Публикации «Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников»
Автор: Сырокваша Елена Юрьевна

Мастер – класс Тема: "Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников" Составила: Сырокваша Е.Ю. Мастер - класс Тема: "Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников" Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: * Познакомить с практическими умениями в области опытно- экспериментальной деятельности. * Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме * Повысить уровень мастерства. * Создание положительного эмоционального климата у педагогов. * Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса; Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. I часть (теоретическая) Звучит музыка детской песни В каждом маленьком ребенке: И мальчишке, и девчонке- Есть по двести грамм взрывчатки Или даже полкило. Должен он бежать и прыгать, Всё жевать, ногами дрыгать, А иначе он взорвётся, Трах – бабах… и нет его. Каждый новенький ребёнок Вылезает из пелёнок, И теряется повсюду, И находится везде. Он ужасно огорчится, Если что-нибудь случится, Если что-нибудь случится В целом мире без него. Слова этой песенки как нельзя лучше отражают активность наших детей. Детство - это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить во взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность, протекающая в форме опытно - экспериментальных действий. Актуальность метода эксперимента заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию так называемой проблемы. Например: " Мишка перепутал настоящие камни с пластилином, как ему помочь?". Наличие проблемы, способствует созданию положительной мотивации у воспитанников к деятельности. IIчасть (практическая) Как же ответить на многочисленные «почему» воспитанников? - Почему солнце светит? - Почему зимой холодно? - Почему медведь спит в берлоге? А почему бы нам вместе со своими « почемучками» не поискать ответы на вопросы… Я хочу сегодня в форме сказки показать Вам, как при помощи экспериментирования найти ответы на многие детские вопросы. Приглашаю Вас в сказку….. А сказка эта… «ПЕТУШОК И ЗЁРНЫШКО ФАСОЛИ». Жили-были петушок да курочка. Решил петушок позавтракать, да захотелось ему зёрнышком фасоли угоститься. Но на беду у хозяйки всё зерно в ведре было перемешано – гречиха, горох, да фасоль. Как петушку помочь – быстро рассортировать зерно? 1 ОПЫТ: «Быстро отделить зёрна фасоли от гречихи и гороха» Нам понадобятся: прозрачные емкости с крышкой, зёрна фасоли, гороха, гречихи. Нужно осторожно, но энергично, потрясти банку с крупой, вот так…посмотрите - более крупные зёрна фасоли оказались сверху, а гречиха и горох провалились вниз. Из этого эксперимента сделаем вывод, чем меньше крупа, тем быстрее она опускается на дно, а крупные зёрна – остаются на поверхности. Этот опыт могут взять себе на заметку хозяйки. Итак продолжаем нашу сказку… Выбрал петушок зёрнышко фасоли. - Ко-ко-ко, курочка, съешь зёрнышко фасоли. -Ко-ко-ко, петушок ешь сам. Съел петушок зёрнышко и подавился. Позвал курочку: - Принеси мне курочка водицы напиться Побежала курочка к липке, взяла у неё листочек, а затем побежала к речке: Только хотела набрать водицы, а к ней по воде быстро сбежались маленькие любопытные водомерки. Как разогнать водомерок не намочившись? 2ОПЫТ: «Не намочив рук, очистить поверхность воды от семян укропа». Нам понадобится ёмкость с водой, семена укропа (это будут наши водомерки) и жидкость для мытья посуды. В емкость с водой насыпаем семена укропа, затем, в середину капнем немного жидкого мыла и следим за экспериментом…….. Из этого эксперимента мы узнали- моющая жидкость расталкивает семена укропа по мере того, как она растекается. Разбежались по воде водомерки, и расцвел прекрасныйцветок, о котором мы узнаем из следующего опыта… 3ОПЫТ: «Понаблюдаем, как бумага впитывает воду и тяжелеет». Для этого опыта я приготовила шаблоны цветов из бумаги с длинными лепестками. Лепестки цветка нужно загнуть к центру, вот так… В емкость с водой опускаем бумажные цветы и наблюдаем…. Посмотрите, лепестки нашего цветка распустились. Из этого эксперимента мы узнали- бумага от воды намокает и становится постепенно тяжелее – лепестки раскрываются. Продолжаем сказку. Набрала курочка водицы в листочек, отнесла петушку, петушок напился, и проскочило зёрнышко. Запел петушок: - Ку-ка-ре-ку! И от радости подарил курочке звёздочку с неба. Следующий опыт, так и называется – «Звёздочка». 5 ОПЫТ Для этого опыта нам понадобится 5 зубочисток (можно спичек). Нужно надломить каждую зубочисткупосередине, и согнуть под прямым углом, вот так… затем кладём все зубочистки на блюдце надломом в центр. Капаем несколько капель воды на сгибы зубочисток. Наблюдаем. Спички расправляются и образуют звезду. Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам древесины. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «Толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться. Вот и закончилась наша сказка. Сегодня мы помогли сказочным героям в спасении петушка. Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Уважаемые коллеги! Совместная исследовательская деятельность будет вдвойне полезней, если вы будете соблюдать некоторые правила: • Не прерывайте размышлений ребёнка. • Поддерживайте познавательный процесс у ребёнка (Чаще задавайте вопрос: « А ты сам как думаешь?») Теперь, уважаемые коллеги – ответьте пожалуйста на несколько вопросов: 1. Всё ли Вам понятно в содержании мастер – класса. 2. Полезна ли была Вам информация мастер – класса 3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию и желание применять его в своей работе - прошу Вас пустить мыльные пузыри. Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они. Открылся нам сейчас секрет, Как детский организовать эксперимент! Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.