Публикации Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»
Автор: Рамих Марина Викторовна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеХанты-Мансийского района«Средняя общеобразовательная школа с. Кышик»Рабочая программа внеурочной деятельности«Мир вокруг нас»Направленность программы: ( общекультурная).Тип программы: (тематический)Срок реализации программы 1 годСоставитель: Рамих Марина Викторовна,учитель начальных классов.С. Кышик2017 г.Раздел I. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы». Пояснительная запискаВ основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности. Теоретики эстетического воспитания считают, что в возрасте от 7 до 12 лет происходит потеря детской непосредственности в восприятии искусства. Вместе с тем ученики начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения» Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира. Программа кружка изобразительное искусство разработана на основе примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания. Направленность детского объединения – художественная.Цель: Формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, привитие интереса к изобразительному искусству, развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения.Задачи: 1.Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами.2.Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности.3.Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.Программа «Мир вокруг нас» рассчитана на учащихся 4 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 34 занятия в год. Продолжительность занятия 40 минут.Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участию в выставках, конкурсах, акциях. Содержание программы4. Планируемые результаты: В данной программе учитываются все уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности.- взаимодействие учащегося с учителем;- взаимодействие учащихся в коллективе, малых группах;- самостоятельное достижение результатов;У учащихся формируются в результате благоприятной внеурочной деятельности коммуникативные, этические, социальные, гражданские компетентности.На протяжении всей работы внеурочной деятельности учитывается здоровьесберегающий  аспект.К концу обучения учащиеся должны знать:- название материалов и инструментов и их назначение;- названия основных и составных цветов  и элементарные правила их смешивания;- основы декоративного искусства;- основные виды и жанры изобразительного искусства;- художников разных жанров, разного периода развития искусства.Должны уметь:- правильно работать кисточкой, карандашом;- пользоваться различными изобразительными материалами;- использовать в работе нетрадиционные техники рисования (монотипия, «по-сырому», мятая бумага, кляксография и т.д.);- определять теплохолодность и светлоту оттенков;- рисовать предметы с натуры и по представлению;- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления школьников: выступление педагога на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений, мастер - классов, просмотр родителями открытых занятий. Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий».
  • Условия реализации программы
  • Большое значение имеет помещение, отводимое для занятий. Оно  должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки, а также в помещении необходимо нахождение  комнатных растений, способствующих очищению воздуха. Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок. В дополнение к общему освещению должно быть предусмотрено местное освещение. Стены кабинета должны быть окрашены в светлые тона. Столы необходимо расположить таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ученика. Лучше если это будут мольберты.Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий необходимо иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приёмов росписи, технические рисунки, муляжи, а также очень важно - аудио и видео аппаратуру, мультимедийную  и интерактивную системы. Для выполнения личных программных работ учащимся необходимо иметь инструменты и материалы: бумагу, акварельные, гуашевые и акриловые краски, твердо-мягкие карандаши, различные мелки, кисти разных размеров, ластики, клей цветную бумагу и картон и т.д.Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение: а) Наглядные пособия, образцы работ, сделанные кружковцами;б) Слайды, видео-аудио пособия;в) Иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;г) Схемы , технологические карты;д) Индивидуальные карточки.2. Формы контроляВ программе используются различные формы контроля работы учащихся: творческие выставки работ, соревнования, конкурсы, анализ рисунков и т.д.В качестве контроля также используются критерии определения освоения программы.- умение выполнять по плану учителя или собственному плану;- способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;  - рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу.Итог реализации программы:
  • Проведение выставок детских работ к праздникам и в конце учебного года – итоговая выставка;
  • Участие учащихся в выставках и конкурсах разного уровня;
  • Подробный анализ работ;
  • 3. Оценочные материалы (описание оценочных материалов, обоснование применения).Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии оценки выполнения творческой работы.- работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.- работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.- работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.4. Методические материалы.На занятиях используются методы:Словесные (рассказ, объяснение, беседа).Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).• Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).• Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).• Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).• Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).• ЭвристическиеВедущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.5. Список литературы.1.Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.2.Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.3.Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.4.Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 4 класс. – М., 2005.5.Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987. 6. Методические журналы по искусству. 7. Учебно-наглядные пособия. 8. Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства. 9. Справочные пособия, энциклопедии по искусству. 10. Альбомы по искусству. 11. Книги о художниках и художественных музеях. 6. Календарный учебный график.7. Пакет оценочных материалов (обязательное приложение к программе).8. Приложения (репертуар, методические разработки и др.).