Публикации Урок биологии в 10 классе «Различия в строении эукариот и прокариот»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок биологии в 10 классе «Различия в строении эукариот и прокариот»
Автор: Буханцова Валентина Николаевна

Открытый урок по биологии в 10 классеТема"Различия в строении клеток эукариот и прокариот"Цели и задачи урока:ОбразовательнаяСоздать условиядля закрепления и актуализации знаний о строении клетки, помочь учащимся сравнить два подуровня клеточной организации: прокариотоический и эукариотический.РазвивающаяСпособствовать формированию умений сопоставлять факты и делать выводы,развитию логики и критического мышления,продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применения информационных технологийВоспитательнаясодействовать формированию мировоззренческой идеи единства живой природы; совершенствовать у учащихся системное представление об организации живых существ; развитие познавательного интереса у учащихся к биологическому знанию; обеспечение формирования черт творческой деятельности учащихся; развитие самостоятельности учащихся в учебной деятельности; воспитание чувства само – и взаимоуважения в условиях работы в парах.Методическая:Формирование знаний, умений и навыков:Уметь: -делать выводы из проделанной работы;-правильно пользоваться биологической терминологией;-анализировать иллюстративный материал;-обобщать;-грамотно аргументировать свои выводы;-работать в парах, индивидуально.Знать:- знать общее строение клетки, отдельных органоидов;- различать прокариотические и эукариотические клетки;-выявлять сходства и отличия растительных, животных и клеток бактерий;Оборудование
  • Таблицы с изображением животных, растительных, прокариотических клетокмикроскопы, микропрепараты; компьютер, проектор
  • ХОД УРОКА:1.Оргомент. Психологический настрой на урок. 1-2 минПриветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Притча:Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. В наших руках возможность создать атмосферу уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания на уроке, чтобы урок был интересным и полезным для вас, чтобы знания, полученные на уроке, пригодились вам в жизни.Эпиграф к уроку Спорьте, ошибайтесь, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами. Г. Лессинг.( нем . критик, филосов) Слайд - Как вы понимаете эти слова?I. Ориентировочно-мотивационный этап.Учитель: В ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов (более 3 млрд. лет назад) возникло огромное многообразие форм жизни, которые и являются предметом изучения комплекса биологических наук. В какие же царства живой природы можно объединить живые организмы?(4 царства: Бактерии, Грибы, Растения, Животные)Учитель: Что значит изучать объект живой природы? (Это значит исследовать состав, строение, процессы жизнедеятельности организмов)Учитель: Какие науки занимаются изучение этих царств природы?(Ботаника, микология, зоология, микробиология)Учитель: Какая структура объединяет все живые организмы? Кем это было доказано?( Клетка. Доказано было в 1839 году создателями клеточной теории – М. Шлейденом и Т. Шванном на основании сходства клеток)Учитель: Каково же научное и практическое значение клеточной теории?(Она доказывает взаимосвязь и единство происхождения живых организмов. Дала толчок для развития биологических дисциплин: эмбриологии, физиологии, гистологии. Эти знания используются в медицине, сельском хозяйстве и других областях деятельности человека)Учитель: Итак, на основании сравнения клеток растений и животных, используя методы наблюдения, описания, Шлейден и Шванн выявили сходство царств живой природы на клеточном уровне. Результатом их научного исследования явилось создание клеточной теории, огромная значимость которой не вызывает сомнения.II. Проблемно – поисковый этап.Учитель: Ребята! Теперь мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?(Учащиеся предполагают, что причиной многообразия являются различия в строении клеток ) И главное отличие- наличие или отсутствие ядра.Учитель: И так, тема нашего урока и цель исследования сформулируйтеРазличия в строении клеток прокариот и эукариот (запись на доске и в тетрадях).СлайдУчитель: Какие же задачи должны быть решены на сегодняшнем уроке для подтверждения этой гипотезы?Задачи:1.       Выявить характерные признаки прокариот  и эукариот2.       Сравнить клетки прокариот и эукариот. У каждого из вас есть «Лист оценивания» где будете отмечать баллы и в конце урока сами себя оцените, начертите график и сравните свои баллы с максимально возможными1. Блиц-опрос: Сейчас мы проверим наши знания о строении эукариотической клетки: 1. По строению органоиды клетки делятся на _____(мембранные и немембранные)2. Лизосомы содержат______(пищеварительные ферменты)3. Митохондрии являются_____ (энергетическими станциями)4. Рибосомы состоят из_______(белка и РНК)5. Выросты внутренней мембраны митохондрий называются________(кристами)6. Пластиды характерны только _________(для раститлетки)7. Лисомы образуются в_____(в комплексе Гольджи)8.Стопки мембран в пластидах , содержащие хлорофилл, называются______(гранами)9. Синтез белка осуществляется при помощи ________(рибосом)Задание 2.Ответить на  творческие вопросы.  Назовите части клетки и органоиды, которые, по вашему мнению, аналогичны следующим структурам:  Транспортная сеть         (ЭПС)  Электростанция             (митохондрии)  Завод по производству белка  (рибосомы)  Завод по утилизации отходов        (лизосомы)  Хранитель информации                (ядро)  Склад                                                  (комплекс гольджи)  Крепостная стена.                             (Мембрана)Задание3. Слайд – установление соответствия органоидов и их функций (индивидуальная, письменная работа)1 – 4; 6 – 6; 11 – 2;2 – 3; 7 – 1;3 – 7; 8 – 10;4 – 11; 9 – 5;5 – 9; 10 – 8;–  объедините одним биологическим понятием: Слайд
  • микротрубочки, деление, триплеты –
  • липиды, белки, защита, транспорт –
  • кристы, матрикс, энергия –
  • двойная спираль, водородные связи, репликация –
  • граны, тилакоиды, углеводы –
  • ферменты, расщепление, пищеварение –
  • 1 – клеточный центр 5 - хлоропласты
  • 2 – плазмалемма 6 - лизосомы
  • 3 – митохондрии
  • 4 - ДНК
  • – оценки и комментарии учителя.2. Выполнение практической работы в парах (группах) Задание для 1-й группы.1. Выполните практическую работу "Изучение клеток прокариот”. Инструкция по проведению и оформлению работы:а) настройте микроскоп; б) рассмотрите  микропрепараты бактериальной клетки. в) рассмотрите микропрепарат, обратите внимание на внешние особенности клеток. Заметна ли клеточная оболочка? Ядро?2. Подготовьте рассказ о внешних особенностях и структуре прокариотической клетки. Почему прокариоты считаются примитивными организмами?3.На листе ватмана зарисуйте схематически растительную  клетку и прокариотическую. Укажите черты отличия этих клеток.4 Заполните таблицу ставя «+», «4. Решите биологическую задачу. Задача 1. Лет 300 назад в Австрии жил простой крестьянин по имени Иоганн Шубарт. Будучи опытным земледельцем, Шубарт сначала сеял на поле клевер, а затем пшеницу – и получал богатые урожаи. Чем можно объяснить богатые урожаи Шубарта? (На корнях бобовых – организмы – симбионты – клубеньковые бактерии).Задание для 2-й группы.1.Выполните практическую работу "Изучение клеток прокариот”. Инструкция по проведению и оформлению работы:а) настройте микроскоп; б) рассмотрите  микропрепараты бактериальной клетки. в) рассмотрите микропрепарат, обратите внимание на внешние особенности клеток Заметна ли клеточная оболочка? Ядро?2. Используя имеющиеся у вас знания и текст § 2. 9. (учебн. 10кл. Биология.И.Сивоглазова) расскажите о процессах жизнедеятельности прокариот. Объясните такой факт: при проведении земляных работ на месте скотомогильника, заложенного 30 лет назад, несколько рабочих заболели сибирской язвой. (В почве сибиреязвенные микробы не только могут сохраняться в течение десятилетий (до 100 лет), но и при температуре от 12-15°С до 42-43°С при 29-85% влажности способны прорастать и затем вновь образовывать споры, тем самым поддерживая существование почвенного очага.)3.На листе ватмана зарисуйте схематически животную   клетку и прокариотическую. Укажите черты отличия этих клеток.4 Заполните таблицу ставя «+», «4. Решите биологическую задачу. Задача 2. У многих хозяек иногда взрываются банки с домашними консервами. Отчего это происходит? (Некоторые бактерии в результате жизнедеятельности выделяют метан, который и вызывает бомбаж банок).ФизминуткаIII.Отчет о проделанной работе. Слайд с таблицейОтветы первой, второй групп заслушиваются по мере выполнения заданий каждой группой: сначала 1-е и 2-е задание, затем 3-е и т.д.Каждый учащийся по ходу выступлений постепенно заполняет сравнительную таблицу (таблица прилагается).После заслушивания ответов в ходе обсуждения формируются выводы: СлайдКлетки прокариот отличаются от эукариот тем, что:
  • Не имеют оформленного ядра. У эукариот генетический материал локализован в структурно оформленном ядре. У прокариот наследственный материал представлен клубком двойной спиральной нити ДНК и не отделён от цитоплазмы какой – либо мембраной.
  • 2.       Есть одна кольцевая хромосома (нуклеоид) в цитоплазме.
  • Нет мембранных органоидов. (У прокариот, в отличие от эукариот, отсутствуют внутриклеточные органеллы, имеющие хотя бы элементарную мембрану)
  • Имеют небольшие размеры и разнообразную форму. (У прокариот рибосомы имеют меньший размер)
  • Клеточная стенка прокариот содержит специальный полимер пептидогликан, которого нет у эукариот.
  • Многие прокариоты способны фиксировать молекулярный азот, эукариоты этим свойством не обладают.
  • Давайте вернемся к предположению в начале урока: Почему такое многообразие живой природы. Причины? Слайд Различия на клеточном уровне являются причиной многообразия живой природы на организменном уровне.Затем учащиеся выполняют тестовые задания: Интерактивный тест на компьютере или(Каждому раздать карточки)Выберите правильный ответ:1) К эукариотам не относятся:А. Шампиньон обыкновенный.Б. Пастушья сумка.В. Холерный вибрион.Г. Амеба – протей.2) Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что:А. Покрыты защитной оболочкой.Б. Служат для расселения.В. Служат для размножения.Г. Способны переждать неблагоприятные условия.3) В клетках бактерий ДНК:А. Линейная.Б. Кольцевая.В. Находится в ядре.Г. Отсутствует.4) Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации:А. Митохондрии.Б. Комплекс Гольджи.В. Рибосомы.Г. ЭПС.После выполнения теста учащимися проводится самоконтроль.Правильные ответы заранее записаны на доске:1 – 3; 2 – 4; 3 – 2; 4 – 3.Лист оценивания вы оценивали свою работу на каждом этапе урока.  У вас есть график ваших возможных достижений, внесите свои баллы в график и постройте   свой график знаний.  Соответствует ли ваш график с тем, который выдала вам? Сложите набранное кол-во баллов, выставите  каждый оценку.Стадия рефлексии  Подведение итогов урока и рефлексия1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял заданияя понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось…Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем? Где ты применишь полученные знания?В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным? Благодаря каким инструментам ты нашел решение? Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)? С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?За что бы ты себя похвалил на уроке?Что изменил бы в своих действиях на уроке?Что бы ты изменил на уроке в последующем?Что тебе понравилось на уроке больше всего?И т.д.Если останется время, то выполнить задание: Найдите ошибки в приведенных предложениях.К прокариотам относятся бактерии и некоторые одноклеточные грибы (все грибы – эукариоты). В клетках прокариот отсутствуют клеточные органоиды (имеются рибосомы, но отсутствуют мембранные органоиды). Клетки прокариот отделены от внешней среды плазматической мембраной.  Все прокариоты получают энергию в результате процесса брожения. (помимо брожения, часть из них способна к фотосинтезу и дыханию).Учитель : Сегодня на уроке мы постарались рассмотреть и обсудить только самое принципиальное.И, конечно, не на все поставленные вопросы смогли дать достаточно полные ответы. Но не стоит огорчаться.Кто знает, может быть через 20 - 30 лет в учебники будут вписаны и ваши имена.Ученым, чтоб решить секретВсех клеточных проблемЕще на много сотен лет Работы хватит всем.Если у кого - то из вас данная тема вызвала любопытство, есть надежда, что оно перерастет в творческую любознательность и, может быть, поможет вам выбрать будущую профессию.Д/з: Слайд
  • Изучить тему по учебнику (параграф 2.9)
  • 2. Подготовить мини-сочинение: « В какой профессии необходимо знать строение клетки и почему» или решить биологическую задачу Задача 3. Пользуясь знаниями о том, что бактерии в качестве продуктов жизнедеятельности способны выделять неорганические вещества предложите возможный способ применения бактерий в стоматологии. Лист оценивания (ФИ ученика)___________________________________________________19 – 20 баллов оценка «5»16 – 18 баллов – оценка «4»13-15 баллов – оценка «3»