Публикации
«Учиться надо весело»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Учиться надо весело»
Автор: Шиженская Нина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Учиться надо весело»
Автор: Шиженская Нина Николаевна
Учиться надо веселоШиженская Нина Николаевна,Заслуженный учитель РФ, ГБОУ школа № 104 Выборгского района Санкт-Петербурга Я – убежденная сторонница использования на уроках географии занимательных вопросов. Они помогают мне развивать интерес к географии, любознательность, повышать активность обучающихся на уроках. Их применение не ограничено жесткими рамками структуры урока, поэтому они успешно могут использоваться на разных этапах урока и с различными целями: в начале урока – для проверки знаний, в середине урока – для изучения нового материала, в конце урока – при закреплении, а также как домашнее задание. Правильно подобранные вопросы организуют познавательную деятельность, возбуждают эмоциональные переживания, конкретизируют знания, развивают воображение, упражняют память. Существует множество типов занимательных вопросов. Я, например, при изучении темы «Гидросфера» в 6 классе и «Внутренние воды России» в 8 классе использую шарады-загадки, в которых слово, которое необходимо определить. Состоит из нескольких разных слов:1. К названию животного прибавь меру площади и получишь полноводную реку России. (Вол – га)2. Первый слог мой – нота, буква – слог второй; целое – широко разлилось рекой. (До – н)3. Название какой реки, берущей начало в Беларуси, состоит из предлога и цифры? (При – пять)4. Название какой горы на Урале состоит из местоимения, предлога, названия реки – притока Волги и еще одного местоимения? (гора Вы – с - Ока – я)5. Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога? (Я – на) При изучении населения в 6-10 классах предлагаю вопросы такого же типа:1. Первый слог каждый знает - в классах он всегда бывает, мы к нему союз прибавим, сзади дерево поставим, чтобы целое узнать, город нужно нам назвать. (Мел – и –тополь)2. Мое начало вы найдете в поле, второй и третий слог – учили в школе, когда был по грамматике урок: одно из них – союз, другое же – предлог. Затем вы, приложив старанье, найдете дерева названье, а в целом - имя города-героя, чьей славой мы гордимся боевою. (Сев – а –с - тополь)3. Ищи в дубраве первый слог, а окончание - предлог. Отгадка – город под Москвой, науки центр передовой. (Дуб – на)4. Если ноту верно угадаешь и к ноте букву подберешь, уральскую республику и её столицу назовешь. (У – фа)5. Название какого декоративного растения надо соединить с титулом тюркского хана и мягким знаком, чтобы получить порт на берегу реки Волга? (Астра – хан – ь)6. Какому городу Франции дадут название планета и дерево, соединившись вместе? (Марс – ель)7. С названия птицы начинается, названием зверька кончается. Как называется этот российский город? (Ворон – еж)8. Какое мужское имя нужно прочитать наоборот, к нему приписать два предлога, чтобы получился волжский город? (Сарат – о - в) Вызывает интерес учеников и применение логогрифов – слов-загадок, меняющих свое значение при отнимании или прибавлении букв. Например:1. Я глубока и полноводна, и вся страна гордится мной, а впереди союз прибавишь – и стану птицей я лесной. (И –Волга)2. С двумя «и» - река, с одним «и» - в реке. (Или – ил)3. Я укрываю самолеты, когда кончаются полеты. Но ты поставь союз за мной, и стану бурной я рекой. (Ангар –а)4. Я город за Уралом, но с «т» перед началом совсем другой я город, хотя и в тех просторах. (Омск – Томск)5. От названия какой птицы надо отнять предлог, чтобы получить реку во Франции? (Ворона – Рона)С не меньшим интересом воспринимаются метаграммы –загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:1. Ты меня, наверно, знаешь, я сказки Пушкина герой. Но если «л» на «н» сменяешь, сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)2. В Селенгу с буквой «д» впадаю, а с «п» вливаюсь я в Оку. И в Волгу с буквой «с» я попадаю, но с «ф» я в Белую теку. (Уда – Упа – Уса – Уфа)3. Я – сибирская река, широка и глубока. Букву «е» на «у» смени – стану спутником Земли. (Лена – Луна)4. В названии морского животного замените «л» на «м» и вы узнаете старейший сибирский город, областной центр. (Тюлень – Тюмень)5. Какое озеро на Дальнем Востоке образуется от подводной отмели при замене «б» на «х»? (Ханка – банка)6. Какая столица государства, расположенная в двух частях света, превратится в название сибирской реки России при замене «к» на «г»? (Анкара – Ангара) На уроках экономической географии в 9-11 классах предлагаю метаграммы такого содержания:1.Ты легко найдешь меня на болотистых местах. Но смени-ка «о» на «а» - стану городом, друзья. (осока – Осака)2. Я с «у» - далекая планета, а с «и» - я в Азии страна. (Уран – Иран)Интересно и применение на уроках омонимов – разных по значению, но одинаково звучащих слов.1. Какая река «плавает»? (Гусь)2. Название какой реки у тебя есть во рту? (Десна)3. Какую реку можно «срезать» ножом? (Прут)4. Какая река Западной Сибири носит название хозяйственного предмета? (Таз)5. Какой город в Сибири носит название времени года? (Зима)6. Какие города имеют названия полезных ископаемых? (Асбест, Никель)7. Какое государство можно надеть на голову? (Панама)