Публикации
КОНСПЕТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ПРОФЕССИИ»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КОНСПЕТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ПРОФЕССИИ»
Автор: Коннова Людмила Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КОНСПЕТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ПРОФЕССИИ»
Автор: Коннова Людмила Петровна
по лексической теме “Профессии”.Учитель-логопед:Коннова Л.П. по лексической теме “Профессии”.-образовательные цели:Актуализация по теме “Профессии”. Совершенствование речи (образование дательного и творительного падежа имен существительных). Обогащение экспрессивной речи сложными словами: рыболов, землекоп, лесоруб. Коррекционно-развивающие цели:Совершенствование умения делить слова на слоги, называть количество слогов в слове (катер, велосипед, грузовик, самолет, мотоцикл, поезд, автомобиль). Формирование умения выделять звуки /Р/, /Л/ на фоне слова, определять место звука в слове. Развитие ассоциативного и образного мышления, устойчивого внимания, слуховой и зрительной памяти. Развитие общей и мелкой моторики, тактильных ощущений. Коррекционно-воспитательные задачи:Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности. Оборудование:корзины с набором игрушечных инструментов к профессиям: парикмахер, портной, столяр, повар, продавец, учитель; сюжетные картинки (15 шт.) с изображением людей разных профессий; игровое полотно и разрезные картинки с изображением наземного, водного, воздушного транспорта (грузовик, велосипед, мотоцикл, трамвай, поезд, легковая машина, катер, корабль, яхта, гидроцикл, лодка, катамаран, самолет, ракета, дельтоплан, дирижабль, вертолет), развивающая игра “Летит, плывет, едет”; бумага, краски, кисти, салфетки, вода; мешочки с пшеницей, овсом, фасолью, горохом, гречкой, рисом, сахаром, крахмалом; диски с наклеенными сверху крупами. Ход занятия1. Организационный момент.“Логопед предлагает детям вспомнить пальчиковую гимнастикуСложим из пальцев ворота, замочек,Горку, канавку, мостик, заборчик.Мы пальцы согнули, соединили –Высокую горку из пальцев сложили.Пальчик за пальчиком встал, распрямился.Мизинец к мизинцу – забор получился.Пальчик за пальчик, крючок за крючок,И вот получился из ручек замок.Но вот постучался тихонечко кто-то.Смотрите – открыты для гостя ворота.Через канавку построим мы мостик,Чтобы легко проходить было гостю”.Логопед: Ребята, только что наши умелые пальчики строил мостик, заборчик, горку, канавку, замочек. Мы проделали все очень быстро. Но на самом деле, чтобы построить заборчик, мостик, смастерить стол или стульчик – нужно иметь массу различных инструментов, приложить много сил и быть мастером своего дела, т.е. иметь профессию.2. Дидактическая игра “Назови профессию”.Логопед: На ваших столах находятся игрушечные инструменты, которые используют в работе люди разных профессий. Рассмотрите их и назовите профессию человека, которому эти инструменты нужны в работе. (Дети рассматривают инструменты.)Логопед: Кому принадлежат эти инструменты? /Парикмахеру, врачу, столяру, учителю, повару, портному, продавцу и т.д./3. Дидактическая игра “Кто, чем работает?”.Логопед: Я покажу вам сюжетные картинки с изображением людей разных профессий, а вы ответите: какими инструментами они работают? (Логопед показывает картинки.)Вопросы:- Чем работает уборщица? /Веником, совком, тряпкой/.- Чем работает сапожник? /Молотком, гвоздями/.- Чем работает парикмахер? /Ножницами, феном, расческой/.- Чем работает столяр? /Молотком, гвоздями, рубанком и т.д./.- Чем работает каменщик? /Мастерком, раствором/.- Чем работает водопроводчик? /Гаечным ключом, плоскозубцами/.- Чем работает маляр? /Кистью, катком, клеем/.- Чем работает фотограф? /Фотоаппаратом/.- Чем работает штукатур? /Мастерком, раствором/.- Чем бинтует ногу врач? /Бинтом/.- Чем гребет землю экскаваторщик? /Ковшом/.- Чем регулирует движение милиционер? /Жезлом/.4. Упражнение “Сложи картинку”.Логопед: В коробочках лежат разрезные картинки различного вида транспорта, который едет, плывет, летит. Подойдите к игровому полю, сложите из частей целую картинку транспорта. (Дети выполняют задание.) А теперь расположите транспорт на игровом поле так, чтобы он соответствовал своему действию. Например: самолет летит, значит расположить его необходимо в небе. (Логопед помогает детям при помощи наводящих вопросов: катер (что делает?)… (плывет по воде), грузовик (что делает?)…(едет по земле) и так далее.)(Дети располагают транспорт на игровом поле в зависимости от его видового назначения.)Логопед: Автобус, поезд, велосипед, мотоцикл ездят где? /По земле/. Это какой вид транспорта? /Наземный/.(Логопед уточняет знание детьми водного и воздушного транспорта, задавая аналогичные вопросы.)5. Упражнение “Раздели слово на слоги”.Логопед предлагает детям разделить слова (катер, грузовик, велосипед, поезд, автомобиль и др.) на слоги, назвать количество слогов в слове и отстучать ритмический рисунок каждого слова.6. Дидактическое упражнение “Найди место звука /Р/, /Л/ в слове”.Логопед размещает на доске картинки с изображением ракеты, вертолета, катера, лодки, велосипеда, мотоцикла и предлагает детям определить: где находится заданный звук (в начале, середине или конце слова).7. Физкультурная минутка. “Заводил шофер мотор”.Заводил шофер мотор: дрр, дрр, дрр, дрр.Нажимал он на стартер: вжик, вжик, вжик, вжик.Накачал он быстро шины: шшш, шшш, шшш, шшш.Сел потом в салон машины,В руки руль взял поскорейИ поехал побыстрей.(Во время выполнения упражнения необходимо добиваться координации речи с движениями.)8. Упражнение “Почему так названы?”Логопед:Ветер крутит, ветер вертит,В двери к нам влетел конвертик.Ну-ка, Света, посмотри,Что там спрятано внутри?Открывают конверт. В нем лежат листы бумаги и задание “Размойте листы бумаги медовыми красками!”. Дети выполняют задание. В результате размыва красками бумаги появляются (нарисованные свечой) лес и топор, рыба и удочка, земля и лопата.Логопед: Ребята, я, кажется, знаю ответ на эти ребусы. Помните, мы с вами проходили сложные слова: паровоз, бензовоз, пылесос и др. Так вот в этих картинках спрятано два слова, из которых нужно составить одно слово, обозначающее профессию либо увлечение человека.Как называется человек, который ловит рыбу? /Рыбак/. А можно назвать его по-другому? Можно. Смотрите на картинку, первой нарисована рыба, второй – удочка. Первое слово “рыба” является основным, а второе слово “удочка”, обозначающее предмет, мы должны заменить словом – действием. Рыбу чем ловят? /Удочкой/. Значит слово “удочка”, мы заменим словом “ловят”. В результате у нас получилось два слова “рыбу” и “ловят”. Из этих двух слов мы должны составить одно слово, обозначающее увлечение человека. Рыбу ловит кто? / Рыболов/. Конечно, это рыболов.(Аналогично логопед объясняет появление сложных слов: землекоп и лесоруб.)9. Игра “Зрячие пальчики”.Логопед: Ребята, возьмите в руки разноцветные мешочки и попробуйте на ощупь определить что в них находится. (В качестве подсказки используются диски, на которых наклеены те же злаки и крупы что и в мешочках.)Ребята, вы прекрасно справились с заданием. Пшеницу, овес, фасоль, горох, рис, сою выращивают люди, работающие в сельском хозяйстве. С ними мы познакомимся на следующем занятии.10.Итог занятия