Публикации «Экологическая тропа»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Экологическая тропа»
Автор: Маркович Елена Викторовна

Открытое мероприятие «Экологическая тропа».Данное мероприятие проводиться в здании и на территории школы. Можно провести в период летнего оздоровительного пришкольного лагеря в летний период. В первой половине дня дети по отрядам выходят на этапы. На каждом их ждет определенное задание, связанное с природой. Каждый отряд ходит по своему маршруту. Весь маршрут детям сразу не известен. На каждом этапе они узнают, что их ожидает впереди. Необходимо учесть, что:
  • для каждой станции нужно отдельное помещение;
  • количество станций должно совпадать с количеством групп «путешественников»;
  • количество учащихся в группе не должно превышать 15 человек;
  • продолжительность нахождения группы на станции должна быть одинаковой для всех станций с целью организации непрерывного и упорядоченного движения групп, а значит, нужны дополнительные задания «на всякий случай»;
  • общая продолжительность мероприятия не более 90 мин.
  • ЦЕЛЬ: развитие интереса к изучению природы и воспитание экологической культуры школьников.Разминка. Проводится игра «Найди пару»Для этого пишем на листочках названия животных, в двойном экземпляре: заяц, собака, пингвин, кенгуру, горилла, лев. Таким образом, у нас должно получиться двенадцать листочков. Теперь нам понадобится двенадцать участников. Для начала они тянут листочки, но никому ничего не показывают. Их задача изобразить без слов, а с помощью мимики, жестов, каких-либо движений животного, которое им попалось, и найти свою пару среди других участников. По команде все вместе начинают изображать своего животного и искать свою пару. Тот, кто нашел друг друга уходят в сторону и так до последней пары.Этапы соревнований.
  • Станция «Бабушка-загадушка».
  • Детям предлагаются загадки о лесе, цветах, животных, птицах, неживой природе.- Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)-Кто поёт, надувая воздушные пузыри. (лягушка)- Месяц видел, а солнце скрыло. (роса)- В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (дождь)- Кто без рук, без топора строит дом. (птица)- Не зверь, а воет. (ветер)- Много мастеров срубили избу без углов. (муравьи и муравейник).- Очаг один, а всю землю греет. (солнце).- Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (смородина)Блиц «Самые, самые, самые...»■ Самые крупные ящерицы. (Вараны.)■ Самые крупные пресмыкающиеся. (Крокодилы.)■ Самое странное животное. (Австралийский утконос (покрыт шерстью, кормит детенышей молоком, а нос и все четыре лапы у него утиные, маленькие утконосикивылупляются из яиц).)■ Самая крупная змея. (Удав анаконда.)■ Самое полезное животное в мире. (Дождевой червь.)■ Самое древнее домашнее животное. (Гусь.)■ Самое крупное животное в России. (Лось.)■ Самый крупный из зайцев в наших лесах. (Русак.)■ Самый маленький зверек. (Землеройка.)■ Самый чистоплотный зверек. (Барсук.)■ Самое длинноногое животное. (Жираф.)■ Самый крупных морской рак. (Омар.)■ Самая крупная морская птица. (Альбатрос.)■ Самое прожорливое насекомое. (Стрекоза._Викторина «Лесные звери»■ Какое лесное животное появляется в полях, когда начинают поспевать овес и кукуруза? (Медведь.)■ Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы. Кто это? (Волк.)■ С кем в норе может жить лиса? (С барсуком.)■ Какой зверь летом живет в воде, а зимой в земле? (Водяная крыса.)■ У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (У медведей.)■ Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)■ Кто быстро бежит в гору, а с горы — кубарем? (Заяц.)■ Кто спит головой вниз? (Летучая мышь.)■ Шкура какого хищного животного покрыта полосками? (Шкура тигра.)■ Кто к зиме собирается в стаи? (Волки.)■ Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом? (Белке.)■ Какой зверек спит под своими ушами? (Заяц.)■ Какие звери летают? (Летучие мыши и белки-летяги.)■ Кто зимой — белый, а летом — рыжевато-коричневый? (Заяц-беляк.)■ Все ли зайцы зимой белые? (Нет зайца-русака остается серой верхняя часть спины.)■ Какого зверя называют шатуном? (Медведя, который зимой проснулся, называют «медведь-шатун».)■ Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)2.Станция «С песней весело шагать». На этом этапе отряд должен исполнить песню о природе.3.Станция «Где, чей дом?»На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, льды, болото.Ответственный за этап называет животных и растенияапример: воробей, белый медведь, кувшинка, цапля, бурый медведь, осока и т. д.Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей - небо; цапля — болото.)4.Станция «Лечебница Айболита» На этой станции зажигаем аромалампу для создания хорошего настроения и приятной атмосферы. Места для сидения расположены полукругом перед экраном, в центре место для ведущих и игр. Звучит песня «Городские цветы» в исполнении М. Боярского (стихи Л. Дербенева, музыка М. Дунаевского).Ведущий: Здравствуйте! Нашфитобар открывает вам двери! Мы познакомим вас с удивительным миром растений и раскроем некоторые их тайны. А может вы и так уже хорошо знаете наш зеленый мир? Давайте-ка это проверим…Примерные вопросы:
  • Из какого растения изготавливают лекарство, улучшающее аппетит?(Корень одуванчика)
  • Сок, какого растения останавливает кровотечение? (Пастушья сумка)
  • Каким растением лечат нарывы, порезы? (Листом подорожника)
  • Расскажи о каком-либо лекарственном растении. Для чего оно служит, как его используют (если возможно — покажи).
  • - Назови грибы, которые знаешь.- Какой гриб самый ядовитый? ( Бледная поганка)- Какие ягоды ядовиты? (Вороний глаз, волчье лыко, и др.)- Чем ценны плоды шиповника? (в них много витамина С)- Какие ягоды растут в наших лесах?Проводим игру «Вы с нами уже встречались».Ведущие описывают полезные свойства хорошо знакомых учащимся растений, не называя их. Постепенно в ходе рассказа подсказки становятся более явными и дети догадываются, о каком растении идет речь. После того, как дети узнали растение, им показывается его изображение на экране и желающим попробовать предлагается его настой.Знакомец №1 (шиповник обыкновенный): Это в подлинном смысле слова витаминный чемпион: не знает он себе равных среди плодовых и ягодных растений по содержанию витаминов С и Р. Аскорбиновой кислоты (витамин С) в плодах его в 10 раз больше, чем в черной смородине, в 50 раз больше, чем в лимоне, и в 100 раз больше, чем в яблоках. Достаточно сказать, что 1-3 плода способны обеспечить дневную потребность в витамине С взрослого человека.Свежие плоды употребляют для получения сока и витаминного сиропа, из них готовят желе, варенья, вино, настойки, пюре, компоты. Пищевая промышленность выпускает драже, концентраты, медицинская - таблетки, жидкий экстракт. Для медицинских целей пригодны и сухие плоды.Препараты, настои, чай из него обладают многими ценными качествами. Например, настои плодов повышают сопротивляемость организма при инфекционных заболеваниях, ослабляют развитие артериосклероза и обладают общеукрепляющим, тонизирующим действием. Но и это далеко не все: настой плодов ослабляет и останавливает кровотечения, ускоряет заживление ран, ожогов, обморожений.Знакомец №2 (подорожник большой): многолетнее травянистое растениеОтличительные признакикорни — мочковатые, стебля как такового нет, листья — широкие, яйцевидные, с продольными прожилками, собраны в прикорневую розеткукоторой вырастают прямостоячие цветоносы — стрелки; цветы — мелкие, невзрачные, цветет с июня до сентября.Полезные свойства этого растения были известны еще древним лекарям. Сейчас оно используется как подручное средство помощи при разбитых коленках, ссадинах и царапинах. Ранозаживляющие полезные свойства его испытали на себе многие, а антисептическое действие позволяет заменить использование зеленки и йода. Полезные свойства этой травки не ограничиваются дезинфекцией раны – он может останавливать кровотечения, уменьшать воспаления, снимать боль. Растение может восстанавливать кожные покровы, убивать микробов и препятствовать размножению бактерий.Растет повсюду вдоль дорог, на полях, около жилищ.Знакомец № 3 (ромашка лекарственная): Это однолетнее травянистое растение, очень ветвистое, высотой до 30-40 см., с сильным специфическим запахом. Растёт вдоль дорог, по травянистым склонам, в посевах ржи. Важным отличительным признаком является выгнутое и полое дно соцветия-корзинки. Листья мелкие, чем-то похожи на укроп. С лечебной целью используют цветки.  Обладает противовоспалительными, кровоостанавливающими, антисептическими, болеутоляющими, седативными, противосудорожными, потогонными, желчегонными свойствами, рекомендуется при повышенной возбудимости, невралгических и зубных болях Эта трава является еще и прекрасным косметическим средством. Отваром из цветков моют голову, что способствует росту и укреплению волос, избавлению от перхоти.Растёт вдоль дорог, по травянистым склонам, в посевах ржи, Соцветие – корзинка, в середине желтые трубчатые цветы, а по краю – белые язычки.5. Конкурс «Найди след»Заранее распечатанные следы различных зверей прячутся в кабинете и участникам предлагается за 3 минуты найти как можно больше следов.Следы лисы Следы кабана на снегу Волчий след на земле Следы медведя Волчий след на снегу Следы кабана на земле След барсука След лосяСлед белки След медведяСлед бобра След норки След оленя6. На этом этапе дети рисуют плакаты в защиту природы.Все плакаты затем вывешиваются, чтобы все могли их увидеть.В конце мероприятия подводятся итоги, награждаются победители.