Публикации «Волшебное сито»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Волшебное сито»
Автор: Морданова Ирина Ильинична

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебное сито».Цели:
  • Познакомить детей со способами отделения мелкой крупы от крупной крупы с помощью сита.
  • Показать, что скорость и возможность просеивания зависит от размера ситечка и размера отверстия в нём.
  • Развивать самостоятельность, аккуратность, умение договариваться между собой.
  • Воспитывать желание оказывать помощь другим.
  • Материал: совки, ложечки, различные сита, ведёрки, миски, тарелочки, воронка, крупа манная и рисовая.Всё оборудование разложено в разных местах группы, доступных детям. На столе для работы ничего нет. Дети по ходу занятия будут готовить для себя рабочее место.Описание:Дети занимаются в разных игровых зонах.Восп-ль держит миску с перемешанной крупой. Миска должна быть закрыта, чтобы ребята не увидели сразу содержимое миски или держать выше роста ребят. - Ребята, когда вас ещё не было в садике, а я пришла на работу, ко мне подошла, наш повар Яна Викторовна и передала мне эту миску. Как вы думаете, что в ней может быть? (Ответы детей: суп, сосиска, пюре, салат, каша и т.д. Если кто – то попадет в цель, сказать: кто это угадал, что в миске.)Если дети не догадаются, то показать и спросить, что это в миске? (крупа). А какая это крупа? (манная и рисовая).Восп – ль: - А вы не догадались, зачем она дала мне миску с перемешанной крупой? (Ответы детей)Восп-ль: - Тогда слушайте. Яна Викторовна не просто так дала нам эту миску с крупой. Дело в том, что у неё на кухне случилось непредвиденное обстоятельство, она уронила банки с манной и рисовой крупой и вся крупа перемешалась. На ужин сегодня по меню манная каша, а не ассорти. Она попыталась отделить манку и от риса, но ей некогда, так как надо готовить обед для ребят. И она попросила о помощи. Я сказала, чтобы она сильно не расстраивалась. Может быть, мы с ребятами сможем отделить одну крупу от другой. Как вы считаете, сможем мы помочь Яне Викторовне? (Ответы детей: Да, поможем).Подходят к столу для работы.Восп-ль: - Ребята, посмотрите, вас много, а миска с крупой одна. Вам не очень удобно доставать крупу из неё. А что нам сделать, чтобы всем было удобно брать крупу?Ответы детей: - Давайте, поставим на середину стола.Восп-ль: - Ребята, посмотрите, Антону всё равно далеко и он не достаёт до миски. Как нам тогда быть?(Ответы детей: - Давайте, разделим крупу.)Восп-ль: - Хорошо.Врспитатель пересыпает часть перемешанной крупы в другую миску и ставит на два конца стола, так чтобы всем было удобно доставать до миски.Восп-ль: - Ребята, как мы будем отделять рис от манки?(Ответы детей: - Пальчиками.)Восп-ль: - Хорошо, а во что будем складывать крупу?Ответы детей: - (дети дают разные варианты посуды).Восп-ль: - А где мы можем взять тарелочки (кружечки, баночки, кастрюльки...)?Ответы детей: - На кухне (кукольный уголок).Дети берут тарелочки и начинают перебирать крупу. Кто-то отделяет рисовые зёрна, а кто-то манку. Восп-ль отделяет вместе с ребятами. Перебирают 1-2 минуты.Восп-ль: - Ой, ребята, что-то мне не очень нравится такая работа. Сколько долго мы перебирали, как Золушки, а получилось много или мало перебрали крупы? (Ответы детей: мало). Удобно ли пальчиками отделять одну крупу от другой? (Ответы детей: нет, неудобно). Если мы так будем перебирать крупу, то не сможем выполнить просьбу Яны Викторовны, чтобы она успела сварить на ужин манную кашу.Восп-ль: - Как нам тогда быть? Что делать? (Ответы детей)Восп-ль: - Как ускорить работу? (Ответы детей). Может у нас найдутся какие-либо помощники? (Ответы детей: помощник воспитателя или другие люди)Восп-ль: - Ребята, они ведь тоже будут отделять руками, а мы уже знаем, что это долго. У меня есть маленький секретик. У нас в группе есть предметы-помощники, с помощью которых мы быстро рассортируем крупу. Найдите их.Дети находят ложки.Восп-ль: - Хорошо, давайте попробуем ложками.Ребята пробуют ложечками отделять одну крупу от другой.Восп-ль: - Ой, ребята, что-то мне тоже не очень нравится такая работа. Посмотрите, крупа плохо отделяется. Подходит нам такой способ? (Ответы детей).Восп-ль: - А давайте ещё поищем в группе предметы-помощники.Ребята ходят по группе, ищут предметы-помощники и находят сита.Восп-ль: - Хорошо, давайте попробуем.Дети активно начинают просеивать крупу. Восп-ль: - Ребята, у нас два вида крупы. Куда вы будете складывать рис?(Ответы детей: взять ещё тарелочку, в баночку для крупы,...)Восп-ль в процессе работы уточняет у детей:- Антон, почему у тебя быстро просеивается? (Ответы детей: у меня сито большое).- Аня, а у тебя почему медленно просеивается? (Ответы детей: у меня сито маленькое).- Даша, почему ты накладываешь в сито много крупы? (Ответы детей: у меня совочек большой).- Полина, почему ты накладываешь в сито мало крупы? (Ответы детей: у меня маленькая ложечка).- Никита, что у тебя сыпется в миску? (Ответы детей: манка).- Стас, что у тебя осталось в сите? (Ответы детей: рис).-Саша, почему рис остаётся сите, а манка падает в миску? (Ответы детей: манка мелкая, а рис крупный и он не падает в дырочки).Проблемные ситуации, создаваемые восп-лем.
  • Воспитатель берёт сито, с очень маленькими дырочками, через которое манка плохо сыпется.
  • - Как вы думаете, почему у меня так мало манки сыпется в миску? (Ответы детей: у вашего сита очень маленькие дырочки).2. Воспитатель берёт сито, с большими дырочками,( для игры в песочнице).- Как вы думаете, почему у меня манка и рис не отделяются, а вместе падают в миску? (Ответы детей: у вашего сита очень большие дырочки).3. Воспитатель берёт воронку.Как вы думаете, почему у меня манка и рис не отделяются, а вместе падают в миску? (Ответы детей: у воронки большая дырочка и нет ситечка).Восп-ль: - Ребята, ситечки, которыми я просеивала, помогли мне? Они были моими помощниками?(Ответы детей: нет).Восп-ль: - Ребята, ситечки, которыми вы просеивали, помогли вам? Они были вашими помощниками? Почему?(Ответы детей: да, они просеивали манную крупу, а рисовая - оставалась в ситечке).Собираем крупу в ёмкости. (Можно взять баночки для риса и манки).Восп-ль: - Ребята, мы отделили с вами манку от риса, справились с просьбой Яны Викторовны. А кто же отнесёт на кухню крупу? (Ответы детей: я отнесу, вы отнесите...)Восп-ль: - Давайте мы попросим Ирину Ивановну отнести крупу на кухню.- Ирина Ивановна будьте любезны, отнесите на кухню Яне Викторовне крупу, и пусть она не растраивается. Спасибо.Восп-ль: - Ребята, мы с вами хорошо потрудились, давайте отдохнём (все садятся на коврик)Рефлексия:- Ребята, сложно ли было просеивать крупу?- А какой способ вам показался быстрее и удобнее, перебирать пальчиками или просеивать ситом?- Сможете ли вы помочь маме, если у неё произойдёт такое несчастье? Какое сито вы возьмёте?- Доброе ли дело мы с вами сделали?В группу заходит Ирина Ивановна и от лица повара благодарит ребят за хорошую работу.