Публикации
программа по дополнительному образованию
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: программа по дополнительному образованию
Автор: Потапова Елена Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: программа по дополнительному образованию
Автор: Потапова Елена Николаевна
Информационная карта Пояснительная записка.Декоративно-прикладное искусство – вид искусства, произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно-эстетическими свойствами, но в то же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначенные для украшения. Аппликация – один из видов декоративно-прикладного искусства, применяется для создания декоративных панно. Актуальность ОП в том, что техника выполнения аппликации располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе художественно-трудовой деятельности ребенок осваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, у него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятие пространственных представлений, цвета, формируется художественный вкус.Направленность данной образовательной программы – художественно – эстетическая. На занятиях кружка ребенок приобщается к самостоятельной художественно-творческой деятельности, в которой выступает в роли художника-дизайнера. Это способствует развитию интереса к творчеству, ускорению процесса самореализации, поднимает самооценку. Цель образовательной программы: создание условий для творческой самореализации личности ребенка путем приобщения его к декоративно-прикладному искусству. Задачи:обучающие:- ознакомить с видами аппликации;- обучить основным приемам работы с бумагой, тканью и др. материалами; - научить работе с ножницами;- научить использовать цветовую гамму; - научить самостоятельно изготавливать художественное панно;- обучить безопасным приемам при работе с колющими и режущими предметами. развивающие:- развивать у детей воображение, оригинальность мышления; - развивать память, чувство формы, пространственное мышление;- развивать интерес к народному творчеству,- развивать способность к творчеству.воспитательные:- воспитать любовь к прекрасному, к точности, аккуратности;- сформировать терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело;- привить навыки культуры труда, товарищеской взаимопомощи.Настоящая программа рассчитана на детей 8 -10 лет, реализуется в течение 2-х лет при режиме занятий – 2 раза в неделю по 1часа (1 год обучения-72 часа,2 год обучения-72 часа). Программа рассчитана на детей без специальной подготовки. Количество часов, отведенное на определенные темы программы, может варьироваться в зависимости от условий реализации программы. Ожидаемые результаты образовательной программыВ результате освоения программы учащиеся 1-го года обучения:будут знать: - правила техники безопасности при работе с инструментом и материалом, используемые для создания декоративных панно; - виды аппликации; - основные правила и приемы аппликации;будут уметь:- пользоваться ножницами;- выбирать необходимый материал для декоративного панно; - подбирать сюжет для аппликации; - умело составлять цветовое решение изделия; - самостоятельно выполнить художественное изделие; - использовать полученные знания в повседневной жизни. 2-го года обучения:будут знать:- более сложные понятия и приемы аппликации;- способы применение зрительных иллюзий;- сложные виды аппликаций;- новые материалы для изготовления аппликаций; - правила и приёмы аппликации; будут уметь:- грамотно подбирать цветовое решение и размер изделия;- грамотно пользоваться материалами и инструментами;- составлять панно из геометрических фигур;- изготавливать объемные изделия;- составлять целое панно из отдельных фигур;- оформлять готовую работу;- самостоятельно выполнять сюжетные композиции.Формы и способы подведения итогов реализации образовательной программы. Способом подведения итогов реализации ОП является выполнение самостоятельного творческого задания для мини-выставки по итогам пройденной темы и большой выставки творческих работ по итогам года. Учебно–тематический план 1-го года обучения Содержание изучаемого курса 1-го года обучения Тема 1. Вводное занятие (1 ч.).Введение в дополнительную образовательную программу «Волшебный лоскуток».-Аппликация - вид декоративно-прикладного искусства.-Инструктаж по технике безопасности.Тема 2. Знакомство с видом ДПИ - аппликацией (2 часа).-История аппликации у различных народов.-Материалы и инструменты, используемый в работе. (Ножницы, бумага, ткань, клей и др.).Практическая работа (1 час):знакомство с правилами аппликации. организация рабочего места, овладение навыками работы. Тема 3. Колорит (сочетание цветовых соотношений) (3 часа).-Гармония цветовых сочетаний.-Зрительные иллюзии, возможность их использования в изделии.Практическая работа (1,5 часа):ознакомление с орнаментом, ритмом, симметрией, асимметрией. правильное использование сочетаний цветов. Тема 4. Предметная аппликация (10ч.).-Изготовление предметов из геометрических фигур.-Расположение элементов на плоскости.Практическая работа (9 часов):«Ваза с цветами» из осенних листьев; «Кувшин» -натюрморт из клеёнки и ткани; «Корзина с вишней» - панно из ткани; «Снеговик»- панно из ваты; «Дед Мороз и Снегурочка» - тканевое панно Тема 5. Орнаментальная аппликация (16 ч.)-Понятие «орнамент».-Использование цвета в орнаменте-Умение составлять орнаментальные панно.Практическая работа (12 часов)Закладка для книг;коврик; Блюдо; Флажки; Елочная игрушка «Фонарик»; Подарочная открытка. Тема 6. Сюжетная аппликация (19ч).-Понятие «сюжет».-Выбор сюжета для панно.-Сочетание цвета и размера.-Расположение в пространстве.Практическая работа (14часов):«Воспоминание о лете»; «Осенний листопад»; «Зимние забавы»; «Чаепитие»; «Весна - красна»; Декоративное панно на свободную тему. Тема 7. Мозаичная аппликация (20ч.).Понятие «мозаика». Изготовление панно в технике «мозаика». Цветовое решение в мозаичном панно. - Практическая работа(16часов): «Ракета»; «Машина»; «Кораблик»; «Дерево»; «Земляничная веточка»; «Грибная полянка»; Мозаичное панно на свободную тему. Итоговое занятие (2 ч.).Итоговая выставка (подготовка интерьера, оформление пространства). Анализ результатов выставки и проделанной за год работы. Содержание изучаемого курса 2-го года обучения.Тема 1. Вводное занятие (1 ч.)-Введение в дополнительную образовательную программу «Волшебный лоскуток».-Аппликация - вид декоративно-прикладного искусства.-Инструктаж по технике безопасности.Тема 2. Знакомство с новыми понятиями, материалами для работы (4ч).-Знакомство с программой 2 года обучения.-Коллаж, мозаика, объёмная аппликация.-Материалы и инструменты, используемые в работе. (Макароны, яичная скорлупа, пух, ножницы, клей, ткань и др ).-Практическая работа (2 часа):знакомство с правилами аппликации. организация рабочего места, овладение навыками работы. ознакомление с разнообразными материалами и техникой аппликации. Тема 3. Предметная аппликация (13ч).-Изготовление предметов из геометрических фигур.-Зрительные иллюзии, возможность их использования в изделии.-Практическая работа (12 часов):«Цветник» из природного материала (листья, скорлупа). «Осенний натюрморт» пух камыша (рогоза). «Лебединое озеро» пух камыша, перо птиц. «Кувшинка» яичная скорлупа. «Мамин портрет» макаронные изделия, крупа. Предметная аппликация на свободную тему. Тема 4. Мозаика (18 ч).изготовление мозаичного панно из геометрических фигур Использование цвета в мозаике. Умение составлять мозаичное панно. Практическая работа (17часов]:«Аленький цветочек» «Емеля и щука» «Царевна- лягушка » «Сказочный конь» «Жар-птица» Мозаичное панно на свободную тему. Тема 5. Сюжетная аппликация (16 ч).Понятие «сюжет». Выбор сюжета для панно. Сочетание цвета и размера. Расположение в пространстве. Практическая работа (15 часов): «Одуванчики расцвели на лужайке»; «Сказочный домик»; «Фрукты в вазе»; «Подарок маме»; «Рыбки в аквариуме»; Декоративное панно на свободную тему. Тема 6. Объёмная аппликация(17 ч.).Понятие «объём» приёмы изготовления Изготовление объёмной аппликации. - Практическая работа(15часов)«Открытка-сувенир» «Зимняя ночь»; «Машина»; «Бабочка на лугу»; Объемная работа на свободную тему Итоговое занятие (2 ч.). -Итоговая выставка (подготовка интерьера, оформление пространства]. -Анализ результатов выставки и проделанной за год работы. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.При реализации программы используются следующие формы занятий: комбинированные занятия (сочетание теоретического и практического занятий); практические занятия, выставка.Необходимо научить детей понимать и гордиться произведениями народных умельцев. Это в свою очередь способствует развитию художественного вкуса, пониманию особенностей построения узоров с учетом назначения изделия, его формы и используемого материала.Выбирая для изготовления на занятии те или иные изделия, необходимо точно определить, в каких конкретных элементах знаний и умений дети продвинутся вперед; что научатся делать нового, в чем просто потренируются, как используют уже имеющиеся представления и умения при изготовлении нового изделия.В процессе обучения по настоящей программе, используются словесный, наглядный и практический методы.Для подведения итогов по каждой теме программы используются такие формы подведения итогов как опрос в ходе беседы, самостоятельная работа, выставка, коллективный анализ проделанной работы (подробнее смотреть в содержании программы).Способом подведения итогов реализации программы в целом является проведение промежуточных мини-выставок и итоговой выставки в школе. Итоговая работа, которая проводится в конце учебного года, позволяет оценить мастерство каждого учащегося. В выставке участвуют все обучающиеся. Формы организации учебно-массовой работы:Фронтальная работа, индивидуальная работа в рамках фронтальной, индивидуальная, коллективная и групповая работы на занятиях позволяют раскрыть и значительно повысить творческий потенциал каждого ребенка.Дидактический материал.- Образцы различных видов материалов (ткани, бумага, вата, природный материал).- Образцы декоративных панно. - Эскизы (иллюстрации).- Инструкции по технике безопасности («первая помощь» при легких травмах колющими и режущими инструментами).Техническое оснащение необходимое для реализации программы(в расчете на объединение в количестве 20 человек)Инструменты и оборудование:Ножницы - 20 шт. Клей ПВА – 20 шт. Капроновая нить – 1 катушка Тетрадь в клетку – 20 шт. Карандаши – 20 уп. Картон А4 – 20уп. Цветная бумага – 20 уп. Природный материал (листья) Ткань (любая) 40û40 см. Бросовый материал Яичная скорлупа, макаронные изделия, пух, семена растений Список литературы:Попова И.Н. Народные промыслы.- М, 1980 г.Ефимцева М.И. Лоскутная пластика. - М, Просвещение 2000 г.Щеблыкин И.К. и др. Аппликационные работы в начальных классах. М, Просвещение, 1990 г.Макарова С.В. Мастерим своими руками. Молодая гвардия. 1994 г.