Публикации программа по дополнительному образованию

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: программа по дополнительному образованию
Автор: Потапова Елена Николаевна

Информационная карта Пояснительная записка.Декоративно-прикладное искусство – вид искусства, произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно-эстетическими свойствами, но в то же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначенные для украшения. Аппликация – один из видов декоративно-прикладного искусства, применяется для создания декоративных панно. Актуальность ОП в том, что техника выполнения аппликации располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе художественно-трудовой деятельности ребенок осваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, у него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятие пространственных представлений, цвета, формируется художественный вкус.Направленность данной образовательной программы – художественно – эстетическая. На занятиях кружка ребенок приобщается к самостоятельной художественно-творческой деятельности, в которой выступает в роли художника-дизайнера. Это способствует развитию интереса к творчеству, ускорению процесса самореализации, поднимает самооценку. Цель образовательной программы: создание условий для творческой самореализации личности ребенка путем приобщения его к декоративно-прикладному искусству. Задачи:обучающие:- ознакомить с видами аппликации;- обучить основным приемам работы с бумагой, тканью и др. материалами; - научить работе с ножницами;- научить использовать цветовую гамму; - научить самостоятельно изготавливать художественное панно;- обучить безопасным приемам при работе с колющими и режущими предметами. развивающие:- развивать у детей воображение, оригинальность мышления; - развивать память, чувство формы, пространственное мышление;- развивать интерес к народному творчеству,- развивать способность к творчеству.воспитательные:- воспитать любовь к прекрасному, к точности, аккуратности;- сформировать терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело;- привить навыки культуры труда, товарищеской взаимопомощи.Настоящая программа рассчитана на детей 8 -10 лет, реализуется в течение 2-х лет при режиме занятий – 2 раза в неделю по 1часа (1 год обучения-72 часа,2 год обучения-72 часа). Программа рассчитана на детей без специальной подготовки. Количество часов, отведенное на определенные темы программы, может варьироваться в зависимости от условий реализации программы. Ожидаемые результаты образовательной программыВ результате освоения программы учащиеся 1-го года обучения:будут знать: - правила техники безопасности при работе с инструментом и материалом, используемые для создания декоративных панно; - виды аппликации; - основные правила и приемы аппликации;будут уметь:- пользоваться ножницами;- выбирать необходимый материал для декоративного панно; - подбирать сюжет для аппликации; - умело составлять цветовое решение изделия; - самостоятельно выполнить художественное изделие; - использовать полученные знания в повседневной жизни. 2-го года обучения:будут знать:- более сложные понятия и приемы аппликации;- способы применение зрительных иллюзий;- сложные виды аппликаций;- новые материалы для изготовления аппликаций; - правила и приёмы аппликации; будут уметь:- грамотно подбирать цветовое решение и размер изделия;- грамотно пользоваться материалами и инструментами;- составлять панно из геометрических фигур;- изготавливать объемные изделия;- составлять целое панно из отдельных фигур;- оформлять готовую работу;- самостоятельно выполнять сюжетные композиции.Формы и способы подведения итогов реализации образовательной программы. Способом подведения итогов реализации ОП является выполнение самостоятельного творческого задания для мини-выставки по итогам пройденной темы и большой выставки творческих работ по итогам года. Учебно–тематический план 1-го года обучения Содержание изучаемого курса 1-го года обучения Тема 1. Вводное занятие (1 ч.).Введение в дополнительную образовательную программу «Волшебный лоскуток».-Аппликация - вид декоративно-прикладного искусства.-Инструктаж по технике безопасности.Тема 2. Знакомство с видом ДПИ - аппликацией (2 часа).-История аппликации у различных народов.-Материалы и инструменты, используемый в работе. (Ножницы, бумага, ткань, клей и др.).Практическая работа (1 час):
  • знакомство с правилами аппликации.
  • организация рабочего места, овладение навыками работы.
  • Тема 3. Колорит (сочетание цветовых соотношений) (3 часа).-Гармония цветовых сочетаний.-Зрительные иллюзии, возможность их использования в изделии.Практическая работа (1,5 часа):
  • ознакомление с орнаментом, ритмом, симметрией, асимметрией.
  • правильное использование сочетаний цветов.
  • Тема 4. Предметная аппликация (10ч.).-Изготовление предметов из геометрических фигур.-Расположение элементов на плоскости.Практическая работа (9 часов):
  • «Ваза с цветами» из осенних листьев;
  • «Кувшин» атюрморт из клеёнки и ткани;
  • «Корзина с вишней» - панно из ткани;
  • «Снеговик»- панно из ваты;
  • «Дед Мороз и Снегурочка» - тканевое панно
  • Тема 5. Орнаментальная аппликация (16 ч.)-Понятие «орнамент».-Использование цвета в орнаменте-Умение составлять орнаментальные панно.Практическая работа (12 часов)Закладка для книг;
  • коврик;
  • Блюдо;
  • Флажки;
  • Елочная игрушка «Фонарик»;
  • Подарочная открытка.
  • Тема 6. Сюжетная аппликация (19ч).-Понятие «сюжет».-Выбор сюжета для панно.-Сочетание цвета и размера.-Расположение в пространстве.Практическая работа (14часов):
  • «Воспоминание о лете»;
  • «Осенний листопад»;
  • «Зимние забавы»;
  • «Чаепитие»;
  • «Весна - красна»;
  • Декоративное панно на свободную тему.
  • Тема 7. Мозаичная аппликация (20ч.).
  • Понятие «мозаика».
  • Изготовление панно в технике «мозаика».
  • Цветовое решение в мозаичном панно.
  • - Практическая работа(16часов):
  • «Ракета»;
  • «Машина»;
  • «Кораблик»;
  • «Дерево»;
  • «Земляничная веточка»;
  • «Грибная полянка»;
  • Мозаичное панно на свободную тему.
  • Итоговое занятие (2 ч.).
  • Итоговая выставка (подготовка интерьера, оформление пространства).
  • Анализ результатов выставки и проделанной за год работы.
  • Содержание изучаемого курса 2-го года обучения.Тема 1. Вводное занятие (1 ч.)-Введение в дополнительную образовательную программу «Волшебный лоскуток».-Аппликация - вид декоративно-прикладного искусства.-Инструктаж по технике безопасности.Тема 2. Знакомство с новыми понятиями, материалами для работы (4ч).-Знакомство с программой 2 года обучения.-Коллаж, мозаика, объёмная аппликация.-Материалы и инструменты, используемые в работе. (Макароны, яичная скорлупа, пух, ножницы, клей, ткань и др ).-Практическая работа (2 часа):
  • знакомство с правилами аппликации.
  • организация рабочего места, овладение навыками работы.
  • ознакомление с разнообразными материалами и техникой аппликации.
  • Тема 3. Предметная аппликация (13ч).-Изготовление предметов из геометрических фигур.-Зрительные иллюзии, возможность их использования в изделии.-Практическая работа (12 часов):
  • «Цветник» из природного материала (листья, скорлупа).
  • «Осенний натюрморт» пух камыша (рогоза).
  • «Лебединое озеро» пух камыша, перо птиц.
  • «Кувшинка» яичная скорлупа.
  • «Мамин портрет» макаронные изделия, крупа.
  • Предметная аппликация на свободную тему.
  • Тема 4. Мозаика (18 ч).
  • изготовление мозаичного панно из геометрических фигур
  • Использование цвета в мозаике.
  • Умение составлять мозаичное панно.
  • Практическая работа (17часов]:
  • «Аленький цветочек»
  • «Емеля и щука»
  • «Царевна- лягушка »
  • «Сказочный конь»
  • «Жар-птица»
  • Мозаичное панно на свободную тему.
  • Тема 5. Сюжетная аппликация (16 ч).
  • Понятие «сюжет».
  • Выбор сюжета для панно.
  • Сочетание цвета и размера.
  • Расположение в пространстве.
  • Практическая работа (15 часов):
  • «Одуванчики расцвели на лужайке»;
  • «Сказочный домик»;
  • «Фрукты в вазе»;
  • «Подарок маме»;
  • «Рыбки в аквариуме»;
  • Декоративное панно на свободную тему.
  • Тема 6. Объёмная аппликация(17 ч.).
  • Понятие «объём»
  • приёмы изготовления
  • Изготовление объёмной аппликации.
  • - Практическая работа(15часов)
  • «Открытка-сувенир»
  • «Зимняя ночь»;
  • «Машина»;
  • «Бабочка на лугу»;
  • Объемная работа на свободную тему
  • Итоговое занятие (2 ч.). -Итоговая выставка (подготовка интерьера, оформление пространства]. -Анализ результатов выставки и проделанной за год работы. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.При реализации программы используются следующие формы занятий: комбинированные занятия (сочетание теоретического и практического занятий); практические занятия, выставка.Необходимо научить детей понимать и гордиться произведениями народных умельцев. Это в свою очередь способствует развитию художественного вкуса, пониманию особенностей построения узоров с учетом назначения изделия, его формы и используемого материала.Выбирая для изготовления на занятии те или иные изделия, необходимо точно определить, в каких конкретных элементах знаний и умений дети продвинутся вперед; что научатся делать нового, в чем просто потренируются, как используют уже имеющиеся представления и умения при изготовлении нового изделия.В процессе обучения по настоящей программе, используются словесный, наглядный и практический методы.Для подведения итогов по каждой теме программы используются такие формы подведения итогов как опрос в ходе беседы, самостоятельная работа, выставка, коллективный анализ проделанной работы (подробнее смотреть в содержании программы).Способом подведения итогов реализации программы в целом является проведение промежуточных мини-выставок и итоговой выставки в школе. Итоговая работа, которая проводится в конце учебного года, позволяет оценить мастерство каждого учащегося. В выставке участвуют все обучающиеся. Формы организации учебно-массовой работы:Фронтальная работа, индивидуальная работа в рамках фронтальной, индивидуальная, коллективная и групповая работы на занятиях позволяют раскрыть и значительно повысить творческий потенциал каждого ребенка.Дидактический материал.- Образцы различных видов материалов (ткани, бумага, вата, природный материал).- Образцы декоративных панно. - Эскизы (иллюстрации).- Инструкции по технике безопасности («первая помощь» при легких травмах колющими и режущими инструментами).Техническое оснащение необходимое для реализации программы(в расчете на объединение в количестве 20 человек)Инструменты и оборудование:
  • Ножницы - 20 шт.
  • Клей ПВА – 20 шт.
  • Капроновая нить – 1 катушка
  • Тетрадь в клетку – 20 шт.
  • Карандаши – 20 уп.
  • Картон А4 – 20уп.
  • Цветная бумага – 20 уп.
  • Природный материал (листья)
  • Ткань (любая) 40û40 см.
  • Бросовый материал
  • Яичная скорлупа, макаронные изделия, пух, семена растений
  • Список литературы:Попова И.Н. Народные промыслы.- М, 1980 г.Ефимцева М.И. Лоскутная пластика. - М, Просвещение 2000 г.Щеблыкин И.К. и др. Аппликационные работы в начальных классах. М, Просвещение, 1990 г.Макарова С.В. Мастерим своими руками. Молодая гвардия. 1994 г.