Публикации
Игра в жизни человека. Сущность, понятия, особенности игры.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра в жизни человека. Сущность, понятия, особенности игры.
Автор: Шкодских Татьяна Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра в жизни человека. Сущность, понятия, особенности игры.
Автор: Шкодских Татьяна Николаевна
Игра в жизни человека.Сущность, понятия, особенности игры.«ИГРА – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая» С.П. РубинштейМатериал подготовила: педагог-психолог Шкодских Т.Н. Игра сопровождает человека всю его жизнь с момента рождения до глубокой старости. Мы все вместе сегодня обсудим сущность, вспомним понятия и значение игр в жизни человека. Через игру маленький ребенок познает мир, отношения в этом мире. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка. В игре развиваются все психические процессы (память, мышление, творческие способности и т.д.). Огромное влияние игра оказывает на умственное развитие, речевое развитие, физическое развитие. То есть, игра способствует гармоничному развитию личности ребенка.Для любого ребенка игра – способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения. И с самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры. Вырастая, человек не расстается с игрой. Он просто продолжает играть во взрослые игры. Игровые формы обучения используются с различными категориями образовательного процесса: с педагогами с родителями, с детьми.В последнее время активные методы обучения, а именно игровые методы находят все более широкое применение в самых разных областях: в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, и конечно в образовании. Можно их использовать и в работе с родителями. Стремление преодолеть пассивность человека приводит к поиску новых эффективных методов обучения, к которым относятся активные методы. Они побуждают к мыслительной и практической деятельности, ибо направлены не на изложение готовых знаний, не на их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями в процессе познавательной деятельности. Теоретические и методические основы проблемы использования данных методов обучения изложены в работах А.А. Вербицкого, В.М. Ефимова, А.М. Смолкина, В.Ф.Комарова, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова и др.Одним из наиболее эффективных методов обучения на родительских собраниях, является деловая игра ("имитационная игра"). Суть ее заключается в активизации мышления человека, отвечающих на вопрос: «Что было бы, если бы...?». Использование термина "имитационная игра" связано с выделением существенных характеристик этого метода. Имитационная игра основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. То есть в основе деловой игры лежит имитационная модель, которая реализуется через действия участников игры. Они берут на себя роли и разыгрывают ситуацию в зависимости от содержания игры. Организационно-деятельностные игры (ОДИ) как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности, нацеленной на решение проблем, возникла в 80-х годах и широко распространилась как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления.В "классическом" варианте ОДИ применяется в качестве инструмента коллективного поиска оптимальных решений сложных проблем в реальных условиях. Сущность ОДИ в том, что эта игра представляет собой комплекс взаимосвязанных методик или техник (мыслительно- интеллектуальных, социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности, нацеленных на создание "продукта игры" — текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.Отличительным признаком собственно деловой игры является наличие имитационной модели, ни в организационно-деятельностных, ни в ролевых играх имитационные модели не строятся.Деловые, организационно - деятельностные игры являются "серьезными" играми для взрослых, а не развлечением или не отдыхом.Именно деловой игре свойственно эффективное сочетание практического живого анализа различных педагогических ситуаций и познавательной активности участников. Особенностью игры является и то, что в ходе ее создается особый эмоциональный настрой, который активизирует творческую инициативу.Вначале определимся, что мы будем понимать под игрой и игровыми методами. Строго говоря, точного и всеобъемлющего определения игры дать невозможно. Игра как культурное явление много старше всех наук и практически всех форм мышления – с игрой, как с человеческой жизнью: есть много принципиально разных, но правильных и истинных представлений об игре. Поэтому ограничимся указанием на несколько существенных признаков игры: 1. Игра происходит отдельно от всего остального. То есть игра отделена от жизни, от текущих повседневных событий. 2. Игра обязательно предполагает собственную активность участников игры. То есть в игре человек действует не по заданию, не по инструкции, а только сам, на свой страх и риск, по собственному желанию. 3. Игра – это значимое для ее участников действо. То есть, если выигрыш, удачное действие в игре для человека незначимо, то он и не играет. 4. Игра обязательно предполагает наличие "игрового" ("или игрушечного") производства. В игре должно быть производство, которое не производит ничего значимого. 5. Игра обязательно предполагает двойственность отношений игроков: есть отношения игровых персонажей (формальные или "производственные") и отношения людей, личностей. Таким образом, мы будем понимать под игрой все, что соответствует пяти приведенным выше условиям. Теперь определимся с классификацией. Деловые игры можно классифицировать по разным признакам. Они могут быть:- поисковые, - организационные,- ролевые, - контрольные, - диагностические, - конкурсные и т.д. Организационная Преодоление барьеров, снятие напряжения в общении, установление эмоциональных контактов между участниками, возникновение чувства «нам хорошо вместе». Используется в начале любого мероприятия, для активизации деятельности участников.Ролевая игра Ролевая игра, кроме обязательных для любой игры признаков, включает еще два требования:1. В ролевой игре обязательно предполагается наличие организатора игры (общепринятый термин "мастер"). 2. В ролевой игре основным механизмом "запуска" игры является "роль" – комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре. Образно говоря, ролевую игру можно сравнить с театральным представлением по пьесе, в которой прописан только первый акт, а все остальное оставлено на откуп "актерам", как и что они сыграют, то и получится. К ролевым играм относится и деятельно-ролевая игра.Деятельно-ролевые игры с родителями детей имитируют проблемные ситуации и деятельность, участники играют роли, реально существующие в воспитательном процессе. Основная направленность таких игр – приобретение педагогического опыта для родителей. Деятельно- ролевая игра состоит из трех этапов: Введение в правила игры, Контроль за подготовкой к игре, Итоговое задание. 3. Контрольные игры предназначены для определения уровня усвоения знаний, овладения умениями и навыками, позволяют в интересной форме с активным участием каждого обучаемого провести эту проверку. Важную роль они играют и в процессе самооценки и самокорректирования деятельности.4. Диагностические игры помогают педагогам:- изучить деловые и профессиональные качества дошкольных работников, стиль их работы, уровень подготовки и знание современных требований к воспитательному процессу;- выявить причины неудач в работе, оказать своевременную помощь тем, кто в ней нуждается;- овладеть умением организовывать коллективную деятельность в детском саду; формировать творческое мышление, культуру общения, этику дискуссий;Диагностические игры помогают родителям полученные в процессе игры знания переносить на формирование взаимоотношений с ребенком.Таким образом, делаем вывод, что игровые формы обучения могут активно используются с различными категориями образовательного процесса: с педагогами с родителями, с детьми.Практическая часть. Игры с педагогами.Игра в имена. Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договоренности, на любую букву, на все буквы. Например, имя Ольга - ослепительная улыбка, легка на подъем, вегетарианка, голубоглазая...Фильм, который я бы снял. Участникам предлагается обсудить, какой эпизод из своей жизни они бы хотели экранизировать, какой жанр фильма считают приемлемым для этого (научно-популярный, документальный, художественный). Каких режиссеров и актеров они бы пригласили? Почему?«Успешное общение» начинается со слов: «Я горжусь...», «Мне приятно сказать...», «У меня хорошо получается...», «Я удовлетворен(а)...», «Мне нравится в себе...» и других. Возможность рассказать о своих положительных качествах предоставляется крайне редко. Многие люди живут по принципу: «Хорошее обо мне могут сказать другие, а мне нечем хвалиться». Прием «успешное общение» повышает | заниженную самооценку, учит искать положительное в самом себе. Никаких негативных, отрицательных оценок не допускается.Арттерапия (рисуем природу, любовь или эмоции) Педагогам предлагаются краски, кисточки, для рисования . Комментарий по желанию.Подведение итогов.