Публикации » Моделирование приёмов мотивации на уроках литературы в вечерней школе»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: » Моделирование приёмов мотивации на уроках литературы в вечерней школе»
Автор: Рябова Галина Леонидовна

Статья с описанием опыта педагогической деятельности «Моделирование приёмов мотивации на уроках литературы в вечерней школе»В современной школе наблюдается снижение интереса к классическим произведениям. Поток информационного воздействия, технический прогресс вытесняют художественное слово. Как сделать каждый урок значимым для ученика? Каким образом так воздействовать на личность, чтобы вызвать интерес к литературе, активизировать деятельность ученика?Избранный учителем эмоционально-импровизационный стиль общения позволяет выстраивать учебный процесс в сочетании интуитивности и рефлексии, варьировать методы обучения.Учитывая поведенческие особенности личности учащихся вечерней школы (отсутствие культуры поведения на уроке, выкрики с мест, а также высокую степень отвлекаемости и утомляемости, отсутствие культуры чтения) выстраивать свои уроки на основе длительных монологов-объяснений нерационально и неэффективно. Следовательно, объяснительно-иллюстративный метод – это вчерашний день педагогики. Современный учитель должен стремиться к нравственному диалогу со своим учеником.В результате систематического использования методов и приёмов целенаправленного воздействия развивается интерес к учению, чтению художественных произведений. В основу опыта учителя положены теории:- формирования мотивации Марковой Л.К.;- идеи использования межпредметных связей Максимовой B.H.;- проблемного обучения Махмутова М.И.Сущность опыта - в системном видении процесса формирования мотивации, что обеспечивается моделированием активных приемов, направленных на развитие устойчивого интереса к учению, обоснованным отбором содержания учебного материала, дифференцированным и личностно-ориентированным подходом в педагогической деятельности, систематизацией педагогических средств, использованием различных форм активизации самостоятельной деятельности обучающихся.В своей педагогической работе учитель сгруппировал активные приёмы по следующим направлениям:1) активизация восприятия учебного материала («удивляй», «отиллюстрации к тексту», «эмоциональное погружение»);
  • развитие речеведческих умений и навыков («проблемная ситуация», «эпиграф», «афиша»);
  • активизация мыслительной деятельности («письмо через века», «ассоциация», «сопоставление»);
  • формирование творческой самостоятельности («театрализация», «открытая позиция», «взгляд ученика»).
  • Моделируя приёмы, учитель обеспечивает положительную мотивацию на любом этапе урока.Стремление вызвать у слушателей активный эмоциональный отклик и есть главное средство активизации мысли. Начало урока – необычайно ответственный момент. Иногда урок целесообразно начать с яркого эпизода, факта, картины, началом может послужить ссылка на чьё-то авторитетное суждение, отрывок из воспоминаний. Хорошее начало, где сразу поставлен живой вопрос, задан нужный эмоциональный тон, определяет готовность учащихся слушать.Приём «эпиграф» можно использовать буквально на любом уроке, но главное условие - в эпиграфе должна быть представлена основная мысль урока в сжатой, лаконичной форме. Эпиграфы, которые выбирает учитель яркие, запоминающиеся, наводящие на размышления. Эпиграф осмысливается, его выразительное прочтение создаёт эмоциональный настрой. Ученики с начала урока включаются в работу: продумывают тему, если к ней дан эпиграф, или почему уроку предпослан такой эпиграф. К отдельным темам, связанным с ранее изученным материалом, ученики продумывают эпиграф. Такая работа учит подбирать эпиграф к собственному сочинению, докладу, реферату.Учитель использует в своей работе не только словесный эпиграф, но и музыкальный, иллюстративный. Знание классических музыкальных произведений позволяет учителю использовать в качестве эпиграфа музыкальные фрагменты из произведений Чайковского, Вивальди, Мусоргского, Шопена, Рахманинова, Шостаковича, Свиридова и других композиторов к темам по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, С. Есенина, А. Блока и других авторов.Иллюстративный эпиграф предполагает наличие портрета писателя, репродукции сюжетной картины, рисунков учащихся. Планируя урок в 9-ом классе по биографии А.С. Пушкина, учитель использует портрет писателя в лицейский период, картину художника И. Репина «Экзамен в Царском селе»; на уроке по изучению жития Аввакума — картину Сурикова «Боярыня Морозова»; во время изучения биографии М.Ю. Лермонтова - несколько портретов поэта работы разных художников, чтобы показать неуловимость его сложной натуры. На другом уроке по изучению творчества Лермонтова была использована картина Врубеля «Демон» и т.д.Когда изучается творчество драматурга, учитель использует в начале урока прием «афиша». Предварительно поинтересовавшись репертуаром местного театра или гастролирующего театра, выступлениями отдельных драматических артистов, начинает работать с группой учащихся над оформлением афиши. Использование этого приема позволяет развивать художественные творческие способности учащихся, провести параллель с творчеством писателя и другими видами искусства, побуждает детей к чтению художественных произведений, позволяет учителю акцентировать внимание учащихся на современных событиях в области культуры и искусства. Такой, казалось бы, незначительный элемент урока имеет систематическое продолжение во внеклассной работе с учащимися: посещение театра, музеев, библиотек, проведение уроков-встреч с писателями, поэтами. Ребятам запомнится встреча с современным писателем О.Павловым в Центральной библиотеке герезники в рамках «астафьевских чтений», поэтические гостиные с участием современных поэтов города. Личное общение учащихся с интересным выдающимся человеком развивает познавательный интерес, оказывает воздействие на формирование мотивации.Учитель систематически применяет прием «от иллюстрации к тексту» на уроках-исследованиях, чтобы учащиеся не только воспринимали информацию на слух, но еще раз обратились к тексту художественного произведения, учит детей отбирать материал, конкретизировать, логически мыслить, устанавливать сходства и различия. Для этого использует наглядно-иллюстративный материал по произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова. А. Н. Островского, М. Горького, М. Салтыкова едрина. В качестве наглядного материала могут быть использованы рисунки учащихся. Этот прием помогает учителю разнообразить урок, активизировать деятельность учащихся, развивает воображение, творческое мышление, учащиеся могут сами проиллюстрировать художественное произведение.Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы обязательное условие в педагогической деятельности учителя. Развитию актерского мастерства способствует применение учителем на уроках приема «театрализации». Результаты индивидуальной работы с отдельными учащимися, группой школьников могут быть продемонстрированы не только на больших внеклассных мероприятиях, но и на обычном уроке. Учитель дает опережающее задание: выучить монолог героя из произведения, сцену отдельного эпизода. Затем во внеурочное время контролирует выполнение этого задания, дает рекомендации. Используя прием «театрализации» на уроке, учитель добивается сосредоточенного внимания у слушателей, заинтересованности, сопереживания, у учащихся возникает желание попробовать себя в роли артистов, причем слабоуспевающие ученики могут оказаться неплохими актерами. Этот прием не только повышает творческую активность учащихся, но и позволяет им реализовать свои способности, повысить свой авторитет в глазах других учащихся и учителя. Такую работу учащихся учитель оценивает только высокими оценками, ведь они не только выучили отрывок из художественного произведения, они пропустили его как бы через себя, вжились в роль. Для реализации этого приема учитывается желание учащихся, предварительная работа учителя и ученика может держаться в секрете. Результаты этой работы зависят от педагогического мастерства учителя, желания учителя помочь ученику реализовать свои способности. Этот прием применялся на уроках изучения сказок Салтыкова-Щедрина, пьес Островского, пьес Горького, Чехова и других произведений писателей.В учебном процессе нередко мало пищи для положительных эмоций. А ведь эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность, но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к включению в эту деятельность. Поэтому на уроках учитель использует прием «эмоциональное погружение» на различных этапах урока. При изучении романа «Евгений Онегин», чтобы учащиеся лучше представили эпоху, быт, нравы мелкопоместных дворян или светского общества в столице, учитель предлагает рассмотреть эскизы костюмов первой половины XIX века. Затем следует обсуждение, каждый высказывает свое мнение. Постепенно от одежды учащиеся переходят к обсуждению моральных принципов различных слоев общества того времени. Это дает возможность проанализировать поступки героев, создает на уроке ситуацию свободного общения, вызывает у учащихся необходимый эмоциональный настрой. Прием «эмоциональное погружение» может быть основан на использовании музыкального фрагмента, например, на уроках, посвященных анализу стихотворений о природе, используются аудио записи из цикла «Времена года» Вивальди или Чайковского; анализируя стихотворения разных поэтов о Родине, учитель предлагает ученикам прослушать концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. Изучая и анализируя текст комедии Грибоедова «Горе от ума», учитель в течение 2-х минут предлагает посмотреть фрагмент киноспектакля по пьесе, чтобы ученики не просто увидели костюмы героев, обстановку дома Фамусова, а смогли почувствовать атмосферу лицемерия, формализма, идолопоклонства фамусовского общества. Чтобы учащиеся «вжились в образ», почувствовали настроения героев, особенности эпохи, учитель предлагает вниманию учащихся отрывки из воспоминаний современников, документы или черновые наброски произведения. Применяя этот прием на различных уроках, учитель использует различные средства: учебную и справочную литературу, наглядно-иллюстративные средства, технические средства. Систематическое использование видеозаписей развивает у учащихся аналитическое мышление.Отдельного внимания заслуживает работа по использованию фрагментов художественных фильмов – экранизаций изучаемых на уроке художественных произведений. Сегодня для учителя литературы весьма проблематичным является изучение объёмных художественных произведений, которые современные дети не читают. Поэтому на помощь учитель должно прийти «важнейшее из всех видов искусcтв» - кино. При помощи программы «Редактор» учитель разбивает фильм на интересующие его фрагменты, к которым распечатываются соответствующий фрагменты текста. В процессе сопоставления авторского и режиссёрского замыслов можно выйти на интересные и неожиданные открытия. Методика применения фрагментов фильма на уроке может быть следующей:1)просмотр фрагмента фильма (целесообразнее начинать именно с просмотра, а не с прочтения из соображений психологической готовности современных детей воспринимать информацию на основе зрительных образов)2)прочтение соответствующего отрывка из художественного произведения3)эвристическая беседа, в ходе которой не только анализируется художественный текст, но и осуществляется возможность сравнить авторскую идею и её воплощение в режиссёрской концепции. Как показывает практика проведения подобных уроков зачастую идея, заложенная в основу художественного текста, оказывается прямо противоположной режиссёрскому восприятию.4)возможно использование данной методики на этапе контроля за усвоением знаний учащихся. Тогда просмотренный фрагмент может послужить основой для ответов на вопросы (устно или письменно), для выполнения тестовых заданий, словарно-лексических диктантов, анализа речевой характеристики героя и других видов работ.Живое эмоциональное обсуждение после просмотра развивает у учащихся речеведческие навыки, навыки общения, умение вести дискуссии на различные темы. Творческие письменные задания (сочинение-отзыв, сочинение-эссе, сочинение-письмо герою) способствуют формированию у учащихся индивидуально-личностного отношения к проблеме, герою, применению знаний фактического материала для самовыражения.Высокого эмоционального накала позволяют достичь уроки на основе библиотерапии. Например, урок в 9-м классе по принципу интеграции повести Пушкина «Станционный смотритель», картин Мурильо, Рембрандта, Дюрера «Возвращение блудного сына», отрывка из к/ф «Калина красная» и Ноктюрна №2 Шопена помогает подросткам из «группы риска», уже преступавшим нравственные запреты, пережить состояние покаяния. Ведь только так, по словам П.Флоренского, «грех делается отдельным от совершившего».Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ученику совершить осознанный и желаемый выбор, учитель помогает ему формировать свою неповторимость. В широком смысле выбор есть не что иное, как предпочтение одного из вариантов. Применительно к учебно-воспитательному процессу выбор — это осуществление отдельным учеником или группой учащихся возможности выбрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления активности, это спроектированный учителем элемент урока. Прием «ассоциация» предполагает, что каждый ученик сам выбирает, какой ассоциативный ряд он будет составлять: словесный, слуховой, зрительный. Кроме того, этот прием способствует развитию воображения учащихся, фантазии, ассоциативному мышлению.Перед выбором учащиеся оказываются, когда учитель использует групповые формы деятельности. Это может быть работа в парах на уроках изучения биографии писателя, когда учащиеся рассказывают друг другу содержание отдельных пунктов учебника, причем материал выбирается самим учащимся. После такой работы возможна аргументированная взаимооценка, учитель выступает здесь в роли наблюдателя и консультанта. Способствует организации групповой формы работы такой прием, как «проблемная ситуация». Для решения проблемы ставится ряд вопросов, и предлагаются пути их решения. Класс по желанию делится на группы. Каждая группа обсуждает позицию героев, подтверждая свои мысли цитатами из текста. Учитель использует групповую работу на уроках при изучении творчества М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, И. Гончарова, М. Горького, А.П. Чехова, В. Маяковского, М. Булгакова, В. Распутина, В. Астафьева, Ч. Айтматова. По форме - это нетрадиционные уроки-диспуты. Учитель разработал алгоритм проведения урока-диспута.Ученику всегда интересно узнать мнение учителя. Рассказать, что он видел, чувствовал и думал, как искал и нашел ответ, - это один из самых действенных приемов пробуждения интереса у слушателей. Такая «открытая позиция» учителя помогает создать авторитет знания, мысли, гражданственности, честности и искренности. Когда учитель рассказывает о том, какое впечатление произвело на него произведение, ребята живее и глубже осознают значение произведения для нашей современности, задумываются о своем собственном впечатлении. Ставя себя на место учеников, учитель добивается искренности и взаимопонимания.Дружеские отношения учителя и учащихся проявляются в сотворчестве учителя и учеников не только на уроке, но и во внеклассных мероприятиях.Целенаправленная систематическая работа учителя по развитию интереса и творческих способностей учащихся, формированию мотивации учения дает свои результаты. Успеваемость учащихся составляет 100%, качество знаний повысилось до 30%.Учительпроводитисследовательскуюработусо старшеклассниками. Результатом такой работы является активное участие учеников в ежегодных школьных и российских научно-практических конференциях. («Литературное краеведение», «Мой город»).