Публикации
Профессиональное выгорание у педагогов и основные подходы в работе с ним
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессиональное выгорание у педагогов и основные подходы в работе с ним
Автор: Бутковская Светлана Иосифовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессиональное выгорание у педагогов и основные подходы в работе с ним
Автор: Бутковская Светлана Иосифовна
Профессиональное выгорание у педагогов и основные подходы в работе с нимОдна из причин низкого мастерства большинства наших молодых (и не очень молодых) педагогов – это личная неразвитость. Ибо педагог – это не столько профессия, сколько диагноз. Диагноз здоровой и гармонично развитой личности. Ведь степень развитости и сбалансированности личностных качеств обуславливает профессиональный успех педагога. Список качеств, необходимых педагогу весьма велик. Так как личность педагога выступает и ресурсом, и эталоном педагогического здоровья и комфорта, то одним из главных личностных качеств педагога является стрессоустойчивость. На мой взгляд, без стрессоустойчивости педагогу затруднительно использовать свои профессиональные знания, умения и навыки, будучи даже очень умным и душевным человеком. Как гласит индийская мудрость: «Хочешь узнать человека? Тогда задень его. Человек – это сосуд. Чем наполнен, то и начнет выплескиваться из него». Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально термином «выгорание» обозначалось состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Современные исследователи подчёркивают, что эмоциональное выгорание может быть причиной возникновения состояния хронической усталости. В 1980 г. К. Чернисс определил синдром эмоционального выгорания как «потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства; неудовлетворённость, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении». В настоящее время в 10-м пересмотре международной классификации болезней проблемы производственного стресса, рассматриваемого в рамках синдрома выгорания, выделены под рубрикой Z.73.0 («Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью»).Стадии эмоционального выгорания:Первая — снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Вторая — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми. Третья — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.Выгорание - это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного профессиональным межличностным общением. Выгорание может развиться у любого профессионала, но наиболее ему подвержены представители «помогающих» профессий и управленческий персонал. В настоящее время существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация в педагогической среде предполагает циничное отношение не только к детям, родителям, коллегам и администрации, но и к труду и его предмету в целом. Контакты становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Редукция профессиональных достижений - это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.Профессиональное выгорание у педагогов характеризуется:эмоциональной сухостью; расширением сферы экономии эмоций; личностной отстранённостью; игнорированием индивидуальных особенностей воспитанников; профессиональным кризисом, связанным с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями. Предлагаю далее рассмотреть вопрос о факторах, инициирующих возникновение синдрома эмоционального выгорания. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными. В качестве примера рассмотрим классификацию Виктора Васильевича Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание. Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Рассмотрим их:- хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: наша деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.- дестабилизирующая организация деятельности: - нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней мелких подробностей, противоречий. При этом дестабилизирующая обстановка сказывается на самом профессионале, на клиенте, а затем на взаимоотношениях обеих сторон.- повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: мы постоянно работаем в режиме внешнего и внутреннего контроля. Процессуальное содержание нашей деятельности заключается в том, что мы постоянно входим и находимся в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На нас лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие клиентов. Плата высока - нервное перенапряжение. Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами - конфликтностью по вертикали, в системе « руководитель - подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега - коллега». - психологически трудный контингент, с которым имеет дело педагог в сфере общения. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается клиент, который «портит вам нервы» или « доведет до белого каления».К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, В.В.Бойко относит следующие факторы:- склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами.- интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. - слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, психолог не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к клиенту. Систему самооценок он поддерживает иными средствами - материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. - нравственные дефекты и дезориентация личности: Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с клиентом такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами - неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Решетовой Татьяны Владимировны- неэмоциональность или неумение общаться;- алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связано с тревогой;- трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);- люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.)Может педагог и не рискует жизнью, как представители спецслужб, но все равно, профессию педагога можно причислить к разряду экстремальных профессий. Со всеми вытекающими последствиями. И психологическая стрессоустойчивость – это одно из ведущих качеств успешного педагога, и развивать это качество необходимо. Хочется остановиться на причинах возникновения профессионального выгорания у педагогов: высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональная перегрузка; отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; неотрегулированность организационных моментов педагогической деятельности: сетка занятий, моральное и материальное стимулирование; ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда; отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией. Основная причина ПВ у педагогов - это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Очень метко подмечено доктором Аугусто Кюри: «Великий лидер, чтобы не заработать ранний инфаркт, должен иметь среди многих качеств в первую очередь добродушие и терпимость. Добродушие — чтобы не подвергаться стрессу от своей собственной глупости, и терпимость — что бы ни подвергаться стрессу от глупости других». И мы думаем, что вы, уважаемые педагоги, согласитесь с тем, что нам – педагогам (а вообще-то бы не помешало и всем людям), так же как и ВЕЛИКИМ лидерам, необходимы эти качества.Рассмотрим наиболее типичные стрессогенные ситуации, встречающиеся в процессе коммуникации. Итак, для педагога основными стрессовыми ситуациями в коммуникации с субъектом (родителем, ребенком, коллегой, администрацией) являются следующие: 1. Человек повышает голос; 2. Человек широко размахивает руками;3. Человек использует ненормативную лексику; 4. Человек использует угрозы или оскорбления;5. Человек использует или пытается использовать шантаж;6. Человек критикует работу педагога, ставит под сомнение уровень его квалификации.Фазы и симптомы стресса1. Нервное напряжение (тревога), которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные учащиеся. Симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, ощущение загнанности в «клетку», тревога и депрессия.2. Сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Симптомы: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, расширение сферы экономии эмоций, выборочное выполнение профессиональных функций.3. Истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.Симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная и личностная отстраненность, психосоматические нарушения.Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием:1. Забота о себе и снижение уровня стресса:стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении; удовольствие; умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой. 2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:стремление находить смысл во всем – как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах; стремление бороться со своими негативными убеждениями; создание или принадлежность к какому-либо сообществу. 3. Повышение уровня профессионального мастерства. Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгоранияВо-первых: хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни). высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряженных условиях; высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы. В-третьих: способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще. В целях направленной профилактики синдрома эмоционального выгорания следует:Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой Проще относиться к конфликтам на работе Не пытаться быть лучшим всегда и во всем Советы, способствующие избеганию профессионального выгорания:Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит Вам обрести себя, поверить в свои силы. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам? Также хочется остановиться на самых элементарных способах профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья. Физиологическая саморегуляция. Ведь «Болезни души неотделимы от болезней тела». Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. Так называемый «мышечный панцирь» образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс. К способам физиологической саморегуляции относятся: Различные движения, потягивания и расслабления мышц. Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д. Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Естественные способы регуляции организма: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, движение, танцы, музыка. баня, сауна, массаж; горячая ванна с пеной; SPA-процедуры. Способы эмоциональной саморегуляции: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так. Занятие любимым делом – хобби А еще очень важно самовнушение и самопоощрение.Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!». Дарите себе подарочки и милые безделушки. Вы всегда должны помнить, что ВЫ имеете право: Иногда ставить себя на первое место; Просить помощи и эмоциональной поддержки; Протестовать против несправедливого обращения или критики; На свое собственное мнение или убеждения; Совершать ошибки, пока не найдете правильный путь; Предоставлять людям решать свои собственные проблемы; Говорить «Нет, спасибо», «Извините, нет»; Не обращать внимания на советы окружающих и следовать свои собственным убеждениям; Побыть одной, даже если другим хочется Вашего общества; На свои собственные чувства – независимо от того, принимают ли их окружающие; Менять свои решения или избирать другой образ действий; Добиваться перемены договоренности, которая Вас не устраивает. А также помните, что Вы не обязаны:Быть безупречной на 100%; Следовать за толпой; Любить людей, приносящих Вам вред; Делать приятное неприятным людям; Извиниться за то, что были самой собой; Выбиваться из сил ради других; Чувствовать себя виноватой за свои желания; Мириться с неприятной ситуацией; Жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то нибыло; Сохранять отношения, ставшие оскорбительными; Делать что-то, что на самом деле не можете сделать; Выполнять неразумные требования; Отдавать что-то, что на самом деле Вам не хочется отдавать; Нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения; Отказываться от своего «Я» ради кого бы то ни было. Петербургские психотерапевты А. Г. Каменюкин и Д. В, Ковпак с иронией ссылаются на английский исследователей и приводят их формулу четырёх «F» для борьбы со стрессом:1. Fighting - борьба или активное изменение ситуации.2. Fleeing - бегство или уход от опасной ситуации.3. Feeding - питание.4. F*сking - секс. Первое и второе «F» относятся к задачам психокоррекции и психотерапии, а третье и четвёртое - к режимным мероприятиям. Аксиомой медицины является то, что для здоровья необходимо правильно питаться. Главное, приём пищи должен быть регулярным. Конечно, диета должна быть сбалансированной. Не следует злоупотреблять продуктами, богатыми жирами и повышающими уровень холестерина. Роль шоколада как стресс-протектора в сознании населения несколько преувеличена. Хлеб грубого помола, сыр, бананы, мясо индейки - источники триптофана, который способствует синтезу серотонина, улучшающего настроение. Не рекомендуется размышлять о чём-то негативном во время еды. Если чтение за едой доставляет несказанное удовольствие, то лучше читать художественную литературу. Педагоги, как и врачи, часто характеризуются высокой степенью альтруизма, соучастия, самоотверженности. Казалось бы, педагог должен быть экстравертом, но интровертированный педагог - это вполне нормально, и достоверно неизвестно, кого больше среди педагогов - экстра- или интровертов. Так или иначе, профессиональные качества педагога, к сожалению, держат его в «зоне риска» выгорания.Желаю каждому педагогу владеть собой, чтобы действовать гораздо увереннее и спокойнее!