Публикации «Линейные алгоритмы и табличный процессор»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Линейные алгоритмы и табличный процессор»
Автор: Крайнева Фаина Александровна

Методическая разработка "Линейные алгоритмы и табличный процессор"Методическая разработка предназначена для учителей информатики общеобразовательных учреждений.Пособие содержит рекомендации по интеграции при изучении тем «Линейные алгоритмы» и «Табличный процессор», образцы решения задач, задачи для самостоятельного решения. Данная разработка является первым разделом методического пособия "Интегрированное изучением тем: Алгоритмизация и табличный процессор". Цели и задачи:1.Развитие у школьников навыков решения задач наиболее типичных и распространенных в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике: применение формальной логики при решении задач; алгоритмического, системного подхода к решению задач.2.Формирование умений:-на основе информационных моделей объектов и процессов из различных предметных областей разрабатывать компьютерные модели с использованием табличного процессора MS Excel;-проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей.3.Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с программированием.Внутрипредметная интеграция тем «Алгоритмизация» и «Табличный процессор» поможет в формировании у учащихся навыков применения прикладных программ для решения типовых учебных задач. Параллельное изучение данных тем позволит больше часов отвести на практическую и самостоятельную работу, тем самым создаются условия для прочного освоения материала. Теоретический материал не преподносится ученикам большим блоком. Каждое новое понятие вводится по мере необходимости, при решении новой задачи, возникает потребность в новом понятии. Тем самым, соблюдается принцип последовательности и доступности изложения.Данное пособие не содержит теоретического материала по работе с текстовым процессором MS Excel, так как этому вопросу посвящено достаточно много учебной и методической литературы. В пособии рассматриваются конкретные примеры задач, описывается технология их решения: построение математической модели задачи, разработка алгоритма решения задачи (блок-схема), построение электронной таблицы по разработанному алгоритму и даются конкретные рекомендации учителю: на что необходимо обратить внимание при решении того или иного типа задач, когда целесообразнее вводить каждое новое понятие. Кроме того, в пособии предусмотрено проведение учащимися экспериментов с последующим анализом результатов эксперимента и констатацией вывода.Методы обучения:Основная методическая установка — обучение школьников навыкам индивидуальной работы по практическому созданию компьютерных моделей (электронных таблиц) на основе ранее разработанных алгоритмических моделей.Каждое задание выполняется с помощью персонального компьютера и табличного процессора MS Excel (компьютерный практикум).Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. На обобщающих этапах обучения рекомендуется объединение учащиеся в группы для выполнения зачетных заданий с их последующей защитой.Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического заданияКонтроль знаний и умений: Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий и по результатам тестирования учащихся по теоретическим понятиям курса.Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:•текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;•публичная защита выполненных учащимися работ (индивидуальных или групповых);•текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;•итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем.Итоговый контроль реализуется в форме защиты зачетных задач. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов.1. Введение в алгоритмизациюИзучение курса начинается с основных понятий алгоритмизации. Учащиеся знакомятся с понятием алгоритма, исполнителя, системы команд исполнителя. Вводится схемное описание алгоритма (язык блок-схем). Условные обозначения блоков2. Линейные алгоритмыЗадача 1.1Вычислить площадь прямоугольника по данным длине и ширине.Рекомендации учителю:При изучении линейного алгоритма, уже при разборе первой задачи, необходимо провести связь между составленным алгоритмом и электронной таблицей. При этом нет необходимости сразу вводить понятие электронной таблицы и основных ее понятий: ячейка, строка, столбец.Решение:1 этап: Разбор алгоритма решения задачи с построением математической модели и разработкой алгоритма (блок-схемы).2 этап: Реализация решения данного алгоритма в табличном процессоре MS ExcelРекомендации учителю:После разбора решения данной задачи, учащиеся открывают файл-заготовку в MS Excel, и им предлагается провести эксперимент: вводя различные исходные данные проанализировать полученные результаты и сделать вывод о том, что такое электронная таблица и каково ее назначение.Вывод: Электронная таблица – это программируемая таблица. Можно вычислить значение каждой ее клетки (ячейки) через значение других, задав алгоритм вычислений.Когда учащиеся разобрали решение задачи в Excel, сделали вывод, вводятся основные понятия электронной таблицы, подробно изучается интерфейс программы MS Excel.Задача 1.2Вычислить стоимость покупки, состоящей из нескольких тетрадей и карандашей.Рекомендации учителю:При решении второй задачи изучить правила форматирования таблиц, правила копирования формул (через основное меню и распространение с помощью маркера заполнения), ввести понятие относительной адресации и определить закономерность изменения формул, содержащих относительный адрес, при копировании (на примере копирования из ячейки D4 в D5).Задача 1.3Вычислить стоимость поездки на автомобиле на дачу (туда и обратно). Исходными данными являются: расстояние до дачи (в километрах); количество бензина, которое потребляет автомобиль на 100 км пробега; цена одного литра бензина.Рекомендации учителю:При работе над этой задачей ввести понятие формата ячейки. Для ячеек B5 и B8 задать денежный формат. Задача 1.4Вычислить величину дохода по вкладу и сумму по окончании срока вклада. Исходные данные: величина процентной ставки (в процентах годовых) и время хранения (в днях).Рекомендации учителю:При решении задачи обратить внимание на процентный и денежный форматы данных. При решении задачи разработать таблицу таким образом, чтобы ее легко можно было адаптировать к работе с несколькими вкладчиками и для последующего введения понятия абсолютной ссылки.Шаг впередДля ввода понятия абсолютной ссылки, использовать задачу 1.4. Добавить данные еще по нескольким вкладчикам. Предложить учащимся провести эксперимент: скопировать формулы из строки первого вкладчика в строки по новым вкладчикам. Проанализировать результат, сделать вывод, ввести понятие абсолютной ссылки. Внести изменения в формулы по первому вкладчику и скопировать их. Таким образом, оформление электронной таблицы может быть таким:Задачи для самостоятельного решения:1. Рабочий А собирает N пар обуви за 1 час, рабочий D – L пар, рабочий С – К пар. Определить количество собранной обуви, если рабочий А работал Х часов, В – Y часов, С – Z часов.2. Какой процент составляет число А от числа В?3. В январе 2003 года ЗАО «Актив» начислило референту Сидоровой И.И. 1964 года рождения заработную плату в размере 10 000 руб. Рассчитать сумму единого социального налога страховых взносов в Пенсионный фонд. Примечание: ЕСН = 35,6% (в том числе: в пенсионный фонд – 28%, медицинское страхование – 3,6%, социальное страхование – 4%). Страховые взносы в пенсионный фонд: страховая часть – 12%, накопительная часть – 2%.Ввести данные по зарплате еще для 5 человек и выполнить соответствующие расчеты.4. Составить реестр розничных цен электротоваров, содержащий следующие реквизиты:- наименование организации;- дату составления;- порядковый номер реестра;- подпись руководителя и печать организации.Реестр должен отражать:- наименование товара;- цену поставщика на данный товар;- торговую наценку (в процентах к цене поставщика и в денежном выражении);- розничную цену.