Публикации
Проблемы исследования семьи и детства
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемы исследования семьи и детства
Автор: Богданова Алла Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемы исследования семьи и детства
Автор: Богданова Алла Николаевна
Проблемы исследования семьи и детстваПреобразования, происходящие в обществе, обусловливают появление новых особенностей в процессах социализации детей, в содержании субкультуры детства. В этой связи актуальной становится проблема изучения происходящих в обществе изменений, выявления существующих тенденций и понимания культурной составляющей развития детства, возможностей ее учета при организации обучения и воспитания дошкольников.Многие проблемы дошкольного образования связаны с сохранением стереотипов общественного восприятия ребенка, характеризующегося непониманием и нежеланием общества принимать объективную природу детства, уникальные закономерности развития дошкольника как данность. В культурной сфере современного социума так и не появились маркеры пространства и времени Детства (Д.И. Фельдштейн) как психолого-педагогического и социокультурного феномена с собственными законами развития, институтами поддержки и жизнеобеспечения.Детство в современном обществе имеет переходный и неопределенный статус. С одной стороны, четко очерченные в международных и федеральных документах границы (возраст, гарантии), с другой – размытые статусные позиции в области поддержки детства и защиты прав детей, скользящие рамки психологических возрастов. Данные противоречия обусловливают неоднозначность понимания детства и в то же время требуют определения основ сопровождения, поддержки и фасилитации развития детей, поскольку дети составляют основу человеческого капитала, а инвестиции в детство во многом определяют качество жизни конкретного общества в ближайшем будущем [1].Сохраняется противоречие между реальным статусом, возможностями, назначением дошкольного образования и требованиями со стороны государства (ожиданиями со стороны общества, спросом со стороны семьи). Так в обществе сохраняется преимущественный спрос на образовательные услуги, связанные с присмотром и уходом в раннем возрасте и с подготовкой к школе детей старшего дошкольного возраста, тогда как истинный смысл и предназначение дошкольного образования состоит в накоплении потенциала развития Детства.На сегодняшний день, к сожалению, не существует ни системного исследования детства, ни прогноза развития дошкольного образования. Фактически, дошкольное образование не включено в систему национального проекта «Образование», в национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.