Публикации ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ КЛУБА РАННЕГО РАЗВИТИЯ «РАЗУМЕЙКА»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ КЛУБА РАННЕГО РАЗВИТИЯ «РАЗУМЕЙКА»
Автор: Коровина Елена Игоревна

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ КЛУБА РАННЕГО РАЗВИТИЯ «РАЗУМЕЙКА»Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе - это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка. В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях  в клубе раннего развития «Разумейка». Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по модифицированной программе, составленной на основе следующих программ для дошкольников: «Программа воспитания и обучение в детском саду» (М. А. Васильева), «Преемственность» (С. И. Волков), «Родничок» (Ливенцова Л. А.), «Программа психологического сопровождения дошкольников при подготовке к школьному обучения» (Ананьев Т. В.), «Программа математического развития для детей 5-6 и 6-7 лет.» (Л. Г. Петерсон), «Раз ступенька, два – ступенька» (Л. Г. Петерсон), «Первые шаги в английском» (А. А. Майер). В основе программы КРР «Разумейка» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой КРР «Разумейка», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного  возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа КРР «Разумейка» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе КРР «Разумейка» инвариантна. Ее цель - подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.Цель программы: развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка. Задачи:
  • снятие психологического стресса перед школой;
  • развитие любознательности как основы познавательной активности;
  • развитие интеллекта, творческого воображения;
  • формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.
  • Срок реализации программы и режим занятий:Первичная подготовка. Возраст 4-5 лет. Продолжительность - 1 год. Повторная подготовка — Скоро в школу. Возраст 6 лет.Продолжительность - 1 год.Подготовка детей к школе начинается с 1 октября и длится до 15мая.Возраст детей и минимальный состав группы:Содержание программы рассчитано на занятия с детьми 4-6 лет. Рекомендуемый минимальный состав группы – 15 человек.В предлагаемую программу для дошкольников включены следующие курсы занятий:- развитие речи и подготовка к обучению грамоте;- развитие математических представлений;- приобщение детей к художественному труду и развитие предметного и сюжетного рисования;- занятия с психологом;- этикет для дошкольников;- английский язык для дошкольников.Примерное количество занятий в неделюВ соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные  особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого ребенка  на выбор интересного занятия для самовыражения,  была создана программа дополнительного образования по художественному развитию «Рисование».Разработанная программа  составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы  дошкольного образования, а также с учётом психологических  аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает  и охватывает  всестороннее развитие ребёнка  и педагогическое просвещение родителей. Все занятия в разработанной программе  направлены  на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей. А комплексное содержание программы обеспечивает целостность педагогического процесса  и охватывает  различные  стороны воспитания и развития ребёнка и представляет собой  обобщённый многолетний опыт работы по изодеятельности.Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей. Актуальность данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.Принцип систематичности и последовательности: постановка задач «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».Принцип развивающего характера художественного образования.Принцип  природосообразности: постановка задач художественно-творческого развития детей с  учётом  возрастных  особенностей и индивидуальных способностей.Принцип интереса: построение занятий с опорой на интересы детей. Личностно-ориентированный подход  к каждому ребёнку;Принцип контролируемости: доступность материала, его повторность, построение программного материала от простого к сложному, наглядность.Цель программы: развитие художественно-творческих способностей.Задачи программы:
  • обучение приемам техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • развитие художественно-творческих способностей детей;
  • формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
  • создание условий для свободного экспериментирования;
  • приумножение опыта творческой деятельности;
  • формирование культуры творческой личности (самовыражение ребёнка);
  • развитие творческого воображения, фантазии, мышления дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных  техник рисования;
  • развитие цветовосприятия и зрительно-двигательной координации, чувства композиции и колорита.
  • подведения детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
  • Основной формой работы являются групповые занятия, индивидуальная работа. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.Структура занятий программы:Художественно-изобразительная  деятельность.Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: нетрадиционном рисовании,  дизайн-творчестве. Выставка - презентация  детских работ.Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным  техникам  рисования, изготовление самодельных инструментов для изотворчества. Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий,  семинары-практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования, выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети)  и анкетирование по вопросам художественного развития детей.В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др. Условия реализации программыПрограмма может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
  • наборы разнофактурной бумаги;
  • дополнительные материала (природного, бытового, бросового);
  • художественно-изобразительный материал;
  • нетрадиционные инструменты для художественного творчества;
  • образцы рисунков по различным  нетрадиционным техникам;
  • демонстрационный  наглядный  материал.
  • Ожидаемые результаты обучения дошкольниковЗначительное повышение уровня развития творческих способностей.Расширение и обогащение художественного опыта.Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.Развитие творческой  активности на занятиях, самостоятельности.Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.Развитие креативности.Индивидуальный «почерк» детской продукции. Способность к активному усвоению художественного опыта. Развитие общей  ручной  умелости.Нахождение  адекватных выразительно-изобразительных  средств для создания художественного образа.Склонность к экспериментированию  с разными художественными материалами и инструментами.Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.ДиагностикаК концу года умения детей  должны расшириться и совершенствоваться. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.  Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.Учебно-тематический план:Список источниковДля педагогов:
  • Богатеева, 3. А. Занятия аппликацией в детском саду / З. А. Богатеева. - М. : Наука, 2010. – 169 с.
  • ГригорьеваГ. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г. Г. Григорьева. – М : Просвещение, 2015. – 67 с.
  • Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. М. : Аспект-Пресс, 2011. – 54 с.
  • Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т. Г. Казакова. – М.: Просвещение,2011 – 98 с.
  • Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд / Л. В. Куцакова. - М.: Синтез, 2012. – 109 с.
  • Халезова, Н. Б. Лепка в детском саду / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Т. В. Дантюхина. – М.: Просвещение, 2010. – 114 с.
  • Для обучающихся:
  • Комарова, Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. – М.: Аспект-пресс, 2015 г. – 87 с.
  • Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л. А. Парамонова. – М. :, 2003. – 149 с.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Синтез, 2015 г. – 116 с.
  • Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н. М. Сокольникова. – М: Наука и искусство. – 2012. – 144 с.
  • Интернет-ресурсы:
  • – [Занятия с малышами]
  • – [Что дети должны уметь и знать в каком возрасте (с 4 до 6-ти лет)]
  • – [Стишки для пальчиковой гимнастики]