Публикации ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) для учащихся музыкальной студии «ДО-МИ-СОЛЬка» по классу ДОМРА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) для учащихся музыкальной студии «ДО-МИ-СОЛЬка» по классу ДОМРА
Автор: Кудашкина Алевтина Михайловна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ Методическим советом Директор МУДО Протокол № «Дворец детского творчества» От___________________20__г. _________ Л. И. Святкина_________________20__г.дополнительная образовательная программа(дополнительная общеразвивающая программа) для учащихся музыкальной студии «ДО-МИ-СОЛЬка»по классу ДОМРАсрок реализации 5 летСоставитель:Кудашкина Алевтина Михайловна,педагог дополнительного образованияСаранск 2017 Пояснительная записка Программа составлена на основе Типовой программы «Музыкальный инструмент трехструнная домра» Министерства культуры СССР, всесоюзного методического кабинета по учебным заведениям искусств 1972 года, программы для детских музыкальных школ и школ искусств Министерства культуры РФ, научно-методического центра по художественному образованию 2013 года, а также на основе опыта работы по классу домры. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации, Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Программа направлена на практическое приобщение детей школьного возраста к игре на домре. Она знакомит с историческими и теоретическими основами инструментального народного музыкального творчества, формирует кругозор в области художественной культуры и музыкального искусства, дает возможность обеспечить процесс развития и воспитания наиболее способных учащихся через народный инструмент домру. Обучение игре на домре развивает все основные музыкальные способности: слух, память, ритм, умение понимать содержание и передавать эмоциональный строй музыки. В профессиональном плане, обучение игре на домре способствует пониманию содержания музыкального произведения, его восприятию. Что помогает в формировании творческого мышления учащегося. В процессе обучения на домре учащиеся осваивают разнообразный сольный репертуар, который включает пьесы различных жанров, обработки русских народных и популярных детских песен и др. Учебный репертуар подбирается индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его возрастом, уровнем способностей и психофизическими данными. Сольное исполнение пьес обеспечивает формирование необходимых технических навыков, развивает активный слуховой самоконтроль и двигательную координацию. Практическая значимость Программа направлена на воспитание просвещенного любителя музыки. Обладающего эстетически развитым вкусом и широкими музыкальными интересами; на формирование потребности в музыкальной деятельности в период обучения и во внеурочной деятельности (слушание музыки, музыкальное коллекционирование, участие в художественной самодеятельности или музыкальном досуге). Дает возможность учащимся поступать в профильные средние специальные учебные заведения.Программа рассчитана на 5-летний срок обучения, возраст поступающих от 7 до 12 лет. Актуальность программы взаимосвязана с ее широкими педагогическими, воспитательными и культурообразующими возможностями. Обучение на трехструнной домре содействует приобщению учащихся к фольклору и национальным особенностям культуры, способствует более глубокому пониманию русской классической и современной музыки. Обеспечивает возможность сохранения и развития традиций народного сольного и коллективного музицирования, а также способствует воспитанию целостной, гармоничной личности. В составлении репертуарного плана учитывались традиции народного исполнительства России. Данная программа художественно-эстетической направленности опирается на основные концептуальные направления образовательной деятельности:- пробуждение глубокого интереса к музыке как части духовной культуры общества;- развитие мотивации к познанию и творчеству;- воспитание и развитие у учащихся эмоционально-волевой сферы: целеустремленность, воля, выдержка и т.п.;- формирование общей культуры;- профессиональное самоопределение;- сохранение и укрепление здоровья. Цель программы – выявление у учащихся музыкальных и интеллектуальных способностей с целью приобщения их к культурному образу жизни и дальнейшему профессиональному ориентированию исходя из их музыкально-слуховых и психофизических возможностей. Задачи программы:
  • Воспитательные:
  • - формирование духовной культуры и нравственности ребенка;-приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;-любовь к музыке;- формирование высоких эстетических норм в отношениях с преподавателями и учениками.2. Образовательные:- обучение навыкам игре на домре;- приобретение новых знаний, умений;- закрепление пройденного материала на практике;- профессиональное ориентирование одаренных детей.3. Развивающие:- развитие музыкального мышления и творческих способностей, умения самостоятельно анализировать, усваивать и применять полученные знания;- развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер;- развитие любознательности и кругозора обучающегося. Программа отражает академическую направленность репертуара, его разнообразие, дает для одного и того же класса различные по уровню трудности варианты программ (репертуарных комплексов), позволяющих учесть разные возможности обучающихся, не снижая требований к качеству обучения и воспитания. Программа позволяет педагогам более дифференцированно осуществлять музыкальное развитие каждого ребенка, обучающегося игре на домре, а главное, значительно активизировать работу с репертуаром. Помимо тщательной подготовки программы для публичного выступления в работе постоянно должны присутствовать произведения, изучаемые в порядке ознакомления для расширения музыкального кругозора, накопления репертуара и развития основного навыка, который должен приобрести учащийся за время обучения - навыка разбора и чтения нотного текста, подбора по слуху. Именно в этой активной форме музыцирования сможет проявить себя выпускник после окончания студии. Необходимым условием для успешного обучения на домре является организация игрового аппарата учащегося. Психологическое обеспечение программы Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:1.Стремление к практическому применению знаний и пробуждение творческого воображения.2.Подбор программы с учетом индивидуальных технических и эмоциональных возможностей учеников.3.Постоянный контакт с родителями. Условия реализации программы Учебный план Общее количество часов делится на 2 занятия в неделю по 1 часу. Принцип организации занятий – индивидуальное. Форма организации учебного процесса – урок. Уроки проводятся в классе, оборудованном для занятий. В классе должны быть два инструмента и наглядные методические пособия.Основные формы и методы работы Основной формой учебно-воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником. Учитывая особенности каждого учащегося, преподаватель находит наиболее подходящие методы работы (объяснительный, иллюстративный, поисковый, проблемный, убеждение, личный пример и т.д.), позволяющие максимально развить музыкальные способности учащегося. Независимо от степени одаренности каждому учащемуся можно привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане учащегося. Контроль и учет успеваемости Текущий контроль осуществляется по ходу занятия преподавателем, ведущим предмет. Промежуточный контроль производится в виде контрольных уроков, академических концертов, технических зачетов, прослушиваний выпускников. Технический зачёт проводится 1 раз в год (вторая половина февраля) с целью выявления технического продвижения учащихся и проходит в присутствии комиссии, состоящей из преподавателей отделения. Технический зачет проводится среди учащихся 2,3,4 классов. Академические концерты проводятся 2 раза в год и носят открытый характер. Участие в отборочных прослушиваниях, конкурсах, фестивалях, концертах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте. Прослушивания выпускников проводятся 3 раза в год (декабрь, февраль, март) и предполагают исполнение произведений выпускной программы. Итоговая аттестация производится в виде экзамена. В 5 классе проводится выпускной экзамен. Экзаменационные программы для поступающих в профессиональные учебные заведения составляются с учетом требований этих заведений.Содержание программыВ течение всех лет обучения преподаватель должен:- знакомить учащихся с творчеством композиторов, с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами, понятиями;- развивать умение словесно охарактеризовывать исполняемые в классе музыкальные произведения;- формировать навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, научить учащегося самостоятельно разучивать и грамотно исполнять на домре изучаемые произведения;- развивать технические возможности учащихся;-научить исполнять готовые произведения осознанно, с отношением, эмоционально, ярко;- научить академической выдержке на концертных выступлениях. 1 класс В течение учебного года преподаватель должен проработать с учащимся 10-15 пьес, среди них попевки на открытых струнах, пьесы на одной струне.Годовые требования:
  • Развитие двигательного аппарата без инструмента. Выполняется система упражнений без инструмента, позволяющая учащемуся в дальнейшем чувствовать работу мышц и суставов обеих рук, контролировать моменты напряжения и расслабления, управлять ими.
  • Посадка и постановка игрового аппарата. Простейшие исполнительские приемы (удар вверх, удар вниз). Овладение расположением ладов на грифе. Первый этап звукоизвлечения следует начинать очень мягким и легким медиатором (можно картонным), чтобы избежать зажатия правой руки и избавиться от хватательного рефлекса.
  • Первый этап звукоизвлечения следует начинать очень мягким и легким медиатором (можно картонным), чтобы избежать зажатия правой руки и избавиться от хватательного рефлекса.
  • Изучение нотной грамоты, развитие метроритма.
  • Тремоло на открытых струнах
  • Основные задачи: Формирование первоначальных навыков игры на домре.Развитие музыкально – слуховых представлений.Учебно - тематический план 1-го года обучения