Публикации Познавательно-исследовательский проект «Осень»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Познавательно-исследовательский проект «Осень»
Автор: Зезюлина Ирина Васильевна и Воропаева Светлана Петровна

ПОЗНАВАТЕЛЬНО_ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ОСЕНЬ»Тип проекта: познавательно-исследовательский.Классификация проекта: краткосрочный (2 осенних месяца).Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, логопед.Образовательные стандарты:
  • активизация познавательной деятельности, развитие речи детей;
  • развитие экологического мышления у детей (воспитывать гуманное отношение ко всему живому, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности, способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой);
  •  развитие творческого воображения в процессе художественной деятельности детей (совершенствовать характер и содержание способов познания с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей).
  • Актуальность проекта:Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Именно поэтому, так важен начальный этап дошкольного обучения, когда дети получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой. Формированию бережного отношения к природе способствует ее эстетическое восприятие. Уже доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что больше всего затронуло его эмоционально, что было ему интересно. Данный проект стимулирует детей грамотно оформлять в речи свои суждения, умозаключения, включать воображение, память для создания образов, ритмично выполнять движения, эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему. Что позволит расширить и систематизировать знания детей об изменениях происходящих осенью в растительном и живом мире, о взаимосвязи в изменении погоды и одежды людей, труда.Краткое содержание проекта.Данный проект может быть использован в работе с детьми 5-7 лет на образовательной деятельности по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по ознакомлению с художественной литературой, по изобразительной деятельности. Структура и содержание проекта отражает его познавательную направленность. Предлагаемые детям задания ориентированы на выражение детской инициативы, проявление которой необходимо для достижения конечного результата. Проект позволяет каждому ребенку увидеть и расширить представления о характерных признаках - это продукт деятельности по проекту.Участники проекта – дети старшей группы, их родители, педагоги ДОУ. Педагоги проводит с детьми целевую образовательную деятельность, родители под руководством педагогов выполняют различные домашние задания. Кроме того, в проекте принимает участие музыкальный руководитель, который проводит образовательную деятельность по ознакомлению с музыкальными произведениями, отражающими тематику проекта, логопед.Модель «трёх вопросов» Цель проекта:расширять представления детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.Задачи:Познавательные:
  • расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период (подготовка деревьев, животных и птиц к зиме), о «дарах осени» (овощах, грибах, ягодах), о труде людей в осенний период;
  • конкретизировать представления об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды);
  • отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной);
  •  способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;
  • закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц.
  • воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту;
  • воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них.
  • Коррекционно - развивающие:
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • активизировать внимание, память, мышление, воображение, пространственные представления;
  • развивать умения сравнивать, обобщать;
  • развивать внимание, мышление.
  • Воспитательные:
  • закреплять умение понимать поставленную задачу;
  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы
  • воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды;
  • развивать коммуникативные качества, умение работать и играть в коллективе;
  • формировать навык самооценки и самоконтроля;
  •  приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
  • Новизна проекта: использование ИКТ для более наглядной демонстрации красоты золотой осени.Педагогические принципы реализации проекта
  • принцип поисково-исследовательской деятельности;
  • принцип личностно-ориентированного обучения;
  • принцип дифференциации и интеграции всех видов деятельности;
  • принцип непрерывности.
  • Предполагаемый результат:
  • гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе: познавательного, эстетического, гуманного;
  • обогащение словаря детей эмоционально-эстетическими терминами;
  • успешное интеллектуально-личностное развитие детей;
  • формирование у детей устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями природы;
  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
  • совершенствование экологической среды группы;
  • формирование умения выражать свое мнение и отношение к явлениям окружающего мира;
  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
  • развитие коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми;
  • повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада;
  • конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
  • осенняя викторина;
  • праздник Осени.
  • Этапы и механизм реализации проекта:1 этап (подготовительный):Методическая работа:
  • подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно–печатных и дидактических игр;
  • подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе, животных и птицах; загадки и пословицы на осеннюю тему и т. д.);
  • подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций (пейзажи и натюрморты) на осеннюю тему;
  • обеспечение наборами игрушек «Овощи», «Фрукты», «Грибы»;
  • подбор аудиозаписей по данной теме;
  • приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.);
  • формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.
  • Предполагаемый результат:
  • развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями;
  • расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период;
  • осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме;
  • обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему;
  • развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания;
  • работа по звуковой культуре речи;
  • развитие продуктивной деятельности детей;
  • плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка);
  • развитие детского творчества;
  • чтение наизусть стихотворений об осени;
  • вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
  • 2 этап – основной. Реализация проекта:Социально-коммуникативное развитие:
  • Д/и: «Что растёт в лесу осенью? »;
  • «Созрело - не созрело», «С какого дерева листок», «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты);
  • С. / р. игры: «Овощной магазин», «Садоводы – огородники», «Семья - заготовки на зиму».
  • Игры - драматизации по произведениям:
  • «Три поросёнка» (с англ. С. Михалков);
  • «Под грибом» (В. Сутеев);
  • «Мешок яблок» (В. Сутеев);
  • «Колосок» на стихотворения Е. Благининой;
  • развлечение «День рождения осенних именинников»;
  • праздник «Прощание с Осенью».
  • Познавательное развитие:
  • ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом, за ветром, за дождем;
  • развивающая предметно-пространственная среда: Трафареты листьев, грибов и овощей;
  • ведение календаря природы;
  • подготовить открытки на тему: «Растения луга осенью»;
  • подобрать иллюстрации для альбома по теме «Осень» для рассматривания;
  • уход за растениями в уголке природы;
  • уборка участка детского сада от опавших листьев;
  • сбор семян и природного материала на участке;
  • помощь воспитателю в посадке кустарников.
  • Речевое развитие:
  • беседы по теме: «Об осени», «Как лесные звери готовятся к зиме», «Дары осени», «Природные явления», «В лес за грибами и ягодами», «Перелетные птицы»;
  • беседы о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов;
  • беседы о правильном поведении на природе;
  • беседы о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным;
  • дидактические словесные игры: «Назови по первому звуку, слогу название… (грибов, цветов, деревьев, животных, птиц, овощей и т. д.) »;
  • творческое рассказывание детей на темы: «Мы гуляли на участке», «Птицы нашего края»;
  • рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья», «Прогулка в лесу», «Уборка урожая», «Осень в городе», «Осенний парк» и составление описательных рассказов по ним.
  • Чтение художественной литературы:
  • пословицы, поговорки, загадки об осени, грибах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы;
  • чтение и заучивание стихотворений об осени (А. С. Пушкин, С. Есенин, А. Фет, И. Бунин);
  • чтение стихотворений об овощах, грибах, ягодах;
  • чтение энциклопедий про насекомых, животных, птиц, ягоды, грибы;
  • чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки»;
  • чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»;
  • чтение книг о природе (В. Бианки, М. Пришвин, К. Ушинский);
  • конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени.
  • Художественно-эстетическое развитие:Рисование: «Хмурый ветреный день», «Золотая осень», «Летят перелетные птицы» «Осень глазами ребенка», «Корзина с грибами», «Осеннее дерево».Аппликация: «На лесной полянке выросли грибы», «Дары осени», «Что нам осень принесла»; аппликация из листьев «Узор в круге».Лепка: «Лукошко с ягодами и грибами», «Овощи и фрукты – дары осени».Ручной труд: «Волшебные превращения» (поделки из природного материала), изготовление гербария из осенних листьев, «Кормушка для птиц» (из коробочек из – под сока, молока).Музыкальное творчество:
  • слушание П. И. Чайковского «Времена года»;
  • разучивание песен об осени;
  • слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса»;
  • хоровод под музыку М. Сидоровой «Листопад»;
  • песни: «Пожелтели листья вдруг… », «Дождик», «До свиданья, Осень».
  • Совместная деятельность детей и родителей:
  • подбор художественной литературы, открыток на осеннюю тему;
  • изготовление поделок из природного материала для конкурса «Чудеса осени»;
  • оформление мини-проектов по осени, Изготовление кормушек для птиц.
  • 3 этап – заключительный.