Публикации
«Кукла-скрутка»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Кукла-скрутка»
Автор: Чагина Любовь Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Кукла-скрутка»
Автор: Чагина Любовь Николаевна
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Кукла-скрутка» Провела и подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Чагина Л.Н.Способ организации детей: подгруппа детей из 8 человек.Предварительная работа с детьми:1. Чтение русской народной сказки «Василиса прекрасная», беседа по содержанию.2. Составление рассказов на тему «Моя любимая кукла».3. Сюжетно-ролевые игры с куклами: «Дочки-матери», «Кукла заболела» и т. д.4. Изготовление альбома «Куклы разных времен».5. Ознакомление с пословицами: «Какова мастерица – такова и работа», «К большому терпению придет и умение» и т. д.6. Изготовление обрядовой куклы на Масленицу, куклы – «бессоницы».Наглядный дидактический материалДемонстрационный материал:Куклы «берегиня», «зернушка», «травница», «десятиручка», «бессоница», «мировое дерево», соломенные куклы, «дымковская барышня» (презентация); куклы, связанные из ниток, матрешки; выставка современных кукол; схема изготовления куклы-скрутки.Раздаточный материал: заготовки лоскутков для приготовления куклы-скрутки, нитки.Цель: изготовление тряпичной куклы-скрутки.Задачи:Познакомить детей с различными видами кукол. Учить отвечать на вопросы связно и последовательно. Развивать устойчивый и углубленный интерес к обычаям и быту русского народа. Воспитывать любовь, эстетический вкус и бережное отношение к кукле. Ход занятия:Часть – вводная. Воспитатель в русском костюме встречает детей у избы со словами:- Здравствуйте мои дорогие детишки, я очень рада, что вы снова пришли ко мне в гости.- Что необычного в моей избе? Что вам кажется необычным сегодня в моей избе?Дети: …. Сегодня у меня праздник-кукол и я приглашаю вас всех ко мне на посиделки, поговорить о куклах!Дети садятся на лавочки.Часть - основная. Обратите внимание, сколько красивых кукол здесь собралось! - Что такое кукла?Дети: Кукла – это игрушка.Где вы берете куклы? Дети: нам их дарят, покупают.Воспитатель: Как с ней можно играть?Дети: Куклу можно пеленать, кормить, укладывать спать. Кукле можно спеть колыбельную песню. Кукле можно сшить одежду, придумывать фасоны разных платьев. С куклой можно делиться секретами – она никому не расскажет. С куклой можно разговаривать.Воспитатель: Как называется игра, когда дети играют с куклой?Дети: «Дочки - матери».Воспитатель: Ребята, эта игра очень старинная и пришла к нам из глубины веков. Как вы думаете, какие куклы были в старину?Действительно, куклы в старину были не такие, как сейчас. Их не продавали в магазинах, а делали своими руками. Вы можете рассказать, из чего делали кукол на Руси? (из соломы, из травы, из дерева, из глины, из ткани).Я предлагаю вам посмотреть презентацию, какие куклы и из чего их делали в старину.(ПОКАЗ СЛАЙДОВ СТАРИННЫХ ИГРУШЕК)1-й ребенок.Золотистая солома,Без сомненья, всем, знакома.Соберем ее в пучокИ повяжем в колосочек.На Руси делают куклу из соломы!(Показывает 1 слайд)2-й ребенок.Посмотри, как хорошаЭта девица-душа!Щеки алые горят,Удивительный наряд.Сидит кокошник горделиво-Барышня, ты так красива!Такую куклу делали из глины, а называется она «Дымковская игрушка». (Показывает 2 слайд3-й ребенок.Рукодельница-мастерицаВечером вязала на спицахНе платочек, не шарф, не шапку,А веселую куклу Марфу!Этих нарядных кукол связали из клубочков ниток! (Показывает 3 слайд)4-й ребенок.Поглядите-ка скорее:Щечки розовеют,Пестренький платочекПлатьице в цветочек,Пухленькие крошки –Русские матрешки!Русские матрешки – это точенные из дерева куклы, раскрашенные яркими красками. (Показывает 4 слайд.)Воспитатель: А я знаю старинную русскую игру «Возьми матрешку».Игра «Возьми матрешку»Под музыку русской народной песни «Барыня» дети водят хоровод, исполняют русскую пляску, а по окончании музыки берут матрешку (2 раза).Воспитатель:Вы, ребята, не спешите,А немного попляшите.Кончит музыка играть –Матрешку нужно быстро взять!Воспитатель:Дети, как вы думаете, мы обо всех куклах рассказали? О каких мы забыли рассказать?Дети: Мы забыли рассказать о тряпичных куклах.Воспитатель: Да, про тряпичных.Тряпичные куклы имелись в каждой русской семье, даже в самой бедной. Иногда их было около ста штук. Кукол берегли, хранили на полках в красном углу, в корзинках, в сундуках. Куклы были разные. Как называли тряпичных кукол?Воспитатель: Были игровые куклы, с которыми дети играли. Такую куклу называли «девкина забава». Были обрядовые куклы – их делали на праздники, например, на Масленицу или на свадьбу. Обережные куклы – оберегали детей и взрослых от злых духов, болезней, помогали справиться с трудностями: в русской народной сказке «Василиса Прекрасная» кукла помогала девочке – сироте (слайды). Дети стоят по кругу около доски.Воспитатель: У меня в корзине куклы, которые достались мне от моей мамы, от моей бабушки. Это старинные куклы. (Идет в избу и показывает кукол, дети сидят на скамейках). Вот это – «берегиня» - моя самая любимая. Эта кукла бережет меня, приносит мне благополучие, здоровье и радость.Это кукла «десятиручка». Такую куклу дарили девушке на свадьбу, чтобы она справлялась со своими домашними делами, у нее был порядок, чистота.Эту куклу зовут «кубышка» или «травница». Ее наполняли лекарственными или пахучими травами и давали играть детям. Запах лечебных трав освежал и очищал воздух, успокаивал ребенка.Воспитатель: Ребята, чего нет у тряпичных кукол или чем они отличаются от современных?Дети: нет глаз, носа и др.Воспитатель: Куклы в старину были безликими, то есть без лица. Почему? (Считалось, что в куклу с нарисованным лицом селится злой дух, и он может навредить ребенку).Воспитатель: Скажите, кто делал куклы?Воспитатель: Первую куклу мастерили взрослые – мама или бабушка.В дальнейшем девочки шили кукол сами: так они учились пользоваться иголкой, ножницами, ведь им придется потом самим шить одежду для себя или своей семьи.Вот такие куклы были у наших предков. Люди наделяли их волшебной силой и с их помощью растили и воспитывали своих детей, вели хозяйство. Изготовление кукол – это тоже волшебство: занимаясь таким делом, девочки росли трудолюбивыми, спокойными, усидчивыми, старательными. Почти все были мастерицами: умели шить, вышивать, вязать кружева. А вам хотелось бы самим сделать куклу? (Дети соглашаются.) Запомните, приступая к работе, нужно думать о хорошем. Я бы хотела, чтобы перед началом работы вы вспомнили пословицы.Пальчиковая игра МузыкаПосле игры девочки по схеме изготавливают кукол-скруток из заранее приготовленных заготовок.Воспитатель: Это самая первая кукла, сделанная вашими руками, а потом, я надеюсь, их у вас будет много. Молодцы! Возьмите своих кукол и поиграйте с ними в группе в дочки-матери. У вас теперь на одну куклу стало больше.