Публикации Организация работы над проектами в рамках ффакультатива «Литературное краеведение» для старшеклассников вечерней школы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация работы над проектами в рамках ффакультатива «Литературное краеведение» для старшеклассников вечерней школы
Автор: Рябова Галина Леонидовна

СтатьяОрганизация работы над проектами в рамках факультатива «Литературное краеведение» для старшеклассников вечерней школы Самостоятельным направлением во внеклассной работе является литературное краеведение.Краеведение можно считать одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к культуре своего края. Программа курса рассчитана на учащихся 10 - 11 классов вечерней школы и включает в себя три аспекта: научный, воспитательный и развивающий. Научный аспект предполагает активное вовлечение учащихся в процесс освоения нового для них материала на краеведческой основе. Воспитательный аспект подобной работы более чем очевиден. Погружение учеников в культуру, историю, литературу родного края позволяет решать важнейшие воспитательные и нравственные задачи: воспитание гражданственности, патриотизма, развитие нравственных чувств. И, наконец, развивающий аспект способствует усилению познавательных способностей учащихся. Учащиеся вечерних школ слабо подготовлены для ведения исследовательской работы. Им трудно самостоятельно сравнивать, анализировать и обобщать собранный материал. Таких учеников необходимо терпеливо и планомерно обучать приёмам и методам учебной работы. Строить занятия факультатива на основе лекций преподавателя, превращая учащихся в пассивных слушателей, крайне неэффективно. Поэтому возьмём за основу работы системно деятельностный подход, предложив учащимся самим создать проекты. Цель факультатива:ЦЕЛЬ: формирование у учащихся литературных знаний о родном крае, их положительных образов; создание условий для формирования у школьников индивидуального опыта творческой деятельности; воспитание патриотического отношения к своему краю.Задачи:1. Показать своеобразие историко-культурного развития края и годного города2. Пробудить интерес к литературе, культуре, истории, природе Урала3. Понять органическую взаимозависимость местной и общенациональной литературы; развить умение связывать изученную в классе литературу прошлого с жизнью своей родины в настоящем4. Выявить и усовершенствовать навыки исследовательской работыРезультат работы:Через исследовательскую деятельность учащихся подготовить рабочие проекты, в основе которых – создание литературно-исторических маршрутов по Пермскому краю. Планируется выступление создателей проектов на школьной итоговой конференции «Мой Пермский край», посвящённой образованию Пермского края. Отдельные работы учащихся в качестве самостоятельных проектов были представлены на конкурсах различного уровня (конкурс «Пёстрый глобус», организованный ГБОУ СПО «Соликамский педагогический колледж им. А.П.Раменского»). В роли гидов –разработчиков интересных литературных маршрутов выступают сами учащиеся. Наша задача заключается в создании методических разработок, построенных на активном вовлечении учащихся 10-11 классов в процесс поиска нового материала на краеведческой основе.Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе — возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Так, участники образовательного процесса – как педагоги, так и ученики – учатся выстраивать партнёрские отношения, принимать решения в ситуации выбора, вести проектную деятельность. Это усиливает роль ученика в образовательном процессе, повышает его личностную значимость и инициативность, положительно влияет на уровень мотивации обучения. Темы проектов
  • « Гении проездом. Березники в путевых заметках русских писателей» (координатор проекта , ученик 11 класса Карпов Александр)
  • «Улицы Березников с героическим названием» (координатор проекта, ученик 10 класса Попов Михаил)
  • «Но я люблю всем сердцем этот город» (координатор проекта, ученица 10 класса Салихова Ксения)
  • «Микрорайон Абрамово или где находится моя школа» (координатор проекта, ученица 11 класса Бабилина Анна)
  • «Гид по литературным памятникам Прикамья» (координатор проекта, ученица 10 класса Обухова Марина)
  • Литературно-исторические памятники нашего края (координатор проекта, ученик 10 класса Гиниатуллин Дмитрий)
  • Проекты учащихся, созданные в рамках факультатива «Литературное краеведение» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа «Гид по литературным памятникам Прикамья» Выполнила: Обухова Марина, ученица 10 класса Руководитель: Рябова Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы Березники- 2015 Введение Все люди любят путешествовать. Существует много видов путешествий, в числе которых – умозрительное постижение мира через книгу. Это тоже путешествие, позволяющее читателю совершать путешествие через страны, континенты, преодолевать время и эпохи. Многие книголюбы готовы пройти по следам любимого персонажа или вживую увидеть прекрасные виды, так волнующие душу через страницы полюбившейся книги, невзирая на любые расстояния. Литературный туризм всё больше захватывает людей со всего света. Именно так уже успели окрестить паломничество на родину любимого автора или его героя, или вслед за автором книги совершить путешествие по местам, где он останавливался и создавал свои произведения, в условиях, приближенных к тем, в которых жил он. Наш стремительный 21 век с его техническими достижениями позволяет читателям стать практическими путешественниками. Для таких людей создаются литературные маршруты по всему миру. Литературный туризм – одна из наиболее молодых, но чрезвычайно активно развивающихся сфер мирового туризма. Здесь мы сталкиваемся с проблемой: можем ли мы считать свой край заслуживающей внимания остановкой такого маршрута? Гипотеза: Если сегодня литературные маршруты всего мира интересны и открыты любителям и ценителям творчества В.Шекспира, А. Конан Дойля, Р. Стивенсона, В.Скотта, Д.Лондона, Д.Роулинг, то возможно разработать литературные маршруты в Прикамье, связанные с местами пребывания здесь Жуковского, Пушкина, Чехова, Достоевского и других представителей русской литературы, чьё творчество уже давно стало мировым достоянием. Поэтому объектом нашего исследования мы выбрали информацию о пребывании в Прикамье поэтов и писателей, оставивших значительный вклад в мировой литературе и культуре. Предметом нашего исследования является современность, востребованность, интерес общества к этой информации.Цель: Создать экскурсию о литературных памятниках Прикамья, интересную и познавательную для ценителей русской литературы, истории и искусства в англоговорящих странах.Задачи:
  • Подобрать и классифицировать материал по этой теме.
  • Проанализировать её на предмет формирования интереса к литературным памятникам Прикамья
  • Методы исследования: поисковый, творческий, метод анализа и сравненияТуристическое агентство TripAdvisor выбрало 10 городов, которые должны посетить все любители литературы. Среди них.Лондон, Великобритания Многие известные авторы либо родились в столице Великобритании, либо провели здесь большую часть жизни, и, конечно, описали этот город в своих произведениях. Так, любители детективных историй сэра Артура Конан Дойла постараются отыскать пять-шесть мест, где вел расследование великий сыщик Шерлок Холмс, и обязательно отправятся в его «резиденцию» на Бейкер-стрит 221b.Эдинбург, Шотландия В этом городе жили и писали немало классиков мировой литературы: сэр Артур Конан Дойл, сэр Вальтер Скотт, Роберт Льюис Стивенсон. Любителям его «Острова Сокровищ» мы советуем посетить Бристоль – город, где Стивенсон впервые «увидел» долговязого Джона Силвера. Сегодня же у Эдинбурга появился новый литературный символ — Джоанн Роулинг, автор знаменитой истории о Гарри Поттере.Что касается Пермского края, то у нас литературный туризм еще мало известен. Считаю необходимым разработать такие литературные маршруты, которые были бы интересны и познавательны не только коренным жителям Прикамья, но и всем ценителям мировой литературы, в том числе и зарубежным гостям.Я рада приветствовать вас на моей экскурсии по литературным памятникам Прикамья. Здесь очень много исторических литературных мест. Пребывание здесь известных писателей, философов, политиков не осталось бесследным. Современные жители помнят их имена9 марта 1720 года В.Н. Татищев выбрал место для строительства нового завода около деревни Егошиха. Дата строительства Егошихинского завода – 4 марта 1723 года также является датой основания Перми. Завод производил медные монеты, которые использовались на всей территории России. Край был также известен природными ресурсами и мехами. Постепенно Пермь становилась продвинутым культурным городом. Открывались театры, опера и музеи. Дом Мешкова – одно из красивейших мест в городе. Дом был назван в честь его основателя – владельца пароходной компании Н.В. Мешкова. Сейчас в здании располагается краеведческий музей, который будет интересен любителям мистики. По легенде в доме Мешкова живут настоящие призраки. Никто не видел их, но сотрудники утверждают, что по ночам из комнат раздаются странные звуки. Гостиница «Королевские номера» была названа так вовсе не из-за своей роскоши и богатства, а потому, что её основал купец Королёв. Отсюда после революции был похищен Михаил Романов брат Николая II. Спустя несколько дней он был убит.Ротонда в парке Горького тоже является интересным памятником. Она была построена архитектором И.И. Свиязевым к приезду в Пермь императора Александра I в 1824. Весной 1837 В.А. Жуковский сопровождал молодого Александра II в его поездке по России. Жуковский провёл в Перми две ночи и день. За это время он посетил школу для детей канцелярских работников, покатался на лодке по Каме и сделал несколько зарисовок города. Связи русских писателей с Пермью очень разнообразны. Многие писатели шли через Пермь на каторгу в Сибирь, некоторые родились здесь. Пастернак и Грин именно здесь поняли, что им суждено стать писателями, Гайдар и Короленко писали здесь свои первые работы. Известный поэт В.В. Каменский был также одним из первых русских лётчиков. В 1911 году он перелетел через Каму на аэроплане. Здесь жил П.П. Бажов, создавший знаменитую книгу уральских сказок «Малахитовая шкатулка». В пермской газете «Звезда» в 1925-1927 гг. работал А.П. Гайдар В Перми с 11го по 26е мая 1835 года жил сосланный А.И. Герцен, писатель, поклонник идей декабристов, создатель свободной российской прессы. Правительство Николая I испугалось восстания декабристов в 1825 году и всеми силами старалось ограничить свободолюбивые идеи русского общества. Разделявших такие идеалы Герцена и его друзей арестовали. Пермяки решили установить в своем городе мемориальную доску Достоевскому. На улице Сибирская есть здание конвойной роты. Именно сюда в середине 19 века был доставлен писатель. Вообще, Достоевский посещал наш край дважды. Два этих визита очень различны. Первый раз писателя привезли в Пермь в кандалах во время холодного января 1850 по пути на каторгу в Сибирь. Второй его визит в наши края был в июле 1859 на обратном пути из Сибири. Снова Урал, но только летний, снова граница Европы и Азии, но атмосфера совершенно иная. Б.Л. Пастернак провёл полгода в Пермском крае, эти месяцы кардинально изменили его жизнь. В январе 1916 молодой, не определившийся еще с профессией Пастернак приезжает во Всеволодо-Вильву. Здесь он жил в доме Бориса Збарского, владельца фабрики. Тут он начал писать стихи и понял что его призвание - стать поэтом.Герои его «Доктора Живаго» тоже живут в Перми. Множество пермских мест также нашли отражение в этом произведении. Например, читальная комната и дом с фигурами. Имя Гайдара очень известно в Перми. Здесь он работал в газетах «Звезда» и «Вечерняя звезда» с 1925 по 1927. Его сын Тимур тоже родился здесь. Сегодня мы можем сказать, что Гайдар в своем творчестве опережал европейскую литературу. Он придумал Тимура до «Гарри Поттера» Джоан Роулинг. Миллионы людей любили Тимура как символ добра, побеждающего повседневное зло.Чехов посетил Пермь в 1902, когда его знакомый, владелец фабрики Савва Морозов пригласил Чехова в гости. Чехов любил помогать людям. Он строил школы, помогал нуждающимся. В письме М. Горькому Чехов говорит о своей пьесе «Три сестры»: «Действие происходит в провинциальном городе Пермь». Когда писатель услышал звон колоколов одной из Пермских церквей он сказал: «Любовь к этому звону – все, что я храню от своей веры» А.В. Иванов – современный пермский писатель и историк. Он переехал с семьей в Пермь в 1971 и до сих пор живет здесь. Иванов – первый историк, рассказывающий о древности современным языком. Вот почему молодежь любит и понимает его книги. Действие практически всех его книг происходит в нашем крае. Именно в этих книгах выражается глубокая любовь автора к Уралу. [1] Хребет России / цитата из фильма Л. Парфёнова/[2] Пермистика// Пермь 2009. Аннотация к изданию[3] Толковый словарь русского языка[4] Зырянов А. Хребет индустрии// Новый компаньон, 27 апреля 2010 года[5] Старобинец А. Человек пермского периода: о пермском писателе А.Иванове.// Эксперт 2007 №10 стр.92 -102[6] Неволя под ружьём. Уральская матрица// Пермь 2009