Публикации «ОРАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ОРАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ»
Автор: Верна Наталия Ивановна

«ОРАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ»Верна Наталия Ивановна, МБОУ ДОД Дом детского творчества, педагог дополнительного образования, ЯНАО г. Новый УренгойАннотацияСегодня многие исторические и национальные ценности восприни- маются неоднозначно. Важно по-новому, с позиции реалий современной жизни осмыслить и оценить огромное культурное наследие, накопленное человечеством, сформировать потребность в общении с ним, его достижении, сохранении и преумножении. Это непростая задача успешно реализуется в рамках нового педагогического направления – музейной педагогики. Музейно-педагогическая технология вооружает педагога новыми эффективными методами обучения и воспитания на основе включения музейного предмета в образовательный процесс, позволяет сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт в руки новый инструмент для познания мира. Сегодня многие исторические и национальные ценности воспринимаются неоднозначно. Важно по-новому, с позиции реалий современной жизни осмыслить и оценить огромное культурное наследие, накопленное человечеством, сформировать потребность в общении с ним, его достижении, сохранении и преумножении. Это непростая задача успешно реализуется в рамках нового педагогического направления – музейной педагогики. Музейно-педагогическая технология вооружает педагога новыми эффективными методами обучения и воспитания на основе включения музейного предмета в образовательный процесс, позволяет сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт в руки новый инструмент для познания мира. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:- научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие. На занятиях детское объединение «Радуга бисера» используются все формы и методы, позволяющие в более полной мере донести до ребенка, где территориально живет народ той или иной национальности, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависят его быт, одежда, характер труда, особенности культуры, через просмотр видеофильмов, знакомство с предметами быта, ремеслами, декоративно-прикладным творчеством, танцевальной и песенной культурой. На протяжении несколько лет я как педагог активно работаю над темой «Внедрение национально-регионального компонента и элементов музееведения в учебный процесс», которая способствует формированию духовной и нравственной культуры воспитанников. Изучаю методическую и краеведческую литературу, собираю и изготавливаю дидактический и раздаточный материал, знакомлю обучающихся с играми детей коренных народов Ямало Ненецкого автономного округа, с легендами и историей нашего края, традициями и бытом ненецкого народа. На занятиях детского объединения «Радуга бисера» используется следующие методы.
  • Частично поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.
  • Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно.
  • Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования (примером является исследовательский проект сравнительный анализ национальных украшений народов России и коренных народов Ямала). В каждом методе степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает. Систематически проводятся интегрированные занятия в краеведческом музее с целью активизации интереса детей, пропаганды народных промыслов и сохранения традиций национального костюма. В своей работе использую проблемное лекционно-семинарское обучение, творческие проекты, встречи с носителями культуры Ямала. С целью нравственного воспитания использую следующие методы: словесное воздействие, моральное воздействие, эмоциональное воздействие, воздействие совместным трудом и метод поощрения. В рамках реализации национального регионального компонента и музейного дела принимаю участие в городских семинарах-практикумах «Введение национально-регионального компонента в образовательные программы Изобразительная деятельность и Декоративно-прикладное искусство», «Методика обучения школьников выполнению творческих проектов с использованием национально-регионального компонента», где были проведены мастер-классы: «Технология изготовления куклы-сувенира «Северяночка», «Светлое дерево». Традиционные совместные мероприятия в детском объединении: «По родным просторам тундры», «В краю северного сияния» «Праздник Солнца», «Северные мотивы», «Народные игры», «Ягоды Ямала». При организации и проведение воспитательных мероприятий особое внимание уделяется тому, что в нашем краеведческом музее дети могут принять участие в обрядах или исторически достоверных театрализованных ритуалах. Принцип построения театрализованных форм, когда участники музейного «действа» одновременно становятся и его актерами, и зрителями, стал традицией для фольклорных праздников, проводящийся в процессе в рамках реализации плана окружной опорной площадки в области музейного дела. Здесь дети младшего и среднего школьного возраста участвуют в своеобразных спектаклях-играх, позволяющих легче усваивать социально-значимый опыт прошлых поколений. Одной из форм музейной педагогике внедряемых в детское объединение «Радуга бисера» являются культурно-массовые мероприятия и учебно-воспитательная деятельность: проведение экскурсий и занятий по экспозиции, встреча с известными людьми коренных народов Севера. Мероприятия проводимые в детском объединение гармонично вписываются в общей план работы Дома детского творчества. В рамках внедрения национального регионального компонента и музейного дела при разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел учитывается следующие исторически сложившиеся принципы: Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает; Комплексность – включение всех типов восприятия; Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ (проект «Музей в чемодане», где можно продемонстрировать украшения). При подготовке и изготовление экспонатов воспитанники:-изучает историю украшения;-изучает его предназначение;-национальный колорит изучение цветов в национальных украшений С проектом можно выходить в разные детские объединения Дома детского творчества, если будут заявки из вне, то возможно выход в другие образовательные учреждения. -педагог и обучающийся осознает, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда учащиеся не устали и готовы к восприятию;- экскурсионный материал адаптируется с учетом возрастных интересов ребенка- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (создание моделей украшений, сувенира и оберега.). Особенно эффективны при внедрения музейного дела игровые технологии: мероприятие «По родным просторам тундры», где каждый ребенок может почувствовать себя в роли оленевода, хозяйки чума, хозяйки тундры; мероприятие «Ненецкая свадьба», где ребенок не только знакомится, но и принимает участие в традиционном обряде. Взаимодействуя с музейной средой, организованной в игровой форме, документальный материал воспринимается на новом качественном уровне, более полно и глубоко. При этом ребенок посетитель музея получает не только информационную нагрузку, но и эмоциональную разрядку. Это способствует углублению восприятия и усилению интереса у детей. Кроме того, он общается с историей не только на уровне знаний, но и на уровне личного опыта. Также эффективны технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.Один из вариантов технологии индивидуального обучения используем метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. К нетрадиционным формам (технологиям) проведения занятия, при внедрении и реализации Национально регионального компонента и музейного дела относятся:- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;- занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, викторин;- занятия - исследование, - занятия с использованием фантазии: занятие-сказка, занятие-сюрприз. Тесное сотрудничество с краеведческим музеем позволяет вести работу по музейной педагогике более широко, систематически, основываясь на научности при отборе материала, на доступном уровне знакомить учащихся с наиболее важными событиями в истории Ямала, основываясь на культуре, традициях и быте, способствовать развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, духовности и воспитанию любви к Малой Родине.ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
  • 1. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся / Москва// Начальная школа. –- № 9. – С. 29-31. 2007г.. .
  • 2. Ахунов, В. М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления. Вестник Московского университета. – Сер. 20: Педагогическое образование. - № 4. – С. 36-44. 2008г.