Публикации Понятие «обучаемость» в психологии и педагогике

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Понятие «обучаемость» в психологии и педагогике
Автор: Токмакова Ольга Николаевна

СтатьяПонятие «обучаемость» в психологии и педагогикеКак указывает Каштанова С.Н. процесс обучения предполагает усвоение ребенком конкретной, заданной, в зависимости от возраста, системы знаний, умений и навыков. Но при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого участника образовательного процесса, проявляющиеся в типе темперамента, степени развития памяти, внимания и восприятия. Именно сочетание данных характеристик личности ребенка обуславливает его успешность, определяя интегративное свойство, которое в педагогике и психологии принято называть обучаемостью. В целом обучаемость - это один из основных показателей готовности человека к спонтанному или целенаправленному освоению знаний, выражающийся в различной восприимчивости к овладению новой информацией в процессе образовательной деятельности. Например, с точки зрения физиологии данное свойство неразрывно связано с динамичностью нервной системы, то есть со скоростью образования временных связей в ней. Но высокая обучаемость, как правило, обусловлена не только психофизиологическими предпосылками. Она неразрывно связана с уровнем сформированности интеллектуальной деятельности и ее продуктивностью.Понятие «обучаемость» имеет множество трактовок, так как рассматривается специалистами в области педагогики и психологии с различных научных позиций. В частности, Б.Г. Ананьев связывает этот показатель с подготовленностью психики к стремительному развитию в педагогическом процессе. Б. В. Зейгарник считает, что обучаемость представляет собой диапазон потенциальных возможностей ребенка к освоению новых знаний в совместной работе со взрослым. И. А. Зимняя трактует это понятие, как готовность ребенка правильно получать и интерпретировать помощь педагога. Одна из ведущих отечественных исследователей этой проблемы З.И. Калмыкова под обучаемостью понимает «...совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности» Обучаемость школьников характеризуется такими общими показателями, как темп прогресса при овладении знаниями и развитии умений, отсутствие трудностей в процессе освоения (напряжение, необоснованная усталость и др.), пластичность мышления при переходе на новые способы совместной деятельности, устойчивость запоминания и понимания материала. А. К. Маркова более точно выделяет эти показатели: — активное поведение при ориентировании в новых условиях; — проявление инициативы при выборе и решении дополнительных необязательных задач, стремление перейти к более сложным упражнениям; — упорство при достижении поставленных целей и умение преодолевать возникающие препятствия и помехи; — положительное восприятие помощи взрослого (родителя, педагога), отсутствие протеста. Л. С. Выготский справедливо утверждал, что зона ближайшего развития непосредственно влияет на динамику умственной деятельности, в отличие от актуального уровня. Педагогический процесс протекает наиболее плодотворно и результативно, когда образовательные задачи затрагивают и развивают возможности ребенка, которые на данный момент он не может реализовать самостоятельно. Следовательно, развитие обучаемости позволяет раскрыть латентные, потенциальные способности детей, улучшить восприимчивость к овладению новыми знаниями, что позволяет назвать ее основным, ведущим показателем умственного деятельности. Обучаемость – это один из важнейших диагностических показателей, определяющих успешность образовательного процесса. Ее рассматривают в основном как самостоятельную категорию. А если это необходимо, то в сравнении с обученностью. В педагогическом энциклопедическом словаре эти фундаментальные понятия трактуются следующим образом. Обученность — это совокупность знаний, умений и навыков, отражающая ожидаемый результат образования. Основные ее критерии содержатся во ФГОС. Отметка выражает обученность. И обучаемость служит в этом случае предпосылкой получения школьником высокой отметки. Она состоит из системы индивидуальных показателей темпов и качества усвоения знаний. Это свойство неразрывно связано с развитием таких познавательных процессов, как восприятие, мышление, память, воображение, речь, внимание. Также доказана взаимосвязь между уровнем обучаемости и формированием мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности.Основными задачами исследования уровня обучаемости в начальных классах являются:1. Определение сформированности основных показателей успешности образовательного процесса у школьников младшего звена.2. Изучение индивидуальных особенностей и динамики внушаемости у детей.3. Выявление характера взаимовлияния обучаемости и внушаемости у испытуемых.Тот факт, что в число отстающих по отметкам школьников нередко входят дети с относительно высоким уровнем обучаемости, по мнению Сазоновой С.Н. доказывает, что успеваемость зависит и от других условий, в частности работоспособности. Это свойство может в той или иной мере компенсировать низкий уровень продуктивности умственной деятельности детей. То есть при наличии высокого уровня работоспособности ребенок, характеризующийся плохой обучаемостью, вполне может добиться успехов. И наоборот. Сочетание средней обучаемости и низкой работоспособности может стать причиной плохой успеваемости ребенка. Педагогическая характеристика этого свойства приводится в трудах Д. В. Колесова «работоспособность умение прилагать физические и психические усилия, необходимые для освоения новых способов познания и модулирования окружающей действительности. Данный показатель измеряется во времени, которое необходимо человеку для качественного выполнения той или иной учебной задачи при условии сохранения оптимального функционирования организмаРазвитие обучаемости обусловливается не только индивидуальными особенностями ребенка, но и взаимодеятельностью педагога и школьника. То есть динамика повышения уровня данного показателя зависит от восприятия школьником педагогического воздействия со стороны преподавателя. Проявление обучаемости возможно только в ходе образовательного процесса. Следовательно, каждый шаг при передаче знаний должен быть направлен на достижение согласованности между различными видами педагогических воздействий, обеспечивающих расширение зоны ближайшего развития. Программу организации образовательного процесса можно считать лучшей, когда она обеспечивает наивысшее проявление обучаемости.Обучаемость – это эквивалентное выражение объема и темпа повышения эффективности интеллектуальных процессов под влиянием педагогического воздействия. В качестве критериев ее развития используют ряд характеристик умственной деятельности ребенка:1. Наличие или отсутствие потребности в подсказке.2. Количество времени, затрачиваемого на выполнение задания по поиску принципа аналогии фигур.3. Типы ошибок с учетом анализа источников их возникновения.4. Число необходимых ребенку упражнений (по А. Я. Ивановой). В основе обучаемости лежат врожденные способности индивида и его познавательная активность. Следовательно, отношение ребенка влияет на уровень этого показателя по тому или иному предмету и обусловливает его успешность в конкретных образовательных областях. Таким образом, понятие обучаемости является сложным и многокомпонентным понятием, под которым в психологии и педагогике принято понимать индивидуальные показатели качества усвоения обучающимся различных знаний, умений или навыков в процессе обучения и развития.