Публикации «Экологическая тропа в детском саду»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Экологическая тропа в детском саду»
Автор: Нугаманова Алия Зиганшевна

Проект «Экологическая тропа в детском саду»Пояснительная запискаСоздание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного,  воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников.Задачи  создания экологической тропы:1) Развить познавательный интерес ребенка  к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.4) Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.Характеристика тропыВид тропы: экологическаяМестонахождение: г. Сибай МДОБУ ЦРР д/с «Курай» Год закладки: 2017Состояние тропы: хорошееРежим пользования: познавательные  экскурсии, исследованияНазначение экологической тропы: познавательная, развивающая. Краткое описание границ маршрута:начало маршрута от Капитошки озяина тропы, затем движение по территории вокруг детского сада: «Правила поведения в природе», метеостанция, муравейники, огород, «Природная лаборатория».Правила поведения на экологической тропеЯ сорвал цветок –И он увял.Я поймал мотылька –И он умер у меняна ладони.И тогда я понял,Что прикоснутьсяк красотеможно только сердцем.                                         П.Гвездослав1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.3. Шум не помощник в познании природы.  Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.4. Запрещается  срывать растения, ломать ветки,  ловить насекомых, бросать мусор.5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться,  размышлять.6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни  и т.п.7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!Этапы создания экологической тропы1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.2. Составление картосхемы тропинки разного назначения: в помощь воспитателям (См. Приложение 1); для детей (См. Приложение 2). Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов: нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому.3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости. В МДОБУ ЦРР д/c «Курай» группа «Беркут» хозяин тропинки был выбран Капитошка  (См. Приложение 3).4. Составление паспорта экологической тропы.5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.6.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
  • Экологические беседы;
  • Наблюдения;
  • Элементарные опыты;
  • Экскурсии;
  • Целевые прогулки;
  • Экологические конкурсы, викторины;
  • Решение экологических ситуативных задач;
  • Чтение художественной литературы;
  • Обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • Трудовой десант;
  • Труд в природе;
  • «Красная книга природы»;
  • Коллекционирование;
  • Экологические досуги, развлечения, праздники;
  • Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
  • Театрализации, инсценировки.
  • Формы и методы работы с родителями на экологической тропе
  • Взросло-детские проекты;
  • Изготовление рисунков, поделок;
  • Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
  • Участие в конкурсах
  • Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
  • Фотовыставки;
  • Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
  • 7. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.8. Разработка маршрута экологической тропы.Краткое описание границ маршрута:Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях (См. Приложение 1).Таким образом, экологическая тропинка состоит из  объектов. Они  специально созданы нами  на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагогаОбъекты  экологической тропы1.Встреча с Капитошкой –хозяином тропы.Педагог обращает внимание детей на полянку с маленькими елочками и грибочками, разные цветы по краям полянки, фигурку капельки. Зачитывает письмо Капитошки детям.Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.2.Правила поведения в природе.Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи плакатов настенде, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом.Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропетоже необходимо соблюдать правила:Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума.Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловитьнасекомых, бросать мусор.С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересныекоряги и т.п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроении3. «Метеостанция»Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветрасадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке),термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения), фигурку ежика с колючками в виде шишек.Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду, Дети имеют возможность наблюдать интересные явления: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются.Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.4.«Муравейники»Дети рассматривают муравейники из хвои и веточек, фигурки муравьев, рассматривают схему муравейника.Педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник, рассказывает детям об устройстве муравейника, интересные факты из жизни этих насекомыхнакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями, читает стихи и сказки про муравьев и муравейник5. «Огород»Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами(кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая)Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.6. «Природная лаборатория»Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов(песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы(вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюденияедагогзаранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает изкартотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала.По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.