Публикации Коммуникативная компетенция педагога в формировании общих компетенций студентов на практических занятиях специальности «Лабораторная диагностика»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коммуникативная компетенция педагога в формировании общих компетенций студентов на практических занятиях специальности «Лабораторная диагностика»
Автор: Тарасова Любовь Владимировна

Коммуникативная компетенция педагога в формировании общих компетенций студентов на практических занятиях специальности «Лабораторная диагностика»Белова Марина НиколаевнаТарасова Любовь ВладимировнаУчебный корпус № 3Цель: Охарактеризовать значение коммуникативной компетенции педагога в формировании общих компетенций студентов.Задачи:
  • Раскрыть понятие коммуникативной компетенции.
  • Перечислить стили коммуникативной компетенции.
  • Значение коммуникативной компетенции на практических занятиях отделения лабораторной диагностики.
  • Коммуникативные занятия, умения, навыки, и в целом коммуникативная культура учащихся – это результат определенной работы педагога по ее формированию. А вот коммуникативная культура преподавателя – это плод его самовоспитания и самообразования, она позволяет педагогу выработать собственную коммуникативную тактику на учебном занятии. Основным лозунгом коммуникативного поведения педагога на занятии могут стать слова: «Относись к учащимся так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе!».Коммуникативная культура педагога как личности и профессионала, довольно часто отожествляемая с коммуникативной компетентностью, может быть представлена несколькими составляющими: коммуникативными знаниями, умениями, навыками, наличием определенного коммуникативного стиля, моделями общения, коммуникативной толерантностью и коммуникативной этикой.Под коммуникативной компетентностью понимается способность педагога устанавливать и поддерживать необходимые, вытекающие из стоящих задач и определяемые ими контакты с другими людьми.Установка в контакте не только на дело, но и на партнера, уважительное, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей.Уверенность в себе, раскованность, адекватная включенность в ситуацию.Владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении и передать ее партнеру.Большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно – психических затрат в процессе общения.Высокий статус и популярность в том или ином коллективе.Умение организовать дружную совместную работу, включая людей в обще- групповые задачи, добиваться высокого результата в деятельности.• Умение создавать благоприятный климат в коллективе, добиваться стабильности его состава.Реализация коммуникативной компетентности происходит через развитие, совершенствование или корректировку педагогом коммуникативных умений, навыков, приобретение своего коммуникативного стиля общения.• Волевые качества, т.е. умение управлять своим поведением.• Качества внимания, особенно наблюдательность и переключаемость.• Умение социальной перцепции, или «чтение по лицу»• Умение понимать, а не только видеть, т.е. адекватно моделировать личность учащихся, его психическое состояние по внешним признакам.• Умение подать себя в общении с обучаемыми.Умение оптимально строить свою речь в психологическом плане.Умение речевого и неречевого контакта с обучаемыми.Из умений и навыков складывается коммуникативный стиль педагога.Коммуникативный стиль личности, представляет собой совокупность привычных для нее способов и средств установления и поддерживания контактов с окружающими в различных формах взаимодействия – в беседах, дискуссиях, а для педагога – на учебных занятиях, принятие и формулировка решений, преодоление конфликтов.Коммуникативная компетентность студента может проявляться в виде:
  • Стиль нонсинергический характеризуется тем, что личность не может или не хочет содействовать успеху в совместной деятельности. Человек занимает позицию отстраненного наблюдателя, воздерживается от проявления инициативы, не демонстрирует соучастие и сопереживание в рабочем процессе, на любом приглашении к общению отвечает отказом.
  • Стиль атисинергический выражается в активных деструктивных формах поведения личности при взаимодействии с партнером. Человек наносит вред процессу и результатам с партнерами. Человек наносит вред процессу и результатам совместной деятельности с тем, что обычно демонстративно противопоставляет себя большинству, либо конфликтует сам, либо провоцирует конфликты между партнерами, своим настроением определяет хаотичность в эмоциональных связях взаимодействующих сторон.
  • Стиль синергетический отличается тем, что личность своей манерой взаимодействия с партнерами способствует объединению и увеличению эффективности совместной деятельности. Это становится возможным благодаря, во-первых, беспрепятственному информативному обмену между участниками, во-вторых, синхронизации их энергии, слаженности их деятельности. Это стиль сотрудничества.
  • На практических занятиях отделения Лабораторная диагностика в качестве средства формирования коммуникативно-компетентной личности студента используется, в частности, учебная дискуссия.Дискуссия (от лат. discussio – исследование, рассмотрение) – это всестороннее коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений.Учебная дискуссия помогает студентам под руководством педагога овладеть умениями: подготовиться к выступлению, собрать материал по проблеме, сделать необходимые записи, выделить основные идеи, построить свое сообщение логически четко, продумать характер аргументов, правильно расставить эмоциональные акценты.Велика роль преподавателя в развитии у студентов способности донести свою позицию до аудитории, грамотно ответить на возражения и вопросы, сохраняя уважительное, доброжелательное отношение к окружающим людям. Дружная совместная работа всей группы, обеспечиваемая преподавателем, позволяет обобщить основные точки зрения при решении поставленной проблемы.Таким образом, в процессе дискуссии у студентов происходит развитие следующих общих компетенций:
  • уважительное, доброжелательное отношение к окружающим людям, учет их состояния и возможностей, что соответствует ОК 10;
  • уверенность в себе, раскованность, адекватная включенность в ситуацию (ОК 2);
  • владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении (ОК 11);
  • удовлетворенность общением и уменьшение нервно – психических затрат в процессе общения (ОК 11);
  • умение организовать дружную совместную работу, включая людей в обще- групповые задачи, добиваться высокого результата в деятельности (ОК 7);
  • умение создавать благоприятный климат в коллективе (ОК 6).
  • Из вышеизложенного можно сделать вывод, что на учебных занятиях необходимо формировать коммуникативную компетенцию, которая позволяет создавать атмосферу сотрудничества между студентами, а также между студентами и преподавателем. Использованная литература:
  • Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Челябинск: ЧГПУ, 2012.
  • Курьянов, М.А. Активные методы обучения : метод. пособие. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011.
  • Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2012.