Публикации «Истоки»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Истоки»
Автор: Титова Надежда Владимировна

ИСТОКИ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма внеурочной деятельности «Истоки» по духовно-нравственному направлению, разработана на основе авторской программы курса «Истоки» для 1-4 классов, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы. Это позволяет реализовать запросы социальной практики, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей. В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.Общая характеристика курса «Истоки» Курс «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.  Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога. В программе реализуются три методологические линии социокультурного системного подхода к истокам в образовании:1. Развитие непрерывной связи прошлого – настоящего – будущего на основе социокультурных принципов;2. Развитие воспитательной функции социокультурных категорий, осваиваемых в предмете «Истоки»; 3. Развитие управленческих и коммуникационных способностей, психических функций с целью достижения значимых социокультурных результатов. Особенностью данной программы является результат совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук. Методологическую основу данной программы составляет социокультурный подход к содержанию образования. Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
  • развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
  • осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
  • Цель: инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации  и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.В качестве задач выдвигаются: 1. Подвести обучающихся к пониманию сути Истоков; 2.Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного); 3. Развивать образное и логическое мышление; 4. Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества. 5. Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.Место курса «Истоки» в планеПрограмма курса «Истоки» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:1-й год обучения: (33часа) - Слово. Образ. Книга. В l-м классе дети подводятся к пониманию собственно истоков, знакомятся с социокультурным наполнением Слова, Образа, Книги. 2-й год обучения (34 часа). - Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребёнку социокультурной средыи основной деятельности в ней человека.3-й год обучения.(34часа) - Вера. Надежда. Любовь. София. В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.4-й год обучения.(34часа) - Русские традиции Образа, Слова, Души. В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностейроссийской цивилизации.Описание ценностных ориентиров содержания курсаЦенность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви.Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса « Истоки»1-й классЛичностные результаты:
  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • Метапредметные результаты: Регулятивные УУД:
  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию)
  • учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Познавательные УУД:
  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • Коммуникативные УУД:
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
  • Предметные результаты
  • знание основных социокультурных понятий, раскрывающих глубинные духовно-нравственные традиции народа страны;
  • знание произведений народных промыслов, ремёсел, искусства, раскрывающих мир природы, мир человека и мир культуры в их единстве;
  • знание традиций бережного отношения, сохранения природы родного края.
  • 2-й классЛичностные результаты:
  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Метапредметные результаты: Регулятивные УУД:
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Познавательные УУД:
  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • Коммуникативные УУД:
  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
  • Предметные результаты:- научится: понимать следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья: Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Горы. Дорога. Путь. Река. Море. Озеро. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Сказка. Песня. Информация. Праздник. Храм. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля, Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Терпение. Преображение.Ученик получит возможность научиться:
  • раскрывать их смысл в соответствии с контекстом употребления;
  • уметь правильно использовать в своей речи;
  • использовать их при организации самостоятельных видов деятельности.
  • 3-й классЛичностные результаты:
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
  • Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • Познавательные УУД:
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • Коммуникативные УУД:
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.
  • Предметные результаты:научится:- понимать следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правило. Путеводный образ. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Искренность.Достоинство. Дружба. Дружба народов. Мир как состояние человека. Лад. Духовное здоровье. Целеустремленность. Воля. Дисциплинированность. Активный отдых. Пассивный отдых. Саморазвитие. Путь к себе.Ученик получит возможность научиться:
  • исходя из контекста, употреблять и корректно использовать их в своей речи;
  • опираться на них в своей деятельности и общении.
  • 4-й классЛичностные результаты:
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
  • Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • Познавательные УУД:
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • Коммуникативные УУД:
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.
  • Предметные результаты:научится:понимать систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага.Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч.Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и мудрецы.Подвижники.Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.Ученик получит возможность научиться:
  • истолковывать их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;
  • опираться на них в организации и оценке своей деятельности и общения;
  • - применять их в поисковой и простейших формах исследовательской работы по изучению традиций родного края.Содержание курса 1 год обучения1-й классВ 1-м классе:-Освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.-Развитие системы духовно – нравственных ценностей жизни.-Развитие целостного восприятия мира внешнего и мира внутреннего, способности     слышать Слово, видеть Образ, создавать Книгу.МИР   1 . Солнышко, мама  и  папаЗнакомство с «Азбукой   истоков». Алфавит – семья букв. Все буквы разные, у каждой свое название  и  все они одинаково важны и нужны. Различные начертания букв, различие строчных и прописных букв. Рукописные и декоративные шрифты, буквицы.2. Мир и лад (Поле, школа и семья) Самое главное в слове – смысл, значение (сравнить значения слов поле, лес, поляна, опушка, дол). Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его прочесть и понять. Кто поможет правильно понять? Конечно, мама и семья, учитель и школа. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв (читаем ла-ла и ла-па)? (Сравнение букв с семенами часто встречается в пословицах и загадках.)3. Истоки и школа Что обозначает слово? Предмет, понятие (имена существительные – без терминологии). Общее и конкретное значение слов. Слово-образ, слово-символ. Колокол, язык, книга, школа. Слово – Имя, имена родителей и друзей. (Заглавная буква.)4. Дар (Рождество) Праздничное слово. Слово-поздравление. Слово-приветствие. Слово-прославление. Какие слова мы часто используем, поздравляя друг друга, почему? Придумываем поздравления и пожелания близким, знакомым и незнакомым людям.5.  Истоки  и радуга Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои  истоки . У одних общее происхождение, например: род, родина, родник. Другие, хотя и похожи по звучанию, между собой по смыслу не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожими, но глубоко связаны и имеют общие древние корни: Радость, радуга. (В упражнениях найти слова «из одной семьи».)6. Сказки А.С. ПушкинаСказочные слова и присказки. Услышав эти слова, мы сразу понимаем, что это сказка. Почему? (Продолжить предложение так, чтобы получилась сказкаайти в отрывке о Черноморе слова, которые мы не употребляем в обычной речи, что они означают?)7. Родной крайУ каждого края свое имя. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Рассказать о происхождении некоторых названий.8. Святыни России. Щит и герб (святой Георгий Победоносец)Героические слова, слова верности. Вспомни такие слова с предыдущих уроков. (Крепость, сила, копье, смелость, совесть, родина, родной край).Слово-действие (глаголы – защищать, обороняться, наступать, побеждать и др.). Что значит «Ищи мира»? Как это делать?9. Святыни России. Илья МуромецПродолжение темы. Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с географическими названиями? (Дмитрий Донской, Александр Невский и др.). СЛОВО 1 . Слово Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией.2. Весна и слово Слово – сравнение, описание (прилагательные – без терминологии). Обратить внимание на метафоры в четверостишиях. С чем еще можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, выученные раньше, ищем сравнения.3. Золотое сердечкоПять талантов Золотого сердечка: Доброе Слово, Честное Слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения.   4. Серебряное копытцеДоброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли мы их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.5. Честное слово. «Добрыня Никитич» Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать.6. Слово о родителяхПоэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.7. Святое слово. Былина «Алеша Попович»У каждого человека есть свое дело в жизни, своя профессия. У каждого слова тоже есть своя «работа»: одни, как мы уже знаем, обозначают предметы, другие – действия, третьи – свойства. А еще есть слова-помощники, они обычно очень короткие, но без них не обойтись (предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте (зрительно и на слух).8. Чаша жизни  Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как себя вести, как правильно говорить и писать? Для этого в русском языке существуют правила. Некоторые мы уже знаем (например, правописание слов с большой буквы), с другими еще познакомимся. ОБРАЗ1. РодникКак и наша Родина, наш язык очень богат. Одно и то же можно сказать по-разному. В русском языке много слов близких по смыслу (например, родник, источник, ключ), поэтому наша речь имеет множество оттенков (синонимы, антонимы – без терминологии). Важно научиться подбирать точные слова, чтобы выразить свою мысль.2. Образ РодиныСлова очень разные, но «устроены» они похоже. Самая главная часть каждого слова называется корень, как вы думаете, почему? Другие части слова тоже важны, они могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов.3. Образ защитника ОтечестваСлова в языке живут дружно, когда одно изменяется, то и другие, если нужно, изменяют свою форму, например: Смелый защитник – смелые защитники. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения: подбор слова в правильной форме, например, «воины покинули свой дом … с победой возвратился воин домой… трудна была его дорога к дому…».4. Образ праздника (День Победы)Мудрое и доброе слово передавалось из поколения в поколение не только с помощью книг, но и устно – в преданиях, сказках и, конечно, песнях. Недаром говорят, что «слово из песни не выкинешь». Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева). Какие песни мы знаем?Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания, почему они так называются? Примеры. КНИГА 1 . КнигаКниги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить или шить.  И  у каждой из них своя задача  и  свои особенности языка.Упражнение: догадайтесь, из какой книги отрывок. (Из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции  и  т.п.).2. Книга книгЖизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в древнем мире, братьяКирилл  и  Мефодий – создатели славянской  азбуки   и  письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.3. Живое слово книгиКнига – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.4. Первая книга. Мир книгиПервая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги.Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся1 классБАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯДИстоки. Золотое сердечко. Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота. Святое Слово. Дар Божий. Образ. Родник. Святой источник. Святая вода. Крещение. Первый образ. Спаситель. Крест. Светлый Образ. Белый Свет. Икона. Образ Богородицы. Чудотворная икона. Покров. Благодатный Образ. Озеро. Остров. Облако. Запечатленный Образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Книга книг. Заповеди Божии. Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная. Мир Книги.Содержание курса 2 год обучения2-й классВо 2-м классе:-Раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры,  к истокам духовных ценностей и образа жизни.-Приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявление истоков мира посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем.-Развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка, формирование у него ощущения своего начального родства с окружающим социокультурным и духовным пространством.РОДНОЙ ОЧАГ 1. Имя. Как выбирается имя и что  оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?2. Семья. Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?3. Род. Люди, происходящий от одного предка. Род - твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.4. Дом — территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.5. Деревня. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?6. Город. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Плошали. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ 1. Нива и поле. Труд земледельца. Золотая нива. Нива - творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.2. Лес. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.3. Река. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.4. Море-океан. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море - конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.5. Путь-дорога. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.ТРУД ЗЕМНОЙ 1. Сев и жатва. Народные приметы земледельцев Народная мудрость. Умей все делать вовремя.  Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.2. Братья меньшие. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?3. Ткачихи-рукодельницы. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?4. Мастера-плотники. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.5. Кузнецы-умельцы. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?6. Ярмарка. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.ТРУД ДУШИ 1. Слово. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.2. Сказка. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.3. Песня. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.4. Праздник. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.5. Книга. Библия — Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?6. Икона — образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?7. Храм. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человекаХрам хранит труд многих людей.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся2 классБАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯДИмя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм.Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.Содержание курса 3 год обучения3-й классВ 3 классе:— Освоение ребенком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека.— Актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи.— Содействие развитию этнического самосознания ребенка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека.ВЕРА 1.Вера. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело – к вере.2.Верность преданность и надежность. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.3.Правда. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает – жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда – путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.4.Честь. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.НАДЕЖДА1. Надежда. Стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние.2. Согласие. Единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.3. Терпение. Умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.4. Послушание. Доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание. ЛЮБОВЬ 1. Любовь. Сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела.2. Милосердие. Иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев – там и милость. Милость от любви исходит.3. Доброта. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.4. Покаяние. Чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.СОФИЯ 1. Ум да разум. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.2. Размышлять и вразумлять. Грамота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где ума не хватит – спроси разума.3. Истина. Неложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.4. Знания и мудрость. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина – любви и правды. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь – родные сестры?Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся3 классБАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯДВера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви.Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Heтepпuмocть. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность.Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.Содержание курса 4 год обучения4-й классВ  4 классе:— Формирование межличностных отношений (ребенок — ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);— Формирование ценностных отношений (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум).Введение (1 час) Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?ТРАДИЦИИ ОБРАЗА 1. Первые образы. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи, хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная, крестная, названная. Род, родоначальник и родословие. Виды родословной. Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь.Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество (община, артель, слобода). Правила мирского самоуправления.2. Священные образы. Образы Спасителя: «Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя.Образы Богородицы: «Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ праведного жизненного пути), «Знамение» (как образ молитвы).Образ Покрова в отечественной традиции. Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа.3. Светлые образы. Образ света как истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло – черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце – образы просветителей.Образы праведников и мудрецов. Святые бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.Образы-символы: крест, купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки. ТРАДИЦИИ СЛОВА 1. Священные слова. Заповеди и заветы. Следование им по жизни – важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества. 2. Сердечные слова. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты – традиционные проявления родительского благословения. Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения. 3. Честные слова. правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь; не все, что думаешь, говори. Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору. Присяга – слово долга. Обет – добровольное обязательство.ТРАДИЦИИ ДЕЛА 1. Труд. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу – своя пора.Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам. Мастер – золотые руки.Купцы и предприниматели – деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность. Знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.2. Служение. Воинское служение – защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, защита веры. Отцы-командиры. Полководцы. Служение священства – научение вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на духовные нужды.Суд и управление – сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения. 3. Творчество. Талант – особый дар человека. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь?Творчество иконописца – передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.Живописец. Его призвание – раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Народное творчество и его проявления. 4. Традиции праведного дела. Смысл праведного дела – жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА1. Гулять всем миром. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселье.Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье.2. Радоваться всей семьей. Крестины и именины – наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.3. Помнить всем отечеством. Государственные и гражданские праздники – общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.4. Молиться всей церковью. Православные праздники – важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.5. Потрудиться душой. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК Исторический, нравственный и духовный смысл традиций. Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся4 классБАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯДТрадиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души.Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крёстный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага, крёстная мать.Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч.Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход.Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники.Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.Планируемые результаты освоения программыВ итоге изучения курса учащийся расширит кругозор и словарный запас, приобретёт духовный опыт, продолжит формировать систему духовно-нравственных ценностей, основы которых начали закладываться в семье, приобщиться к истокам родной культуры, семейным традициям. Результатом освоения курса будет развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:
  • межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
  • ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум);
  • Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:
  • изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);
  • изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
  • обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию, к сочувствию.
  • Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы1класс
  • АЗБУКА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО» учебник 1класс. Составитель Е.Ю. Давыдова, И. А. Кузьмин.
  • Азбука истоков. Тетрадь 1Ч. Е.Ю.Давыдова
  • Азбука истоков. Тетрадь 2Ч. Е.Ю.Давыдова
  • 2класс 1.Истоки учебник 2 класс. Составитель А.В. Камкин 2. Истоки рабочая тетрадь 1Ч. О.А. Бандяк, Н В Котельникова 3. Истоки рабочая тетрадь 2Ч. О.А. Бандяк, Н В Котельникова3класс 1.Истоки учебник 3класс. Составитель А.В. Камкин 2. Истоки рабочая тетрадь 1Ч. О.А. Бандяк, Н В Котельникова 3. Истоки рабочая тетрадь 2Ч. О.А. Бандяк, Н В Котельникова4 класс 1.Истоки учебник 4 класс. Составитель А.В. Камкин 2. Истоки рабочая тетрадь 1Ч. О.А. Бандяк, Н В Котельникова 3. Истоки рабочая тетрадь 2Ч. О.А. Бандяк, Н В КотельниковаИнтернет ресурсы:
  • .
  • .