Публикации
Познавательно-исследовательский проект «Осень»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Познавательно-исследовательский проект «Осень»
Автор: Зезюлина Ирина Васильевна и Воропаева Светлана Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Познавательно-исследовательский проект «Осень»
Автор: Зезюлина Ирина Васильевна и Воропаева Светлана Петровна
ПОЗНАВАТЕЛЬНО_ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ОСЕНЬ»Тип проекта: познавательно-исследовательский.Классификация проекта: краткосрочный (2 осенних месяца).Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, логопед.Образовательные стандарты:активизация познавательной деятельности, развитие речи детей; развитие экологического мышления у детей (воспитывать гуманное отношение ко всему живому, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности, способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой); развитие творческого воображения в процессе художественной деятельности детей (совершенствовать характер и содержание способов познания с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей). Актуальность проекта:Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Именно поэтому, так важен начальный этап дошкольного обучения, когда дети получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой. Формированию бережного отношения к природе способствует ее эстетическое восприятие. Уже доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что больше всего затронуло его эмоционально, что было ему интересно. Данный проект стимулирует детей грамотно оформлять в речи свои суждения, умозаключения, включать воображение, память для создания образов, ритмично выполнять движения, эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему. Что позволит расширить и систематизировать знания детей об изменениях происходящих осенью в растительном и живом мире, о взаимосвязи в изменении погоды и одежды людей, труда.Краткое содержание проекта.Данный проект может быть использован в работе с детьми 5-7 лет на образовательной деятельности по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по ознакомлению с художественной литературой, по изобразительной деятельности. Структура и содержание проекта отражает его познавательную направленность. Предлагаемые детям задания ориентированы на выражение детской инициативы, проявление которой необходимо для достижения конечного результата. Проект позволяет каждому ребенку увидеть и расширить представления о характерных признаках - это продукт деятельности по проекту.Участники проекта – дети старшей группы, их родители, педагоги ДОУ. Педагоги проводит с детьми целевую образовательную деятельность, родители под руководством педагогов выполняют различные домашние задания. Кроме того, в проекте принимает участие музыкальный руководитель, который проводит образовательную деятельность по ознакомлению с музыкальными произведениями, отражающими тематику проекта, логопед.Модель «трёх вопросов» Цель проекта:расширять представления детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.Задачи:Познавательные:расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период (подготовка деревьев, животных и птиц к зиме), о «дарах осени» (овощах, грибах, ягодах), о труде людей в осенний период; конкретизировать представления об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды); отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной); способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков; закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц. воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту; воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них. Коррекционно - развивающие:развивать общую и мелкую моторику; активизировать внимание, память, мышление, воображение, пространственные представления; развивать умения сравнивать, обобщать; развивать внимание, мышление. Воспитательные:закреплять умение понимать поставленную задачу; привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать коммуникативные качества, умение работать и играть в коллективе; формировать навык самооценки и самоконтроля; приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми. Новизна проекта: использование ИКТ для более наглядной демонстрации красоты золотой осени.Педагогические принципы реализации проектапринцип поисково-исследовательской деятельности; принцип личностно-ориентированного обучения; принцип дифференциации и интеграции всех видов деятельности; принцип непрерывности. Предполагаемый результат:гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе: познавательного, эстетического, гуманного; обогащение словаря детей эмоционально-эстетическими терминами; успешное интеллектуально-личностное развитие детей; формирование у детей устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями природы; развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем; развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы; совершенствование экологической среды группы; формирование умения выражать свое мнение и отношение к явлениям окружающего мира; развитие познавательной активности детей; развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы; развитие коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми; повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада; конкурс на выразительное чтение стихов об осени; осенняя викторина; праздник Осени. Этапы и механизм реализации проекта:1 этап (подготовительный):Методическая работа:подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно–печатных и дидактических игр; подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе, животных и птицах; загадки и пословицы на осеннюю тему и т. д.); подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций (пейзажи и натюрморты) на осеннюю тему; обеспечение наборами игрушек «Овощи», «Фрукты», «Грибы»; подбор аудиозаписей по данной теме; приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.); формулировка цели, задач, конечного продукта проекта. Предполагаемый результат:развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями; расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период; осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме; обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему; развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания; работа по звуковой культуре речи; развитие продуктивной деятельности детей; плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка); развитие детского творчества; чтение наизусть стихотворений об осени; вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом. 2 этап – основной. Реализация проекта:Социально-коммуникативное развитие:Д/и: «Что растёт в лесу осенью? »; «Созрело - не созрело», «С какого дерева листок», «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты); С. / р. игры: «Овощной магазин», «Садоводы – огородники», «Семья - заготовки на зиму». Игры - драматизации по произведениям:«Три поросёнка» (с англ. С. Михалков); «Под грибом» (В. Сутеев); «Мешок яблок» (В. Сутеев); «Колосок» на стихотворения Е. Благининой; развлечение «День рождения осенних именинников»; праздник «Прощание с Осенью». Познавательное развитие:ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом, за ветром, за дождем; развивающая предметно-пространственная среда: Трафареты листьев, грибов и овощей; ведение календаря природы; подготовить открытки на тему: «Растения луга осенью»; подобрать иллюстрации для альбома по теме «Осень» для рассматривания; уход за растениями в уголке природы; уборка участка детского сада от опавших листьев; сбор семян и природного материала на участке; помощь воспитателю в посадке кустарников. Речевое развитие: беседы по теме: «Об осени», «Как лесные звери готовятся к зиме», «Дары осени», «Природные явления», «В лес за грибами и ягодами», «Перелетные птицы»; беседы о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов; беседы о правильном поведении на природе; беседы о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным; дидактические словесные игры: «Назови по первому звуку, слогу название… (грибов, цветов, деревьев, животных, птиц, овощей и т. д.) »; творческое рассказывание детей на темы: «Мы гуляли на участке», «Птицы нашего края»; рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья», «Прогулка в лесу», «Уборка урожая», «Осень в городе», «Осенний парк» и составление описательных рассказов по ним. Чтение художественной литературы:пословицы, поговорки, загадки об осени, грибах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы; чтение и заучивание стихотворений об осени (А. С. Пушкин, С. Есенин, А. Фет, И. Бунин); чтение стихотворений об овощах, грибах, ягодах; чтение энциклопедий про насекомых, животных, птиц, ягоды, грибы; чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки»; чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»; чтение книг о природе (В. Бианки, М. Пришвин, К. Ушинский); конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени. Художественно-эстетическое развитие:Рисование: «Хмурый ветреный день», «Золотая осень», «Летят перелетные птицы» «Осень глазами ребенка», «Корзина с грибами», «Осеннее дерево».Аппликация: «На лесной полянке выросли грибы», «Дары осени», «Что нам осень принесла»; аппликация из листьев «Узор в круге».Лепка: «Лукошко с ягодами и грибами», «Овощи и фрукты – дары осени».Ручной труд: «Волшебные превращения» (поделки из природного материала), изготовление гербария из осенних листьев, «Кормушка для птиц» (из коробочек из – под сока, молока).Музыкальное творчество:слушание П. И. Чайковского «Времена года»; разучивание песен об осени; слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса»; хоровод под музыку М. Сидоровой «Листопад»; песни: «Пожелтели листья вдруг… », «Дождик», «До свиданья, Осень». Совместная деятельность детей и родителей:подбор художественной литературы, открыток на осеннюю тему; изготовление поделок из природного материала для конкурса «Чудеса осени»; оформление мини-проектов по осени, Изготовление кормушек для птиц. 3 этап – заключительный.