Публикации Интегрированное занятие по ТИКО-КОНСТРУИРОВАНИЮ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированное занятие по ТИКО-КОНСТРУИРОВАНИЮ
Автор: Спицына Юлия Владимировна

Цель:- с помощью тико конструктора сформировать у детей навыки грамотного поведения на дороге, развивать представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций.Задачи: -расширять и закреплять знания о правилах дорожного движения;-формировать у детей чувство ответственности за свое поведение на дороге;-применять современные формы и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, инновационные технологии (моделирование из конструктора Тико), направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах города;- формировать устойчивый интерес к моделированию из конструктора Тико;- формировать математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии;- обучать правильному и быстрому ориентированию в пространстве;-развивать самостоятельность при работе со схемами;- развивать внимание, память, мышление, способность сосредоточиться;- воспитывать усидчивость, выдержку, дружеские взаимоотношения, уважение своего и чужого труда.Актуальность проекта:Данная проблема приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения.Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.Актуальность проблемы на социальном уровне обусловлена потребностью современного общества в воспитании грамотного пешехода, готового соблюдать правила дорожного движения, заботиться о своем здоровье и здоровье других людей.По дороге в детский сад воспитанникам часто приходится переходить не одну улицу. Знание и соблюдение элементарных правил безопасного поведения на улицах и дорогах поможет уберечь их от несчастных случаев, сохранить им жизнь.Поэтому тема нашего проекта является чрезвычайно важной и актуальной.Данный проект преследует цель не только научить детей правилам дорожного движения, но и одновременно сформировать у дошкольников уважение к ним, понимание необходимости их выполнения. ТИКО-конструирование – одно из самых современных направлений развития детей, широко использующее трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. ТИКО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.Тип проекта. По деятельности: информационно-познавательный.По количеству участников: групповой.По продолжительности: средней продолжительности.Участники проекта: педагог, дети, родители.Возраст детей: 6-7 лет.Методы и приемы, использованные в ходе проекта:Метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр тематических презентаций).Проблемно-мотивационный метод (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации).Словесный метод (беседа, художественное слово, пояснения).Практический метод (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных схем и чертежей).Эвристический метод (развитие находчивости и активности).Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является моделирование игровых обучающих ситуаций, которые содержат в своей структуре компоненты, обуславливающие ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации.Этапы работы над проектом.Предварительная работа: 1. Продумывание проблемы и игровой ситуации. 2. Подготовка схем для конструирования . 3. Подготовка наборов индивидуально для каждого ребенка. 4. Организация предметно-пространственной среды.МОДЕЛЬ «ТРИ ВОПРОСА»Что знаем?Что хотим узнать?Где можем узнать?По дороге в детский сад нужно переходить оживлённую улицуКакие наиболее опасные места по дороге в детский сад?Понаблюдать на экскурсииДетский сад находится в жилом микрорайонеЧто такое микрорайон?Узнать в интернете с помощью родителейКак это будет выглядеть на схеме?Изобразить вместе с педагогомХотим научиться строить здания на нескольких уровняхРассмотреть схемыЭтап деятельности педагогаФормулировка проблемы: Педагог предлагает детям послушать и отгадать загадки. Вводит в игровую ситуацию. Формулирует задачи. Педагог вносит в группу наборы конструктора тико и предлагает детям рассмотреть их, а затем и сконструировать. Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задач. Дополнение задач проекта.2-й этап - организация деятельности Рассматривание иллюстраций к дорожным ситуациям. Предложение детям рассмотреть схемы, распределить, кто и что будет делать. Помощь в планировании деятельности. Организация деятельности.Работа с родителями1.Планирование проекта «По дороге в детский сад» . Сбор информации, материала.2. Распределение между детьми каждой группы обязанностей.3-й этап-осуществление деятельности»Работа с детьми1.Беседа «Опасные ситуации на дороге».2.Дидактическая игра «Что сказал дорожный знак», дидактическая игра «Светофор»3.НОД по ОБЖ «Путешествие в Знакоград»»4. Физкультминутки «Регулировщик», «Я- пешеход»; подвижные игры «Стоп», «Тише едешь-дальше будешь», «Автомобили и гаражи»4-й этап - презентация результатов.Презентация проекта. Выступление детей (рассказы) Презентация проекта на родительском собрании.Предполагаемый результат:- Проект способствует решению важной проблемы безопасности на дороге, воспитывает индивидуальную ответственность участников проекта, повышает интерес дошкольников к процессу исследовательской деятельностиПодготовительный этап.На познавательных занятиях по «Основам безопасности жизнедеятельности» изучали азбуку грамотного пешехода. Изучение этой науки проходило в форме рассмотрения конкретных дорожных ситуаций, с которыми дошкольники встречаются каждый день; повторялись и закреплялись правила безопасного движения на улицах и дорогах в игровой форме.Приложение 1Конспект интегрированного занятия по лего-конструированию и ПДД «Путешествие с Тико»Дошкольное детство – это возраст игры. Дети, играя, не только познают мир, но и выражают к нему своё отношение. Традиционные формы и методы обучения дошкольников все в меньшей степени способны откликаться на изменения характеризующие современность. Ежедневно нам приходится сталкиваться с возрастающими требованиями к развитию детей, подготовке их к школе, с другой стороны - появлению новых технологий. ТИКО-педагогика – одна из современных педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду для обучения и развития ребёнка.В педагогике ТИКО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ТИКО здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.В силу своей педагогической универсальности конструктор оказывается наиболее предпочтительным наглядным пособием и развивающей игрушкой. Огромный выбор кирпичиков и специальных деталей дает детям возможность неограниченного творчества. Конструктор ТИКО – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.Поэтому я использовала эти две актуальные области для развитии детей в данном интегрированном занятии.Цель:Развитие у детей общих познавательных и творческих способностей.Задачи:Закреплять умение анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением;Развивать способность детей «читать» графические изображения предмета, представленные во всех проекциях (вид спереди, вид сбоку, вид сверху и т. п.) ;Закрепление знаний геометрических фигур.Приобщать детей к миру технического изобретательства.Расширять знания и представления детей о предметном мире.Совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.Закрепить знания детей о правилах поведения на дороге и сформировать в детях грамотных пешеходов.Педагогическая целесообразность:Объясняется формированием высокого интеллекта через мастерство. Целый ряд специальных заданий при конструировании направлены на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование и служат для достижения этого. Занятия направлено на то, чтобы через конструирование приобщить детей к творчеству, закрепить знания по безопасности дорожного движения через игру и конструирование. Важно отметить, что компьютер используется, как демонстрационное средство, его использование направлено на демонстрацию алгоритма сбора предложенных моделей. А связь конструирования с правилами безопасности дорожного движения в игровой форме, с подобранными по теме физкульминутками, способствует закреплению и усвоению этих правил у детей.Оборудование:Проектор, конструктор ТИКО, экран.Ожидаемые результаты:Соблюдают правила дорожного движенияПонимают значения сигналов светофораУзнают и называют дорожные знакиКонструируют модели по заданному образцуУмеют выполнять как объемные конструкции, так и плоскостные.Используют различные приемы в конструировании (разные виды кладок)Формируют и совершенствуют мелкую моторики рук, двигательные умения и навыки в манипуляции с конструктором ТИКО.Умеют работать в командеХод занятия:Дети заходят и рассаживаются за столы по 2 человека.ПЕДАГОГ. Здравствуйте, дети! Рада приветствовать вас на занятии по конструированию. (Слайд №1)Вы знаете, сегодня утром к нам в группу приходил почтальон и принес необычное письмо. (Слайд № 2) В нем жители волшебного города «Знакограда» просят нас о помощи: утром они обнаружили, что в городе исчезли все дорожные знаки, светофоры. Теперь водители не знают, как и куда им правильно проезжать по городу, а пешеходы не знают, как им теперь безопасно перейти дорогу. (Слайд №3, №4) Как вы думаете, что будет происходить на дорогах, если не будет дорожных знаков?Ответы детей.ПЕДАГОГ. Мы поможем с вами жителям города «Знакограда», построим для них светофор и знаки дорожного движения?Ответы детей.ПЕДАГОГ. Но перед тем, как помочь жителям «Знакограда», давайте сами вспомним и повторим основные правила дорожного движения, сигналы светофора, основные дорожные знаки. (Слайд № 5, №6, №7) .Ответы детей.ПЕДАГОГ. А давайте сейчас посмотрим, как вы запомнили дорожные знаки.Всем знакомые полоски,Знают дети, знает взрослый,На ту сторону ведет. ("Пешеходный переход".)На машинах здесь, друзья,Ехать никому нельзя,Можно ехать, знайте, дети,Только на…. ("Велосипедная дорожка".)В белом треугольникеС окаемкой краснойЧеловечкам-школьникамОчень безопасно.Этот знак дорожныйЗнают все на свете:Будьте осторожны,На дороге … (дети) .Остановка, толпится народ.Скоро автобус подойдёт.Здесь ждут транспорт городской,Едут в офис, в цех, домой.Едут в школу, детский сад,В праздник едут на парад.В уличном круговоротеТранспорт городской в почете! (место остановки автобуса)Этот знак для тех, кто боленКто здоровьем не доволен.Придорожный АйболитВас подлечит, подбодрит. (пункт первой медицинской помощи)ПЕДАГОГ. Какие вы все молодцы! Все правильно ответили!Теперь давайте вспомним детали нашего конструктора и виды кладок. (Слайд №8, №9, №10). Молодцы! Все помните!Давайте теперь разомнемся и немного поиграем. (Слайд № 11) .«Постовой»Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)Людям машет: Не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)Здесь машины едут прямо (руки перед собой)Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)Приглашает нас идти (шагаем на месте)Вы, машины, не спешите (хлопки руками)Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)ПЕДАГОГ. А теперь дети отгадайте загадку, и вы узнаете, что мы с вами сейчас будем строить. (Слайд №12)На перекрестке двух дорогСтоит наш терем-теремокСвет в окошечке горитТо, о чем нам говоритСвет зеленый, желтый, красныйЗнаем мы давно прекрасно. (Светофор)Какой свет нам говорит:«Проходите – путь открыт»(Зеленый)Какой свет нам говорит:«Вы постойте – путь закрыт! » (красный)А теперь приступаем к постройке светофора (Слайд №13). Какие по форме детали мы будем использовать? (Слайд № 14). Ответы детей.Какие замечательные светофоры у вас получились! (Слайд №15)Светофоры у нас есть, а теперь можно нам превратиться в водителей и сделать небольшую гимнастику.(Слайд №16, №17) .Физкультминутка «Водитель»Едем-едем на машине (руки держат «руль»)Нажимаем на педаль (двигают стопой ноги)Газ включаем – выключаем (двигают рукой)Пристально мы смотрим вдаль. (всматриваются вдаль)Дворники счищают капли (руками делают круговые движения)Вправо- влево - чистота!Ветер волосы ерошит (руками ерошат волосы)Мы водители хоть куда!Замечательные из вас водители получились!А теперь отгадайте, что мы с вами построим дальше. (Слайд №18) .Здесь наземный переход,Ходит целый день народ.Ты, водитель, не грусти,Пешехода пропусти! (Пешеходный переход) Ответы детей.Какие вы молодцы! Какие чудесные светофоры вы построили! Жители города «Знакограда» очень рады, что теперь в их городе порядок - могут по правилам ездить машины и передвигаться пешеходы! Они передают вам большое Спасибо! (Слайд №19, № 20) .Рефлексия. Воспитатель. Попрошу вас ребята оценить свою работу.Если занятие вам понравилось, у вас всё получилось – поднимите зеленый кирпичик конструктора.Если что-то вам не понравилось или у вас что-то не получилось, поднимите желтый кирпичик конструктора.Если занятие вам не понравилось, задания вызвали у вас затруднения, поднимите красный кирпичик конструктора.(Дети поднимают нужный кирпичик конструктора) .ПЕДАГОГ. Спасибо вам большое за занятие. До новых встреч!