Публикации
Фольклор в развитии речи детей.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Фольклор в развитии речи детей.
Автор: Аносова Ирина Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Фольклор в развитии речи детей.
Автор: Аносова Ирина Владимировна
Фольклор в развитии речи детей.Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, загадки, пословицы, считалки, потешки сочинил русский народ. Устное народное творчество мы можем взять в помощники в овладении детьми родным языком.Особо хотелось бы остановиться на опыте использования потешек как средства формирования разных сторон речи. Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка. Если ребенок упрямился и не хочет что-то делать, потешка очень выручала в таких случаях. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации. Имена в потешках всегда заменяются на имя ребенка, к которому они обращены. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их состоит в том, что слово можно соединить с действием ребёнка. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети ещё не владеют активной речью. Под рассказ взрослого дети могут изображать движениями действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.Например, потешка «Как на нашем на лугу»:Как на нашем на лугуСтоит чашка творогу.Прилетели две тетери,Поклевали, улетели!Если дети сами инсценируют потешку, взрослый надевает им на головы шапочки птиц. На детском столе стоит чашка. Стол желательно покрыть зелёной тканью или бумагой (луг). Двое детей изображают птиц. Помахивая рукавами (крыльями), они «подлетают» с разных сторон к столу, делают движения, изображая, как клюют птицы из чашки. На слово улетели убегают от стола. Цель – развитие внимания к речи взрослого, выполнение действий вместе со словами, непроизвольное запоминание потешки. Если предполагается выполнение детьми действий с игрушкой, то кроме чашки, надо подобрать двух игрушечных птиц, с которыми будет действовать уже один ребёнок. Взяв по одной птице в каждую руку, он широко разводит их в стороны, а затем сближает около чашки, изображая полёт, и производит наклоны птиц в чашку (клюют). Произведения фольклора, в том числе и потешки, построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. А это способствует запоминанию слов, а затем и активному употреблению. Непроизвольно запоминая их, ребёнок усваивает и грамматическое оформление словосочетаний:Сидит, сидит зайкаПод кустом, под кустом.Потешки часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые заменяют собой более сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова, употребляемые в потешках, являются словоформой с уменьшительно-ласкательным значением слова. Это обстоятельство имеет большое значение как для усвоения, так и для употребления этих слов детьми в речевой коммуникации. На определённом этапе развития речи они составляют «особый», свойственный детям словарь, доступный значительно раньше, чем номинативная форма, и которым родители часто пользуются в общении с детьми. Например: кошка – киса, киска, котя; петух – петя; заяц – зайка и т.д. Произведения фольклора способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто даётся в разных вариантах, например в полной и уменьшительно-ласкательной форме. Так, в потешке:Уж ты, котенька, коток,Котя, серенький хвосток.Приди, котя, ночевать,Нашу деточку качать…название кота даётся в трех вариантах: котя, котенька, коток. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствует переходу к языковым обобщениям. В потешках широко представлены слова, обозначающие действия. Они могут в значительной мере пополнить словарь детей. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы (например, водичка, солнышко, котенька, деточка, роток, зубок и т.д.). С использованием многих потешек можно легко продемонстрировать действия, обозначенные словом, и тем самым связать само слово с действием. Например:Водичка, водичка,Умой моё личико!Чтобы глазки блестели,Чтобы щёчки горели,Чтоб смеялся ротокИ кусался зубок.Употребляется пять разных глаголов в различных грамматических формах. Но все они понятны детям в ситуации умывания. Частое употребление потешки при умывании приводит к её непроизвольному запоминанию. В потешках содержится большое количество диалогической и обращенной речи. Примеры такой речи можно использовать в качестве образца для подражания в обучении детей обращенной речи, например:- Киска, киска, киска, брысь!- Петушок, петушок… Что ты рано встаёшь?- Котя, котенька, коток… Приди, котик, ночевать!- Водичка, водичка, умой моё личико!Диалоги:- Курочка-рябушечка, куда пошла!- На речку…- Пальчик-мальчик, где ты был?- С этим братцем в лес ходил…В произведениях устного народного творчества встречаются и количественные числительные, которые, как правило, употребляются в числовом ряду от 1 до 5-6. Знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд. Например:Раз, два, три, четыре –Мыши дернули за гири!Потешки способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы. Например:Тили-тили-тили-бом –Загорелся кошкин дом!Чики-чики-чикалочки – Фома едет на палочке!Потешки целесообразно также использовать с целью описания предмета:Как у нашего котаШубка очень хороша.Петушок, петушок,Золотой гребешок…Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Таким образом, чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.Аносова И.В.Воспитатель Детский сад «Дюймовочка»г.Вуктыл