Публикации Конфликт в дошкольном детстве

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конфликт в дошкольном детстве
Автор: Филимонова Юлия Сергеевна

 - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это  в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.  особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.В  дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. Общение с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем несравнимое удовольствие, дети очень любят играть вместе, но не всегда их игра проходит мирно.Это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Но тем не менее, дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. Часто возникают конфликты, обиды и ссоры. Рассматривают два типа конфликтов у дошкольников: внутренние и внешние.Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее , как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они предоставляют ребенку право на , на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей.Внутренний конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников. Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых.Особую роль в возникновении конфликтов играют межличностные отношения, а именно умение общаться. Почти все дети время от времени конфликтуют между собой, но только с одними это случается редко, с другими – довольно часто. Одни дети, как правило, бурно реагируют на недоразумения, возникающие в совместной со сверстниками деятельности, и сами инициируют конфликт; у других дело доходит до конфликта лишь в чрезвычайных обстоятельствах; третьи – включаются в конфликт, только вовлекаемые в него партнером и практически сразу пытаются из него выйти. В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:
  • Агрессивисты задирают других и раздражаются сами, если их не слушают;
  • Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются;
  • Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно;
  • Сверхпокладистые – со всеми соглашаются;
  • Всезнайки – считают себя выше, умнее других;
  • Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться;
  • Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас;
  • Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика;
  • Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом.
  • Существует и такая характеристика конфликтных дошкольников:«Я всегда прав» эти дети:- чаще других инициируют острое столкновение;- никогда не играют одни, им нужен партнер;- открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка;- ревниво следят за успехами других детей, стремятся обязательно их превзойти, стать предметом всеобщего внимания.«Я лучше других» эти дети:- конфликтуют часто, остро, активно и эмоционально;- демонстрируют свое превосходство, высокомерие по отношению к сверстнику;- навязывают партнеру по игре свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление- стремятся привлечь внимание к себе, своим знаниям, своей деятельности.«Я взрослый,- главный» эти дети:- вожаки, командиры, лидеры;- претендуют на главные роли во всем, но дипломатично;- к ровеснику относятся в основном критически, особенно если у них самих что-то не получается;- знают, что, где и как надо делать, поэтому во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам;- принимают предложения сверстника только в том случае, если они им полезны.«Я за себя постою» эти дети:- чувствительны к отношению к себе сверстников, стремятся к контактам;- очень осторожны, боятся ущемления своих интересов;- стремятся показать свои возможности, чтобы сверстники признали их ценность;- стремятся к равенству с ровесниками и справедливости во взаимоотношениях с ними, ценят в них внимание и интерес к себе.«Я хороший» эти дети:- наименее конфликтные из самых конфликтных дошкольников;- заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок;- стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками;- при любой удаче стараются привлечь к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили их удачу.Для всех конфликтных дошкольников характерны высокая активность в стремлении к взаимодействию с ровесниками и одновременно неумение делать это без конфликтов, а также явное самоутверждение. Кроме того, причиной конфликтности детей-дошкольников могут выступать неадекватный стиль родительского воспитания и в целом неправильный образ взрослого. В дошкольном возрасте ребёнок часто подражает поведению наиболее близких ему людей, и негативный пример может стать нормой поведения и перенестись на сверстниковМетоды разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях.В педагогике и детской психологии всегда присутствовала проблема воспитания гуманных и доброжелательных отношений между детьми. Также остро стоял вопрос о профилактике конфликтности детей-дошкольников.  Существует большое количество психолого-педагогических мер по предупреждению конфликтного поведения, когда оно еще не проявилось в полной мере, однако для того, чтобы работа была эффективной, необходимо комплексное воздействие на ребенка. В качестве метода по формированию у детей готовности к позитивному разрешению конфликтов можно выделить усвоение моральных норм и правил поведения через детскую литературу. Другой формой формирования позитивного отношения к конфликту является организация совместной деятельности детей-дошкольников – игровой или продуктивной. В процессе игры или труда ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, согласовывать с ними свои действия. В процессе совместной деятельности  также вырабатываются навыки сотрудничества и взаимопомощи. Организация такой деятельности должна осуществляться под контролем взрослых, чтобы они направляли и поддерживали процесс общения между детьми. Детей учат прислушиваться к себе и другим, называть свои чувства и состояния, понимать свои качества и достоинства. Итак, формирование у детей-дошкольников готовности к позитивному разрешению конфликтов напрямую зависит от личностно-ориентированного подхода взрослых к ребенку, от приобщения его к культурным ценностям, литературе, искусству. Немаловажную роль играет благоприятный психологический климат в семье. При правильной организации воспитательных, учебных и игровых компонентов деятельности детей, можно предупредить конфликтность и сформировать у ребенка позитивное отношение к поиску выхода из конфликтной ситуации.В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера, находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта.В разрешении детских конфликтов взрослый обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.В педагогической практике можно выделить три основные стратегии по разрешению .Стратегия игнорирования. Несомненно, что дошкольники получают при этом определенный опыт социального конфликта, но едва ли получают опыт социального примирения. Если не помочь враждующим сторонам услышать и понять друг друга, сами они этому, как правило, не научаются. Стратегия подавления и наказания. Наиболее простая и распространенная стратегия: драчунов отругать, развести по углам, примерно наказать, вызвать родителей. Такая стратегия приводит к тому, что явные конфликты затухают, но некоторые дошкольники делают из этого вывод, что выяснять отношения с помощью кулаков нужно тайком, в укромном месте. Конфликт, не законченный в группе, будет продолжен за её границей. Стратегия сотрудничества. Самая сложная и самая эффективная стратегия, состоящая в том, что взрослый помогает детям разобраться в их внутренних переживаниях, которые привели к конфликту, и вместе с ними пытается изобрести и опробовать различные способы примирения. При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад – модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.Диагностика уровня агрессивности и конфликтности.Диагностика уровня конфликтности проводятся с помощью проективных методик и бесед с воспитателем группы ДОУ, родителем ребенка. Используемые графические методики в совокупности с классическими методами психологии (наблюдение, беседа), позволяют получить более полную характеристику личности и отметить возможные проблемы.Методика «Кактус». Графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.пМетодика «Несуществующее животное» Проективная методика «Несуществующее животное» является одной из самых информативных среди других рисуночных тестов. Это ориентировочный тест, который используется в комплексе с другими методами в качестве одного из инструментов исследования личности.Рекомендуется использовать методику с детьми от 5 лет и старше.Метод беседы Метод беседы является одним из основных в работе психолога-педагога. Он  помогает составить общую характеристику личности ребенка, его психоэмоционального развития, дает необходимые сведения о семье и ближайшем окружении дошкольника.Метод наблюдения Метод наблюдения в психологии является одним из самых старых и на первый взгляд наиболее простых. Он основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Существуют и другие методики для более глубинных исследований зарождения агрессии, для выявления причин агрессивного поведения.(«тест руки» Вагнера и т.д.)Рекомендации по организации и проведению профилактической работыПсихологическая профилактика – главное направление деятельности практического психолога-педагога. Оно предполагает комплекс мер, направленных на  предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. Отечественный исследователь И. В. Дубровина пишет в своем труде «Психологическая служба в современном образовании»: «Психологическая профилактика становится главным направлением профессиональной деятельности практического психолога». Профилактическая работа психолога-педагога, для наибольшей эффективности, прежде всего, должна сочетаться с остальными видами деятельности:
  • С психологическим просвещением;
  • С психологической диагностикой;
  • С психологической коррекцией;
  • С консультативной деятельностью.
  • Организация и проведение психопрофилактической работы среди детей дошкольного возраста осуществляются комплексно: задействуются все направления работы практического психолога-педагога, предполагается совместная деятельность воспитателей, психологов и родителей. Психологическая профилактика в дошкольных образовательных учреждениях должна осуществляться непрерывно, в течении всего учебного года. Также, по мере необходимости, к отдельным дошкольникам применяются дополнительные меры профилактики в соответствии с их психоэмоциональным состоянием. Конфликтное поведение детей дошкольного возраста – это следствие психоэмоционального напряжения (например, повышенная тревожность, страх) и недостаточно развитой коммуникативной сферы, поэтому целесообразно не устранять конфликтность как симптом, а пытаться решить те проблемы, которые за ней стоят.Другими словами, следует перенаправить энергию ребенка в положительную сторону и скорректировать имеющиеся проблемы. Е. О. Смирнова и Е. М. Холмогорова разработали комплекс игровых упражнений, направленных на формирование у дошкольников чувства общности и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров.Данная система игр рассчитана на детей 4 – 6 лет. Ее можно осуществлять в небольших группах по 4-10 человек, т. е. непосредственно среди детей с ярко выраженной конфликтностью.Акцент в данной системе делается на игровую деятельность как ведущую в дошкольном возрасте, поэтому необходимые навыки и умения, заложенные в упражнениях, усваиваются детьми без трудностей.Также необходимо использование разнообразных психологических игр, как на психолого-педагогических занятиях, так и в непосредственной игровой деятельности с целью профилактики конфликтных ситуаций. Делая вывод, можно сказать, что обеспечение комплексной профилактики с использованием игровой терапии поможет не только устранить конфликтное поведение детей, но и предотвратит его дальнейшее развитие, поспособствует благоприятному развитию личности ребенка, его психоэмоциональной и коммуникативной сфер.