Публикации
Интегрированное занятие ручной труд «Изготовление подковы»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированное занятие ручной труд «Изготовление подковы»
Автор: Тегенцева Анжелина Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированное занятие ручной труд «Изготовление подковы»
Автор: Тегенцева Анжелина Валерьевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 100 Конспект НОД Интегрированное занятие Ручной труд: «Изготовление подковы» (подготовительная группа) Составила: Тегенцева.А.В. Воспитатель 1 категории г. Комсомольск-на-Амуре 2016 г.Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». Цель: научить детей делать подкову.Задачи:Образовательные: познакомить с народными традициями и обычаями, научить делать обереги; расширить кругозор учащихся, обучить новым способам работы с пряжей и природным материалом.Развивающие: развивать фантазию, творческие способности самостоятельность при украшении подковы, мелкую моторику через умение работать с природным материалом.Воспитательные: воспитывать уважение к народным традициям, воспитание познавательной потребности, интереса и активности, воспитание художественного и эстетического вкуса.Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный.Формы организации: совместная деятельность взрослого и детей.Материалы и оборудование: природный материал: семечки, крупа, горох, семена, монетки.Предварительная работа:• Вырезывание подковы по трафаретам;• Рассматривание оберегов;• Беседы в «Горенке» о традициях русского народа;• Работа над понятиями «Оберег», «Подкова»;• Слушание русских народной музыки, песен;* С/Р игры «Семья», «Дом»Чем дальше в будущее смотрим,Тем больше прошлым дорожим,И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим.Россия-мать! Тебе хвала!В веках ты видела немало,Когда б ты говорить могла,То многое бы рассказала.Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили дети в старину в нашем Псковском крае.Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. По рассказам, раньше для младенца делали зыбку из четырех палок, к которым пришивали мешок, клали туда подушку, сверху закрывали платком, чтобы ребенку было темно; подвешивали зыбку к спеге, к зыбке привязывали веревку и качали ее ногой (руки в это время были заняты – обычно мать или бабушка вязали). На ласковые слова и колыбельные в русской семье не скупились. Мамы или бабушки убаюкивали свое дитятко задушевными и нежными колыбельными песнями. А когда дети подрастали, им рассказывала сказки. Иногда в целях воспитания детей использовались былички («былицы»), На Руси считалось, что к 7-8 годам ребенок уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.С самого раннего возраста дети не только выполняли работу по дому, но и брали на себя ответственность за младших (старшая дочь оставалась «нянькой» с детьми на весь день, пока взрослые работали в поле). С малых лет родители приучали детей к разным полевым работам – боронить, сеять, косить. Во время жатвы дети носили снопы и составляли их в «стоянки». Дети даже помогали при строительстве домов. Сегодня на занятии, ребята, мы поговорим о народных поверьях, приметах, суевериях и славянских оберегах. Вы узнаете, как сделать оберег своими руками. Познакомитесь с основными правилами изготовления оберегов и их сиЦели урока:Образовательная – расширить кругозор учащихся, познакомить с народными традициями и обычаями, обучить новым способам работы с пряжей и природным материалом, научить делать обереги; Развивающая – развивать фантазию и творческие способности, самостоятельность, инициативу; Воспитательная – воспитание уважения к народным традициям, воспитание познавательной потребности, интереса и активности, воспитание художественного и эстетического вкуса. Тип занятия: комбинированный.Возраст детей: 10-12 лет.Продолжительность занятия: 3 учебных часа.Методы обучения: устное изложение нового материала, беседа, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов.Наглядно-демонстрационный материал: фотоиллюстрации и образцы оберегов.Оборудование: ножницы, клей «Момент», пряжа, картон, сухоцветы, монетки, крупа, ягоды шиповника, семена тыквы и подсолнуха, сосновые шишки, желуди.Подготовительная работа: проведение экскурсии на природу с целью сбора природного материала, необходимого для создания оберега – подкова.Использованная литература:Прошельцева С.В. Обереги для вашего хозяйства / С.В.Прошельцева // Обереги. - 2009. №2. - С. 6-19 Семёнова А.Н. Магия родного дома. – СПб.: Невский проспект, 2000. Семёнова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука, 1998. Шептуля А.Э. . Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. М.: Эксмо, 2007, с 5-8, 17-18, 43-45, 61. Интренет-ресурсы: ХОД ЗАНЯТИЯ:1. Организационный момент (2-3мин.)Проверка присутствия учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию.2. Теоретическая часть: Сообщение нового материала.(Изложение материала сопровождается показом оберегов)Бытовое предназначение подковыПри работе на твёрдом грунте роговые части быстро изнашиваются. При повреждении испытывает болезненные ощущения, начинает хромать, или вообще отказывается ступать на больную ногу. Ковка позволяет предохранить копыта от износа и защитить их от травмирующих ударов о твёрдый грунт. В зимнее время подковы, снабжённые шипами, улучшают сцепление копыта с грунтом и предотвращают скольжение. Специальные типы подков ( подковы) применяются при лечении различных заболеваний конечностей лошади. Крупный рогатый скот тоже нуждается в ортопедических подковах.История создания подковыПервые приспособления сплетались в виде чулка или башмака из лыка, , кожи, растительных волокон. Укреплялись над венчиком под щёткой верёвками или ремнями. Эти башмаки были непрочны, укрепление их верёвками или ремнями вызывало . Подошвенные поверхности копыт рабочего скота покрывали смолой.Римляне употребляли для защиты подошвенной поверхности копыта металлические пластинки, большей частью овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами, для укрепления пластинки на верёвкой или ремнём. Такие пластинки для назывались гиппосандалиями, для — мулосандалиями, для — бососандалиями.В средние века научились крепить металлические подковы специальными гвоздями — .В ковочное дело начало развиваться на государственном уровне после : « В и губерниях сыскать добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». В в селе Хорошево под была открыта первая в коновальная школа.Оберег "Подкова"Мифы и легенды о подковахСуществует множество красивых сказок и легенд о подковах, приносящих удачу.1. Наиболее известна легенда о святом Данстане. Он был искусным кузнецом и славился умением хорошо подковывать лошадей. Однажды к нему явился сам дьявол под личиной и попросил подковать его, выставив вперед ногу с нераздвоенным копытом. Но святой Данстан узнал лукавого. Он крепко привязал его к стене и принялся так грубо обрабатывать его ногу, что дьявол завопил и стал просить пощады. Однако святой Данстан не выпустил его до тех пор, пока тот не пообещал никогда не заходить в дом, где прибита подкова.2. Считается, что впервые найденная подкова стала символом счастья в Древнем Египте. Коней, которых запрягали в повозки фараонов, подковывали золотыми подковами. Но материал подковы не делал крепче крепление – рано или поздно подковы оставались в пыли дороги. Разумеется, находка золотой подковы становилась счастьем.3. В древней Руси были свои основания считать подкову символом грядущего счастья и оберегом от бед и нечистой силы. Дело в том, что все подковы выходили из-под молота кузнецов, всегда считавшихся борцами с нечистой силы. Кроме этого, подкова связана с конем, верным помощником крестьянина и воина.4. Современные исследователи считают, что радость от найденной подковы объясняется тем, что в давние времена железо было большой редкостью, любое металлическое изделие считалось очень дорогим. Поэтому найти подкову, из которой можно было изготовить что-либо для дома – нож, скребок или просто гвоздь, действительно было счастьем.Как сделать оберегОберегом могут стать самые разнообразные предметы. Силу свою обереги черпают первоначально от человека, их создающего: когда вы делаете их своим оберегом, вы должны вложить в них частичку свой энергии. Также силу свою они черпают в доверии к ним. При создании оберега думайте о чем-нибудь светлом и возвышенном. Вы должны полностью сконцентрироваться на процессе и мыслях о прекрасном, добром, вечном - ведь вы заряжаете свой оберег положительной энергией, которая будет потом вас охранять и помогать вам.При работе требуется полное сосредоточение мыслей, направленных на цель изготовления берега и на его будущего владельца. Если не получается сосредоточиться, если в голову лезут посторонние мысли, вам стоит отложить изготовление оберега. Отдохните некоторое время, может быть, должно пройти несколько дней до того момента, когда вы сможете вновь приступить к изготовлению. Оберег сам даст знать, когда вы сможете его сделать. Вы просто почувствуете, что именно сейчас вы готовы вложить в него максимум позитивных эмоций и ваш оберег станет помощником и защитником.Правила изготовления обереговОбереги не могут быть изготовлены для себя. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег. Обереги изготавливается только по доброй воле и от чистой души. Самые сильные – те, которые изготавливаются для вас вашими кровными родственниками. Самые сильные обереги – супружеские кольца. Нужно тщательно выбирать материал для изготовления оберегов. Их нужно выполнять только из природных материалов. В процессе изготовления необходимо думать о том человеке, для которого делаете. Важно запомнить: При изготовлении оберегов не используются колющие и режущие предметы, так как будущая кукла должна стать другом и помощником человеку. Тряпочки и нитки для оберегов надо рвать, а не резать. Можно использовать целые куски изношенной одежды, насыщенной энергиями конкретного человека. Кукла - оберег пропорциональна частям тела человека, что делает их образ гармоничным и завершенным. Ей не рисуют лица. Считается, что если это сделать, то в куклу вселится чужой дух. А без лица, она просто передает через себя то, что вложил в неё человек, кусочек его души, добрых пожеланий, тепла.Символика цвета в оберегахКрасный — успех в начинаниях, любви.Оранжевый — сотрудничество.Желтый — радость, символ здоровья и удачи.Зеленый — практичность.Голубой — изменения.Синий — ответственность.Фиолетовый — вера;Бежево-коричневый — успех;Пастельные тона — завершение;Черный, белый, или жемчужно-серый — интуиция;Красновато-коричневый, желтовато-коричневый — величие;Коричневый с синим — счастливая дорога и ясное солнце.Значение символов на оберегахЗлаки, бобовые — символ достатка, сытой жизни, благополучной в материальном аспекте.Лапти символизируют домашний уют, семейное счастье.Мак, зерна мака — символ исполнения желания.Красный горький перец — мужское начало, символ мужского здоровья.Шишка — символ трудолюбия и достижения успеха.Лекарственные травы, ягоды шиповника — символ крепкого здоровья.Лук оберегает семью от слез.Ягоды рябины — символ женской молодости, красоты.Бессмертник — символ долголетия.Мешковина — изобилие.Тыква, семена тыквы — символ плодородия, женского начала.Хлеб — всему голова — согласие и достаток в доме.Лавровый лист — слава, успех.Плетение символизирует знакомства, дружбу с новыми интересными людьми.Солнце, цветок подсолнуха — главный славянский оберег, славяне - дети солнца.Семена подсолнуха — здоровье детей в доме.Семя — зарождение новой жизни.Кувшин — символ воды, полная чаша в доме.Яйцо — продолжение рода.Кукуруза — символ здоровья у детей, продолжения рода, сплоченности семьи, взаимопонимания.Веник, направленный вниз, выметает ссоры из избы.Веник, направленный вверх, — к деньгам.Орех — символ умственной силы и здоровья.Монетка — успех в делах.Горшочки с кашей и молоком — достаток.Фигурки мужчины и женщины, перевязанные ниточками, — любовь, неразрывность уз.Петушок сахарный — чтобы в доме звучал радостный детский смех.Чеснок и перец изгоняют нечистую силу.Домашняя выпечка символизирует хлебосольность.Сухоцветы — символизируют уют и красоту. Мешочек с можжевельником — символизируют чистоту мыслей.Горох — мир и дружбу.Мешок — символ богатства.Полотно — счастье в доме.Узелок оберегает от скандалов в доме.Гнездо — продолжение рода.Бублик, цепь — непрерывное кольцо, символ крепкой семьи.Домик — символ семьи.Мельница — перемелется — мука будет.Крупа — мир, лад в доме, желая этого, молодых после венчания осыпали крупой.Колосья, ягоды, дары природы — урожай в хозяйстве.Коса, венок — символы бесконечности и непрерывности рода, возрастания благополучия.Как правильно повесить оберег - подкову?Вот что об этом было сказано в «Книге Потаённого Древа Жизни»:«Чаша Светлая, где Счастие живёт, Добра Обитель, Знак Защиты. Если хочешь дом спасти, вешай над дверью, если семью обрести – над очагом, если дитя – над кроватью супругов. Всякое дело во благо пойдет, ежели в себе зла не содержит. А коли кто вред замышляет – оградит от того Счастия Знак». Подкова, направленная ветвями вверх, олицетворяет собой чашу, которая будет привлекать в дом богатство. Если же вы повесите подкову ветвями вниз, вся негативная энергия дома будет задерживаться на ней и стекать вниз, на землю. Обычно, таким образом подкову вешают для защиты дома от злых сил (порчи, сглаза). В России с давних времён принято придерживаться такой традиции: внутри дома подкова вешается ветвями вверх, а снаружи, например, над крыльцом – ветвями вниз. Как придать оберегу - подкове высшую Силу?Очень важно помнить, что размещать подкову над дверью следует особым образом, а иначе она не сможет войти в свою полную Силу.Вопервых, подкову нужно вешать только на один гвоздь и проследить, чтобы других вбитых гвоздей поблизости не было.Вовторых, обязательно прибивать подкову должны хозяин и хозяйка дома вместе. Если человек в доме живёт один, то одному ему и подкову прибивать.Втретьих, перед тем как подкову повесить, должны хозяин с хозяйкой вместе за ветви подковы взяться и сказать следующие слова: Как подкову на дверь прибиваем, Так семью свою от всякой беды ограждаем, Всё плохое за порогом оставляем, Мир и лад в дом привлекаем! Если вешает подкову один человек, то он должен перед этим за обе ветви руками взяться и сказать: Как подкову на дверь прибиваю, Так себя и дом от всякой беды ограждаю, Всё плохое за порог выгоняю, Любовь, радость в дом привлекаю!-------------------------------------------------- Тема нашего занятия звучит так: «Подкова на счастье». Мы изготовим сувениры, которые станут украшением нашей выставки в Доме детского творчества. У кого из вас в доме есть подкова? Для чего мы вешаем подкову в доме? Из какого материала она сделана? Где же можно найти подкову счастья? Ответы детей. Подкова – один из древнейших и самых известных талисманов удачи, успеха и богатства. В наше время найти ее, конечно же, очень сложно, но вот изготовить самим своими руками возможно. Легенды и всевозможные поверья о подкове имеют глубокие исторические корни. В ранние века, когда железо только начинало проникать в Европу, оно было настолько дорогим, что любая вещь из железа считалась ценностью. А в крестьянском хозяйствежелезо было редкостью, и поэтому найти подкову, из которой можно было изготовить что-либо для дома: нож, скребок или просто гвоздь, действительно было счастье. Как вы думаете, зачем лошадям подковы? Зачем лошадей подковывают, ведь в природе дикие лошади прекрасно обходятся без подков? В процессе одомашнивания лошади, а вместе с ними и их хозяева, столкнулись с проблемой изнашивания копыт. Ведь одомашненным лошадям приходится жить в неестественных условиях. С одной стороны, живут не на просторе, а в конюшне. Поэтому они двигаются меньше, чем дикие лошади, и их копыта становятся мягче. С другой стороны, домашние лошади выполняют тяжелую физическую работу - возят людей, тащат за собой грузы, бегают на время. Кроме того, они вынуждены постоянно бегать по твердому грунту и асфальту. Все это приводит к износу копыт: они истираются быстрее, чем отрастают. Диким лошадям такой износ не грозит, потому что они бегают на свободе, без балласта, по мягкой земле, и сами выбирают наиболее удобный путь, обходя камешки и другие препятствия. Подковы используют для защиты копыта от износа. Как вы думаете, что чувствует лошадь, когда ее подковывают? Ответы детей. Интересные факты про лошадей. 1. Имеют превосходное чутье и лучше любого компаса ориентируются в любую погоду, и в любое время суток: ранним утром или поздней ночью. 2. В отличие от большинства животных, видят мир цветным, а не чѐрно-белым, однако они плохо различают синий и красный цвета. 3. Очень сильно у них развито осязание. Наиболее чуткими,в этом плане Достоверно известная максимальная продолжительность жизни у лошади составила 62 года, в среднем же она составляет до 25 лет. 4. являются копыта и губы. 5. Люди, которые работают с лошадьми, на 50% меньше болеют. 6. Лошади способны видеть всѐ, что их окружает и впереди и сзади, так как угол зрения составляет почти 360 градусов. 7. Больше всех в мире лошадей находиться в Китае. 8. Индикатором возраста лошади являются ее зубы.Основная часть занятия. Каждый элемент оберега имеет свое символическое значение. Проводится игра «Значение оберега». Дети выбирают карточки с элементом оберега и называют его значение. -мешок – символ богатства - монеты - успех в делах; -монеты - успех в делах; - горох, фасоль - богатство и изобилие в доме; -яблоко – символ любви и радости; -семечки подсолнуха - здоровье детей и энергия солнца; -крупа – мир, лад в доме; -гречка - плодородие и достаток; -пшено - от сглаза; -фасоль - зарождение новой жизни; - красный перец - горячая любовь; - орех - символ умственной силы и здоровья; -чеснок, лук - от нечистой силы; -мак - исполнение желаний; -шишка-трудолюбие и достижение успеха; -переплетение - знакомство и дружба; -тыква, семена тыквы – символ плодородия, женского начала -мешковина – изобилие Чтобы приступить к изготовлению подковы нам необходимо нарисовать эскиз, т.е. рисунок нашей будущей поделки. Давайте пофантазируем и нарисуем «Подкову счастья». У каждого из вас на столе лежат листки с нарисованным контуром подковки. Ваша задача дополнить его элементами декора. Давайте, повторим правила техники безопасности при работе с клеем. Ответы детей. А пока вы фантазируете, я предлагаю послушать песню Татьяны и Сергея Никитиных «И только лошади летают вдохновенно» Требования к эскизу: 1.В рисунке присутствуют те предметы, которые у вас на «столе; 2.Крупные предметы располагаем в центре подковы; 3.Рисуем рисунок в натуральную величину. Звучит песня «И только лошади летают вдохновенно». Педагог проверяет, как дети справились с заданием. Приступаем к оформлению подковы. На картонный шаблон мы приклеили мешковину, а сейчас, наносим клей ватной палочкой и приклеиваем украшения, конечно, не забывая и про значение каждого из них. Звучит мелодия «Далеко далеко, далеко, ускакала молодая лошадь». Во время работы проводится физминутка. Дети поют песенку «Ты беги моя лошадка», повторяя движения за педагогом Викторина «Все о лошадях» 1.Каких сказочных лошадей вы знаете? (Сивка-бурка, конек-горбунок.) 2.Как называется порода самых сильных лошадей? (Тяжеловоз.) 3.В какой игре лошадь принимает самое активное участие? (В шахматах - фигура конь.) 4.Как называют крылатую лошадку, покровительницу поэтов? (Пегас) 5.Вспомните танец, который называется по -лошадиному? (Галоп)Образцы подков. Подведение итогов. По завершении работы, педагог предлагает дет дование: листы бумаги в форме сердечек, карандаши, фломастеры.Музыкальное сопровождение: "Мама, мамочка" (сл. Е. Лешко, муз. С. Юдиной)Предварительная работа: знакомство детей с литературными и фольклорными произведениями, посвящёнными матери. Заучивание стихов и песен о матери. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин известных художников, семейных фотографий.Ход занятия.Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Отгад