Публикации «Программы и проекты по патриотическому воспитанию, как один из элементов развития личности ребенка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Программы и проекты по патриотическому воспитанию, как один из элементов развития личности ребенка»
Автор: Анисимова Елена Александровна

Анисимова Елена Александровнаучитель истории и обществознанияпервой квалификационной категорииМАОУ «СОШ №29» г. Березники«Духовно-нравственное воспитание обучающихсяво внеурочной деятельности как важный компонент социального заказа»Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу.Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени и досуга учащихся.Термины «Внеурочная» и «внеучебная воспитательная работа» можно рассматривать как наиболее широкие и синонимичные вне учебного времени.Основные задачи внеурочной работы: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей детей, наличие реальных дел, доступных для них и имеющих конкретный результата, внесение в них духа романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам обучающихся общественно полезную направленность.Очень важным условием действенности всех видов внеурочной воспитательной деятельности является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.Самыми востребованными направлениями программы духовно-нравственного развития и воспитания в МАОУ «СОШ №29» являются следующие направления: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека и воспитание ценностного Реализация данных направлений в МАОУ «СОШ №29» осуществляется через внеурочную деятельность.Одно из направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.Реализация данного направления в МАОУ «СОШ №29» осуществляется через внеурочную деятельность и реализуется в рамках проектно-исследовательской деятельности. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №29»г. Березники, Пермский крайАвторская программа внеурочной деятельности для 5 класса «История станы – история моей семьи» Составитель: учитель истории и обществознанияпервой квалификационной категории Анисимова Елена Александровнаг. Березнки, 2016 г.Пояснительная записка Социальный опыт учащихся 5 класса достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, своего родного села, города. Т.е. знакомство с историей страны начинается именно с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Невозможно воспитать достойного человека без памяти о своих предках. Память - это прочный фундамент, защита и поддержка человека в его жизни.Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Важной задачей современного образования становится достижение учащимися такого образовательного уровня, который мог бы обеспечить самостоятельное творческое решение ими задач теоретического и практического характера. Известно, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляется и успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющий проектно-исследовательскую направленность. Программа «История страны – история моей семьи» будет реализовываться в рамках проектно-исследовательской деятельности. Программа рассчитана на 17 часов.На основании программы разрабатывается дневник индивидуально поискового маршрута исходя из интересов и возможностей детей. В маршрутном дневнике указывается тема поиска, какие источники информации необходимо использовать, какие знания и умения применять, как оформить результат прохождения маршрута.Цель программы: – создать условия для включения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;создать условия для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала учащихся при решении исследовательских и проектных задач, творческой самореализации личности ребенка;создать условия для эмоционально-ценностного, социального, культурного развития;создать условия для формирования гражданско-патриотических чувств у детей.Задачи программы:– формировать первичные умения проектно-исследовательской деятельности;– развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные, социальные способности детей;– содействовать развитию целостного восприятия мира, креативного мышления учащихся;– воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;– содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению исторической памяти народа, историко-культурного наследия города, страны.Виды работ: – поисковая и аналитическая работа с информацией;– дебаты, экскурсии;– наблюдения;– интервьюирование;– подготовка и представление презентаций.Учебно-тематический план (17 часов)Содержание программыПланирование, подготовка и проведение поисково-исследовательской работы. Основные формы поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, встреча с участниками исторических событий и запись воспоминаний, анкетирование респондентов, поиск и сбор информации, поиск предметов – семейных реликвий и т.д.). Записи в индивидуальные поисковые маршруты.Направления исследования: Откуда пошла твоя фамилия? Реликвия моей семьи.Вещи из бабушкиного сундука. История семьи – история страны.Ключевые вопросы:Что такое семья? Есть ли в семье правила и обязанности? Какие в семье традиции?О каких важных событиях родителей, бабушек и дедушек знают дите?Как эти события влияли на их жизнь?Как история семьи связана с историей страны? О ком храниться память в семье.Как поколения в семье связаны между собой?Что помогает узнать историю семьи? Почему это важно для человека?Ключевой продукт:– родословное древо;– альбом «Традиции моей семьи»;– устный журнал «Живые страницы истории»;– сборник стихов, рассказов о людях чтимых в семье «Мы помним»;– презентация «Реликвия моей семьи»;– игра-занятие;– боевой листок;– придумаю сам.Планируемые результаты:Коммуникативные умения:– слушать инструкции учителя, высказывания своих одноклассников,– ясно говорить, понимать прочитанное,– задавать вопросы,– представлять перед классом результаты работы.Самоорганизации:– составлять план своих действий (под руководством учителя),– делать работу к установленному времени.Исследовательские умения:– включаться в постановку целей и задач, собирать информацию, используя справочную литературу,– проводить опросы своих родственников,– планировать (под руководством учителя) ход исследования, оформлять полученные результаты.Социальные:– принимать решение и нести ответственность за его выполнение,– уважать других.Дневник индивидуального поискового маршрутаФ.И. __________________________________________класс______________________________
  • Что я хочу узнать
  • Проанализирую содержание темы и запишу главный (основополагающий) вопрос, на который я хочу найти ответ.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Мой проект/ мое исследование
  • Выберу, придумаю и запишу название проекта/ исследования_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • С кем я буду выполнять проект/исследование
  • Запишу участников, если я буду выполнять не один_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Что я хочу узнать еще
  • Запишу такие вопросы (они называются проблемными), которые помогут мне определить направление поиска ответа_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Мое предположение
  • Подумаю и запишу свое, даже самое неверное, предположение к моему проекту/исследованию – гипотезу _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Моя цель
  • Запишу, каким будет результат моей проектной/ исследовательской деятельности – что смогу разработать, создать, описать или сделать что-то другое_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Наша цель
  • Запишу, каким будет результат нашей совместной проектной/ исследовательской деятельности – что мы все вместе сможем разработать, создать, получить, описать или сделать что-то другое_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Общий план моего проекта/исследования
  • Кому будет нужен (полезен) мой проект/исследование
  • Мои задачи (планирование действий)
  • Поиск информации
  • Заполню в таблице графы «Знал» и «Хочу знать».
  • Выберу в справе источники информации и запишу в каком порядке я ими воспользуюсь
  • СПРАВКА подумаю сам; понаблюдаю; прочитаю нужные книги; посмотрю кино-, теле- или видеофильм; обращусь к компьютеру; спрошу у взрослых или у сверстников; проведу эксперимент; другое._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Использую эти источники информации по порядку, и все, что узнаю, кратко впишу в графу «Узнал» моей таблицы.
  • Подумаю и запишу, как я буду использовать эти знания.
  • _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Контроль выполнения проекта / исследование
  • Сделаю описание (словесно или нарисую модель, схему, таблицу, диаграмму), того что я уже выполнил по проекту/ исследованию
  • Достиг ли я своей цели?
  • ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Запишу то, что у меня получилось хорошо:
  • _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Запишу то, что у меня не получилось:
  • ________________________________________________________
  • Поиск и исправление ошибок в проектной / исследовательской деятельности
  • Запишу, в чем я ошибся:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие изменения я внесу в свой план:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Запишу, что мне надо сделать (какие материалы или информационные объекты еще надо исследовать):__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Кратко подведу итоги
  • Выполнил ли я то, что задумал?______________________________________________________________________________________________________________________________Какой ответ на главный вопрос я узнал?______________________________________________________________________________________________________________________________В чем подтвердилось мое предположение?______________________________________________________________________________________________________________________________В чем не подтвердилось мое предположение?___________________________________________________________________________________________________________________________Как я искал информацию?______________________________________________________________________________________________________________________________Как я передавал информацию?___________________________________________________________________________________________________________________________Что получилось хорошо?______________________________________________________________________________________________________________________________Что было сделано плохо?______________________________________________________________________________________________________________________________Что было выполнять легко?______________________________________________________________________________________________________________________________Что было выполнять трудно?______________________________________________________________________________________________________________________________Что я узнал или чему научился?_____________________________________________________________________________________________________________________________Как я принимал участи е в общей деятельности?______________________________________________________________________________________________________________________________КАК ОЦЕНИЛИ МОЮ РАБОТУПопрошу взрослых и одноклассников оценить мою работу.
  • Оценки родных и близких
  • МАМА УЧИТЕЛЬ
  • Оценки других взрослых и одноклассников
  • В чем я сними согласен?_____________________________________________________________________________________________________________________________В чем я с ними не согласен______________________________________________________________________________________________________________________________