Публикации «Социализация ребенка на занятиях декоративно – прикладного искусства».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Социализация ребенка на занятиях декоративно – прикладного искусства».
Автор: Савушкина Марина Меликовна

Педагогический опыт педагога дополнительного образования Савушкиной Марины Меликовны на тему:«Социализация ребенка на занятиях декоративно – прикладного искусства».Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.Проблема приобщения ребёнка к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования его личности. Развитие у детей творческой инициативы и самостоятельности, умение реализовать свои замыслы является одной из важнейших задач современного дополнительного образования. Педагогическим замыслом работы было преодоление ряда затруднений, возникающих у обучающихся в процессе изготовления поделок, путём вовлечения их в творческую деятельность.Цель работы – показать, как участие школьников в творческой деятельности при работе над куклами способствует их социальному развитию.Редьярд Киплинг рассказал увлекательную историю про мальчика Маугли, которого вскормила и воспитала волчица Ракша, а медведь Балу обучил языкам разных птиц и зверей. Став старше, и встретив свою мать, Маугли смог освоить и человеческую речь, жить в обществе людей. Но это в сказке. В действительности социальная природа человека детерминирует его зависимость от общества: по выражению Л.С. Выготского, ребёнок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребёнка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания, настолько ребёнок будет адекватен во взаимодействии с окружающими.Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Необходимо оказать ребенку квалифицированную помощь вхождения в мир людей. Повышенное внимание к проблемам социализации связано с изменением социально политических условий жизни, нестабильностью в обществе, а высокий уровень развития творческих способностей в наше время всё чаще рассматривается, как необходимое условие выживания. Педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений у детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и тому подобное. Поэтому проблема социализации детей актуальна.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.Одним из средств социализации школьника является приобщение его к многочисленным видам творческой деятельности: музыкальной,художественной, театральной, экспериментальной, конструированию. Наибольшие возможности для развития творческой мысли ребёнок получает, посещая объединения учреждений дополнительного образования. В настоящее время дополнительное образование рассматривается как активный инновационный поиск ребёнка. Развитие у детей творческой инициативы и самостоятельности, умение реализовывать свои замыслы является одной из важнейших задач современного дополнительного образования.Разработан метод эффективной реализации социального воспитания детей через творческую деятельность. В нём обобщён опыт работы над рядом работ. Эффективность метода подтверждена результатами анкетирования, подтверждающими развитие у детей таких качеств, как творческая инициатива, самостоятельность, доведение начатого дела до конца, умение презентовать результат своей работы, рост самооценки.Теоретическая база опыта.Объект обобщения педагогического опыта - использование творческой деятельности школьников в работе над куклами как средство их социализации.Предмет обобщения педагогического опыта - влияние работы над куклами на социальное развитие ребенка.Педагогическая идея - преодоление ряда затруднений, возникающих у детей в процессе изготовления поделок путем вовлечения их в творческую работу.Современные исследователи И.С.Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова рассматривают социализацию ребенка в триединстве ее проявлений:· адаптация к социальному миру;· интеграция и принятие социального мира как данности;· дифференциация - способности к потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем.Эти три аспекта и являлись главными направляющими в работе. Действительно, работая в коллективе над общей темой, ребенок приобщается к совместной деятельности. Участвуя в показе работ, будучи оцененным, не только родными и близкими, но и жюри, и зрителями, ребенок видит, что его труд не пропал даром. Повышается социальный статус ребенка. Ребёнок осознает, что он сам изменил привычную одежду, преобразовав ее с помощью фантазии и воображения в нечто особенное, индивидуальное.Цель работы – показать, как участие школьников в творческой деятельности при работе над определенной темой, способствует их социальному развитию.В соответствии с целью и идеей работы были поставлены следующие задачи:1. Изучить и проанализировать литературу по проблемам социального воспитания школьников.2. Разработать метод эффективной реализации социального воспитания у детей через творческую деятельность в объединении "Народная кукла".3. Показать эффективность этого метода в решении задач поставленных перед учреждениями дополнительного образования.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.Социальное воспитание можно рассматривать как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет. Иными словами, социальное воспитание представляет собой планомерное создание условий для целенаправленного развития и ценностной ориентации человека. Такие условия создаются в объединениях образовательных учреждений дополнительного образования детей. Здесь работа строится по принципу добровольности и отвечает личным интересам ребёнка. Такой подход даёт возможность всесторонне учитывать запросы обучающихся, индивидуальные наклонности и способности, а это, в свою очередь, содействует успешной социализации.Работа педагога проходила в несколько этапов.I. сентябрь - октябрь 2015г. - теоретическое изучение вопросаII. ноябрь - декабрь 2015г. - разработка и введение в программу нового раздела, способствующего эффективному социальному воспитанию обучающихся через творческую деятельностьIII. январь 2016г. - апрель 2017г. - работа в рамках нововведения и проверка её эффективностиIV. май - сентябрь 2017г. - обобщение опыта работыВ ходе II этапа была проанализирована программа по курсу "Народная кукла", и она соединилась с еще одним направлением «Бисерные чудеса». Благодаря этому, школьники не только учатся моделировать и шить кукол, но и осваивают различные техники и способы декора одежды с помощью бисера, бусин, осваивают технику вышивки бисером. Детские работы участвуют в различных городских, Всероссийских и международных конкурсах декоративно-прикладного творчества и отчётных концертах ДДТ «Дворец детского творчества».- Всероссийский творческий конкурс ко дню 8 Марта «Для наших мам и бабушек – любовь, цветы, весна!»;- Международный творческий конкурс «Осенняя флористика»;- Международный творческий конкурс «Семейное творчество»;- Городской конкурс «День земли»; - Международный творческий конкурс осенних поделок «Осенний хоровод»;- Всероссийский творческий конкурс, посвященный Пушкинскому дню России «Что за прелесть эти сказки!»;- Всероссийский творческий марафон, посвященный Годулитературы в России «Волшебная книга»;- Международный творческий конкурс «Новогодние фантазии»;- осенняя выставка ДДТ;- новогодний концерт ДДТ;- отчётный концерт ДДТ.Основное направление конкурсов - показ детских работ.Задачи: - художественно-эстетическое воспитание обучающихся; - содействие развитию детского декоративно-прикладного творчества; - формирование эстетического вкуса обучающихся; - выявление и поддержка одарённых детей и педагогов. К конкурсу допускаются авторские работы, придуманные и изготовленные участниками заявленного коллектива. В изделиях могут быть использованы любые приёмы отделки и декорирования.Важно отметить, что в учреждениях дополнительного образования группы чаще всего разновозрастные, то есть в одной группе могут заниматься дети, как 7-8 летнего, так и 11летнего возраста. Этот факт имеет свои плюсы и минусы. К минусам можно отнести то, что приходится больше внимания уделять дифференциации заданий - для слабых (младших) более лёгкие, которые помогут им восполнить имеющие пробелы и постепенно подведут их к выполнению более сложных работ, для сильных (старших) - задания повышенной сложности. К плюсам можно отнести то, что старшие дети помогают младшим, тем самым повышается их самооценка. Для обеспечения эмоционального благополучия и творческого подъёма важно создать ситуацию успеха. Для этого педагог должен больше внимания уделять индивидуальной работе с обучающимися, так как общий инструктаж, демонстрация необходимых действий, использование наглядных пособий, часто не приносят желаемого результата.Для работы над темами работ используются изученные техники ДПТ (аппликация, мягкая игрушка, поделки из бросового материала) и каждый ребёнок работает над созданием своего образа.Этапы работы над коллекцией кукол:Подготовительный этап- опрос;- выбор темы;- выбор техники исполнения;- авторская работа над эскизом.На этом этапе проводится устный опрос о желании обучающихся одной из групп участвовать в создании кукол. Для вовлечения всех обучающихся я предлагаю просмотреть образцы прошлогодних работ. Немаловажным является и выбор темы предстоящей коллекции. Здесь кипят настоящие страсти, но в итоге выбираем ту тему, которая подкреплена материальной базой.Основной этап- индивидуальная доработка эскизов;- изготовление элементов костюма и декорирование ими одежды;Этот этап самый длительный и трудоёмкий. Именно на этом этапе важно сформировать понимание того, что красиво и аккуратно выполненное изделие получит высокую оценку гостей, пришедших на выставки в ДДТ. Ведь на выставках и конкурсах работы оцениваются по следующим критериям: - творческий подход к изготовлению кукол; - оригинальность;- мастерство и качество исполнения изделий.Заключительный этап- демонстрация работ;- подведение итогов;- диагностика отслеживания результатов.Кульминацией нашего творчества становится выставление детских работ на конкурсах и выставках. Все работы получают призовые места: Городской конкурс – 2 место; Всероссийские конкурсы – 1 места; Международные конкурсы – 1 места.В конце работы была проведена диагностика отслеживания результатов, где учитывались:- оригинальность ; - сложность изготовления ; - самостоятельность ;- аккуратность. Было 2 оценки: оценка педагога и самооценка.Анализ результативности.Фамилия, Имя Оригинальность Сложность Самостоятельность АккуратностьСамооценка Оценка педагога Самооценка Оценка педагога Самооценка Оценка педагога Самооценка Оценка педагогаВ целях анализа влияния работы по изготовлению кукол на социализацию проводится анкетирование. На вопросы анкеты ответили 15 обучающихся.АнкетаУважаемая, просим ответить на вопросы:1. Считаешь ли ты, что работа над созданием кукол развивает творческую фантазию и инициативу? Да (27) Нет (0)2. Узнала ли ты незнакомые ранее техники декоративно - прикладного творчества? Да(27) Нет (0)3. Можешь ли самостоятельно применять полученных знаний в быту?Да(21) Нет (6)1. Что показалось тебе наиболее интересным в работе?- рождение идеи (3)- изготовление куклы (10)- демонстрация результата (14)5 . Научила ли тебя работа над изготовлением кукол доводить начатое дело до конца? Да(27) Нет(0)Трудности и проблемы при использовании данного опыта.Адресные рекомендации по использованию опыта.Таким образом, проведённое обобщение педагогического опыта, помогло осознать необходимость социализации обучающихся в объединениях декоративно-прикладного творчества образовательных учреждений дополнительного образования, решить актуальные, для данных учреждений, проблемы социального воспитания и может служить отправной точкой дальнейших исследований, а также может успешно использоваться педагогами и в других учреждениях дополнительного образования и школах.Наглядное приложение:Плетение объемной игрушки «Медвежонок»Время проведения: 2 часа.Дата проведения: 27 октября 2017гМесто проведения: МУДО «Дворец детского творчества»Участники занятия: воспитанники 1 группы,1 год обучения, (7 - 8 лет).Цель: изготовление объемной игрушки.Задачи:· Обучение воспитанников технике параллельного плетения;· Развитие мелкой моторики и сенсорной сферы ребенка: глазомер, форма, ориентировка в пространстве;· Воспитание художественного вкуса, терпения и аккуратности,привитие умений работы в коллективе.Технологии:· игровая технология;· информационная компьютерная технология.Дидактические материалы:· Презентация «Бисероплетение»· Иллюстрации с изображением медведя;· Образец изделия, выполненный из бисера;Оборудование: для детей - бисер, проволока, ножницы, салфетка, схема плетения медведя. Для педагога – проектор, музыкальный проигрыватель, готовый образец объемной игрушки.План занятия· Организационный момент (1-2 мин.)· Вводная беседа (15 мин.)· Основная часть (1 час 20 мин.)· Физкультурная минутка (10 мин.)· Подведение итогов (5 мин.)Ход занятия.Дети входят в кабинет. Кабинет украшен осенними листьями, стоит избушка.Педагог: Здравствуйте.Дети: здравствуйте.Педагог: Сегодня, ребята, мы с вами пришли в гости к сказке. А к какой, скоро узнаем. За лесочком на опушке чья – то спряталась избушка. Мы сейчас пройдем к этой избушке. Но здесь чьи – то следы. Они ведут к избушке. Чьи же они?Дети: ответы детей.Педагог: Отгадайте загадку.Кто, большой и косолапый, мед достал из бочки лапой?Скушал сладость и реветь. А зовут его?Дети: Медведь.Педагог: вот мы и у избушки. А в ней живет Михайло Потапович. Живет не один, а со своей семьей. С ним живет Настасья Петровна и медвежонок Мишутка. Догадались, из какой это сказки?Дети: Три медведя.Педагог: Молодцы. А сейчас давайте рассаживаться по своим местам.Дети садятся на места, достают все необходимое.Педагог: Ребята, почему медведя называют косолапым?Дети: неуклюжий, ходит, переваливаясь с ноги на ногу.Педагог: покажите, как ходят медведи (дети встают, изображают походку медведя).Педагог: Сегодня на занятии мы будем изготавливать объемную игрушку из бисера – Медвежонка. А скажите, пожалуйста, какие медведи бывают?Дети: Белые, бурые, панды (ответы детей).Педагог: Правильно, ребята. Расскажите пожалуйста, что вы знаете о бисере?Дети: (ответы детей).Показ презентации о бисере.Педагог: Дети, а вы знали, что бисер появился очень давно? Как вы считаете, когда это случилось?Дети: (ответы детей).Педагог: История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Искусство создания украшений появилось практически в то же время, как появились люди. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. В качестве украшений использовались такие природные материалы, как семена, стручки, орехи, ракушки, когти и кости различных животных.Родиной бисера считается Древний Египет. Появление бисера неразрывно связано с появлением технологии изготовления стекла. Древние египтяне около 3000 лет тому назад научились делать стекло, а вскоре появились и крупные бусины из непрозрачного стекла. Стеклянные бусины украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья.Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. Постепенно бисероплетение - узоры и оригинальные изделия, стало охватывать весь мир. В Китае было изобретено счетное устройство, на котором бусины скользят по проволочкам, помещенным в деревянную рамку. Так были созданы счеты. Среди основных центров стеклоделия выделяется Венеция, которая после распада Римской империи приняла на своей территории многих греческих и византийских мастеров. В Х—XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы. В конце 17 - начале 18 века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу 18 века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия), где вместо соды придумали брать золу. После этого бисероплетение стало популярным и в других странах.Педагог: Ребята, какие техники плетения вы знаете?Дети: Параллельное плетение, французская техника плетения, вышивка, жгут, и т. д.Педагог: Хорошо. Ребята, а как вы думаете, что можно плести из бисера?Дети: Игрушки, цветы, деревья, яйца оплетать, украшения.Педагог: Ребята, для полной сказки нам с вами необходимо сплести сегодня маленького Мишутку, чтобы наша с вами сказка ожила.· Основная часть (1 час 20 мин.)Педагог: Ребята, прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности на занятии.Ребенок 1. Правила работы с иголкойЭто острая иголка,Ей работать нужно с толком.Аккуратней с ней работай, не зевай,На соседа ты её не направляй.Если попадешь вдруг в глаз соседу,Вряд ли он оценит шутку эту.Зажми крепко в пальчиках иголку,Если упадет – искать без толку,А коварная беглянка чуть попозжеМожет очень больно впиться в кожу!Ребенок 2. Правила работы с ножницамиНикогда не забывай,Что у ножниц острый край,Еще два острых кончика,Здесь хорошо заточены.У ножниц всех сердитый нрав,Держи их правильно в руках,И посмотри, конечно, прежде,Что ими ты сейчас отрежешь.А если их сосед берет,Подай их кольцами вперед.Ребенок 3. Работа с бисеромМаленький, юркий шарик стеклянный,Ты покатился куда, окаянный,Нет, убегайку теперь не поймать,Да и не надо о нем горевать,Просто на ткань его впредь насыпай,Да при работе смотри, не зевай!Хоть убежал от тебя наш дружок,Это был вовсе не колобок,В рот его брать не годится,Можно и подавиться!Ребенок 4. Работа с леской и проволокойШустрой змейкой леска вьется,Как за нею уследишь!Ну а если в глаз вопьется,Тем, с кем рядом ты сидишь?Ты возьми её, проказницу,Крепко так, за самый край,Пропуская через бусинку,На людей не направляй.Самостоятельная работа воспитанников под контролем педагога. В процессе работы воспитанникам предлагается послушать релаксационные мелодии.· Физкультурная минутка (10 мин.)Три медведя шли домой(Переступание с ноги на ногу, раскачивание корусом, руки слегка округлены и опущены вдоль туловища)Папа мишка был большой,(встать на носочки, поднять руки вверх)Мама чуть поменьше ростом,(Слегка подогнуть колени, руки опустить и слегка развести в стороны)А сынок малютка просто.(Присесть на корточки).Самый маленький он был, с погремушками ходил.Дзинь ля – ля, дзинь ля – ля.(Поднять руки на уровень груди и потрясти кистями обеих рук)Конкурс «Закончи пословицу»Педагог: Сейчас каждый из вас получит по одной пословице о труде, которая разбросана по словам. Вы получаете первое слово вашей пословицы, а остальные должны найти сами.Пословицы:· Сделал дело – гуляй смело.· Дело мастера боится.· Что посеешь, то и пожнешь.· Делу время, потехе час.· Терпенье и труд все перетрут.· Поспешишь – людей насмешишь.· Семь раз отмерь, один раз отрежь.· Лес рубят - щепки летят.· Подведение итогов (5 мин.)Педагог: Что нового вы узнали на этом занятии?Дети: (ответы детей).Педагог: Какой техникой вы пользовались при работе?Дети: Параллельное плетение.Дети демонстрируют свои работы.Педагог: Сегодня у нас вами получились замечательные маленькие Мишутки для Михайло Потаповича и Настасьи Петровны. Чтобы закончить наше сегодняшнее путешествие в сказку «Три медведя», необходимо пройти по следам к избушке и посадить своих Мишуток около домика.Список используемой литературы1. М. Ляукина «Бисер», Москва «Аст-пресс», 19992. А. Магина «Бисер», Москва «Олма-пресс», 19983. «Школа и производство» №3, 1997