Картинки Маша машет.Паша пашет.Света светит.Соня спит.Повторить предложения по картинкам, дополнить их, затем ответить на вопросы.Что делает Маша? Кто машет? Паша? пашет? Света? светит? Соня? спит?В каких именах звук «с»? «ш»?В каких словах-действиях – «с»? «ш»? Повторить скороговорку. Саша шапкой шишки сшиб. Итог занятия