Публикации КОНСПЕТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ПРОФЕССИИ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КОНСПЕТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ПРОФЕССИИ»
Автор: Коннова Людмила Петровна

по лексической теме “Профессии”.Учитель-логопедоннова Л.П. по лексической теме “Профессии”.-образовательные цели:
  • Актуализация  по теме “Профессии”.
  • Совершенствование  речи (образование дательного и творительного падежа имен существительных).
  • Обогащение экспрессивной речи сложными словами: рыболов, землекоп, лесоруб.
  • Коррекционно-развивающие цели:
  • Совершенствование умения делить слова на слоги, называть количество слогов в слове (катер, велосипед, грузовик, самолет, мотоцикл, поезд, автомобиль).
  • Формирование умения выделять звуки /Р/, /Л/ на фоне слова, определять место звука в слове.
  • Развитие ассоциативного и образного мышления, устойчивого внимания, слуховой и зрительной памяти.
  • Развитие общей и мелкой моторики, тактильных ощущений.
  • Коррекционно-воспитательные задачи:
  • Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.
  • Оборудование:
  • корзины с набором игрушечных инструментов к профессиям: парикмахер, портной, столяр, повар, продавец, учитель;
  • сюжетные картинки (15 шт.) с изображением людей разных профессий;
  • игровое полотно и разрезные картинки с изображением наземного, водного, воздушного транспорта (грузовик, велосипед, мотоцикл, трамвай, поезд, легковая машина, катер, корабль, яхта, гидроцикл, лодка, катамаран, самолет, ракета, дельтоплан, дирижабль, вертолет), развивающая игра “Летит, плывет, едет”;
  • бумага, краски, кисти, салфетки, вода;
  • мешочки с пшеницей, овсом, фасолью, горохом, гречкой, рисом, сахаром, крахмалом;
  • диски с наклеенными сверху крупами.
  •  Ход занятия1. Организационный момент.“Логопед предлагает детям вспомнить пальчиковую гимнастикуСложим из пальцев ворота, замочек,Горку, канавку, мостик, заборчик.Мы пальцы согнули, соединили –Высокую горку из пальцев сложили.Пальчик за пальчиком встал, распрямился.Мизинец к мизинцу – забор получился.Пальчик за пальчик, крючок за крючок,И вот получился из ручек замок.Но вот постучался тихонечко кто-то.Смотрите – открыты для гостя ворота.Через канавку построим мы мостик,Чтобы легко проходить было гостю”.Логопед: Ребята, только что наши умелые пальчики строил мостик, заборчик, горку, канавку, замочек. Мы проделали все очень быстро. Но на самом деле, чтобы построить заборчик, мостик, смастерить стол или стульчик – нужно иметь массу различных инструментов, приложить много сил и быть мастером своего дела, т.е. иметь профессию.2. Дидактическая игра “Назови профессию”.Логопед: На ваших столах находятся игрушечные инструменты, которые используют в работе люди разных профессий. Рассмотрите их и назовите профессию человека, которому эти инструменты нужны в работе. (Дети рассматривают инструменты.)Логопед: Кому принадлежат эти инструменты? /Парикмахеру, врачу, столяру, учителю, повару, портному, продавцу и т.д./3. Дидактическая игра “Кто, чем работает?”.Логопед: Я покажу вам сюжетные картинки с изображением людей разных профессий, а вы ответите: какими инструментами они работают? (Логопед показывает картинки.)Вопросы:- Чем работает уборщица? /Веником, совком, тряпкой/.- Чем работает сапожник? /Молотком, гвоздями/.- Чем работает парикмахер? /Ножницами, феном, расческой/.- Чем работает столяр? /Молотком, гвоздями, рубанком и т.д./.- Чем работает каменщик? /Мастерком, раствором/.- Чем работает водопроводчик? /Гаечным ключом, плоскозубцами/.- Чем работает маляр? /Кистью, катком, клеем/.- Чем работает фотограф? /Фотоаппаратом/.- Чем работает штукатур? /Мастерком, раствором/.- Чем бинтует ногу врач? /Бинтом/.- Чем гребет землю экскаваторщик? /Ковшом/.- Чем регулирует движение милиционер? /Жезлом/.4. Упражнение “Сложи картинку”.Логопед: В коробочках лежат разрезные картинки различного вида транспорта, который едет, плывет, летит. Подойдите к игровому полю, сложите из частей целую картинку транспорта. (Дети выполняют задание.) А теперь расположите транспорт на игровом поле так, чтобы он соответствовал своему действию. Например: самолет летит, значит расположить его необходимо в небе. (Логопед помогает детям при помощи наводящих вопросов: катер (что делает?)… (плывет по воде), грузовик (что делает?)…(едет по земле) и так далее.)(Дети располагают транспорт на игровом поле в зависимости от его видового назначения.)Логопед: Автобус, поезд, велосипед, мотоцикл ездят где? /По земле/. Это какой вид транспорта? /Наземный/.(Логопед уточняет знание детьми водного и воздушного транспорта, задавая аналогичные вопросы.)5. Упражнение “Раздели слово на слоги”.Логопед предлагает детям разделить слова (катер, грузовик, велосипед, поезд, автомобиль и др.) на слоги, назвать количество слогов в слове и отстучать ритмический рисунок каждого слова.6. Дидактическое упражнение “Найди место звука /Р/, /Л/ в слове”.Логопед размещает на доске картинки с изображением ракеты, вертолета, катера, лодки, велосипеда, мотоцикла и предлагает детям определить: где находится заданный звук (в начале, середине или конце слова).7. Физкультурная минутка. “Заводил шофер мотор”.Заводил шофер мотор: дрр, дрр, дрр, дрр.Нажимал он на стартер: вжик, вжик, вжик, вжик.Накачал он быстро шины: шшш, шшш, шшш, шшш.Сел потом в салон машины,В руки руль взял поскорейИ поехал побыстрей.(Во время выполнения упражнения необходимо добиваться координации речи с движениями.)8. Упражнение “Почему так названы?”Логопед:Ветер крутит, ветер вертит,В двери к нам влетел конвертик.Ну-ка, Света, посмотри,Что там спрятано внутри?Открывают конверт. В нем лежат листы бумаги и задание “Размойте листы бумаги медовыми красками!”. Дети выполняют задание. В результате размыва красками бумаги появляются (нарисованные свечой) лес и топор, рыба и удочка, земля и лопата.Логопед: Ребята, я, кажется, знаю ответ на эти ребусы. Помните, мы с вами проходили сложные слова: паровоз, бензовоз, пылесос и др. Так вот в этих картинках спрятано два слова, из которых нужно составить одно слово, обозначающее профессию либо увлечение человека.Как называется человек, который ловит рыбу? /Рыбак/. А можно назвать его по-другому? Можно. Смотрите на картинку, первой нарисована рыба, второй – удочка. Первое слово “рыба” является основным, а второе слово “удочка”, обозначающее предмет, мы должны заменить словом – действием. Рыбу чем ловят? /Удочкой/. Значит слово “удочка”, мы заменим словом “ловят”. В результате у нас получилось два слова “рыбу” и “ловят”. Из этих двух слов мы должны составить одно слово, обозначающее увлечение человека. Рыбу ловит кто? / Рыболов/. Конечно, это рыболов.(Аналогично логопед объясняет появление сложных слов: землекоп и лесоруб.)9. Игра “Зрячие пальчики”.Логопед: Ребята, возьмите в руки разноцветные мешочки и попробуйте на ощупь определить что в них находится. (В качестве подсказки используются диски, на которых наклеены те же злаки и крупы что и в мешочках.)Ребята, вы прекрасно справились с заданием. Пшеницу, овес, фасоль, горох, рис, сою выращивают люди, работающие в сельском хозяйстве. С ними мы познакомимся на следующем занятии.10.Итог занятия