Публикации » Народные художественные традиции празднования Пасхи»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: » Народные художественные традиции празднования Пасхи»
Автор: Занина Зоя Григорьевна

- МБУДО «ДХШ им. Н.В.Овечкина» говошахтинск Ростовской области План-конспект Открытого урока по предмету «История народной культуры и изобразительного искусства» 4 класс ПОП Тема: «Народные художественные традиции празднования Пасхи»/комбинированный урок с презентацией ; с просмотром видеофильма и театрализованными элементами / Урок подготовлен и проведен преподавателем истории изобразительного искусства, высшей категории- Заниной З.Г 2016-2017 уч. год. Цель занятия : Знакомство с православным праздником Пасхи. ,его традициями и обычаями проведения. Создание эскиза с применением орнамента на пасхальном яйце.Задачи занятия : Образовательные:- познакомить учащихся с праздником Пасхи , его историей , традициями, обычаями и традициями проведения.- развить образное мышление, познакомить с детскими рисунками на православные праздники.- активизация словарного запаса- учить видеть красоту и выразительность образной передачи в произведениях художников прошлого и современности проведения праздника ПасхиРазвивающие:- развитие творческих способностей учащихся- гармоническое развитие личности, средствами эстетического образования- развить художественный вкус учащихся в росписи «Писанки».- развитие моторики руки, работая над орнаментом пасхального яйца- развитие у учащихся потребности в творческой деятельностиВоспитательные:- воспитать интерес к истории и изучению православных праздников Руси- воспитать познавательный интерес к народному творчеству и бережное отношение к народным художественным традициям русского народа- создать условия для воспитания аккуратности в практической работе , при выполнении эскиза пасхального яйца- воспитать умение применять разные виды орнамента в росписи пасхального яйца. Вид занятия : - комбинированное ( просмотр презентации, видеофильма, наглядных пособий; закрепление и совершенствование знаний и умений в практической работе).Форма занятия : - коллективная и индивидуальная практическая работа Методы обучения : - словесные – беседа и рассказ педагога по теме «Пасха»- наглядные – электронная презентация, демонстрация видеоматериалов, использование технических и музыкальных средств; наглядные пособия, красочное оформление доски.- практические – выполнение творческих заданий- развивающие – развитие аккуратности и художественного вкуса в исполнении практической работы- понятийные – сообщение и раскрытие основных терминов и понятийДидактические материалы и инструменты:Для педагога : иллюстративный материал; наглядные пособия; красочное оформление доски; стенды детских работ; видеопроектор с электронной презентацией по теме; диск с видеофильмом «Молись дитя», «Колокольные звоны»- диск(музыкальное сопровождение во время практической работы), ноутбук.Для учащихся : тетрадь по истории изо.искусства для записей ; шаблоны яиц; листочки со стихами о празднике «Пасха», карандаши ; фломастеры и т. д.;реферат на тему:»Пасха»,подготовленный учащейся 4 клОП-Пшеничниковой А.(домашнее задание) План занятия:
  • Организационный момент -1 мин
  • Объяснение нового материала,
  • с просмотром презентации и видеофильма - 20 мин.
  • Практическая работа – 5 мин.
  • Закрепление нового материала – 5 мин.
  • Подведение итогов занятия ,
  • просмотр и обсуждение эскизовпасхального яйца, домадание, театрализация. – 9 мин. Ход занятия :1.Организационный момент- приветствие- проверка готовности к занятию- подготовка к занятию2. Сообщение и объяснение нового материала/ чтобы активизировать познавательный интерес идут вопросы о пройденных праздниках :/- Назовите какие народные праздники мы изучили ? ( диалог с учащимися) ответы учащихся : «Рождество Христово»- 7 января «Зимние святки» - 7 – 19 января «Крещение Господне» - 19 яваря«Масленица» - последняя неделя февраля«День Сорок» - 22 марта«Благовещение» - 7 апреля«Вербное Воскресение» - последняя неделя перед ПасхойУчитель:А сегодня у нас новая тема, на доске написано «Народные художественные традиции празднования Пасхи» - запишите в тетради и посмотрите на экран;(назвать цель занятия)/ на экране через проектор идет показ презентации «Пасха» с объяснениями учителя; затем показ наглядных пособий по этой теме и сообщения о картинах художников(методическое пособие выполнено учителем) ; показ видеофильма «Молись дитя !» - где при показе иллюстраций детских работ на православные темы звучит песня певца и композитора А.Барыкина;просмотр и объяснение по наглядному пособию «Пасхальные сюрпризы»-ювелирная фирма Карла Фаберже(рассказ учителя о создании пасхальных яиц по заказу царя Николая 2,всего было изготовлено 56 яиц(стоимость каждого-1млн.рублей) из драгоценного материала(золото,серебро,сапфиры,алмазы и т. д.)-художественное оформление - ажурность, переплетение ,необычное сочетание по цвету драгоценных камней. Многие пасхальные яйца были вывезены после революции за границу. Всего 10 яиц К.Фаберже находятся в России(музеи Московского Кремля); показ иллюстраций картин русских и современных художников, изображавших празднование православного праздника Пасхи - это Б.Кустодиев «Пасхальный обряд»; И.Маковский «Пасхальный натюрморт»; П.Жуковский «Пасха»;В.Перов «Крестный ход» и т. д. – дается обзор этих картин - композиции и колорита./ 3. Практическая работа/учитель обращает внимание учащихся на красочно оформленную доскуде находится макет пасхального блюда с творожной пасхой и объясняет задания практической работы-необходимо каждому ученику выполнить эскиз пасхального яйца,показать художественные знания и умения применять в украшении разные виды орнамента/Задание 1повторить 3 вида орнамента : 1 Геометрический - кругинии. 2.Растительный- лист,цветок. 3.Зооморфный - птичкаабочка./ идет диалог с учащимися, им задаются наводящие вопросы, они дают объяснения видам орнамента/Задание 2учитель рассказывает о росписи пасхальных яиц: «Крашенки» - выполнены одним цветом(чаще всего-красным); «Писанки» - делается роспись,используя разнообразный орнамент(узор,украшение); учитель называет основные цвета в «Писанках» - красный, черный, белый, желтый.(эти цвета применялись в12веке);позднее- используются все цвета радуги) Учитель показывает на доске иллюстративный материал(композиции росписи пасхальных яиц); раздает шаблоны из картона для росписи пасхальных яиц, а чтобы развить художественный вкус, учащиеся в росписи «Писанки» используют «Символы-обереги Древней Руси»(которые были изучены на предыдущих уроках);ребята выполняют эскиз под колокольный звон(идет музыкальное сопровождение)./ Во время практической работы учитель следит за правильностью и аккуратностью при выполнения эскиза пасхального яйца/4.Закрепление нового материала/ В конце работы учитель раздает листочки со стихами о «Пасхе». После окончания практической работы учащиеся вывешивают свои эскизы на доске на пасхальное блюдочитель рассказывает о чудесах,которые происходят в этот светлый день «Пасхи» ; учащиеся повторяют главные символы праздника и читают стихи:/(информационный материал для учащихся по теме»Народные художественные традиции празднования Пасхи» раздается уч-ся 4клОП,для оформления в тетрадь по истории изо.искусства)-прилагается ниже.5.Подведение итогов занятия, просмотр и обсуждение эскизов пасхальных яиц. Рефлексия./ учитель показывает наиболее удачные работы и обобщает полученные знания по теме занятия, выставляет оценки/Домашнее задание: -(дается - если эскиз не закончен, закончить работу эскиза пасхального яйца в цвете.)если эскиз закончен – то домашнее задание не дается.Завершение урока: - идет с театрализованными элементами - входят учащиеся старших классах в русских нарядах- (на предыдущих уроках проходило изучение темы «Русский народный костюм»),они вносят на подносах угощения –( шоколадные яйца ,творожной торт , соки) .Идут стихи и поздравления, посвященные празднованию «Пасхи».Учитель завершает урок стихами: «КАРТИНЫ ТВОРИ С УСЕРДИЕМ И СОГРЕВАЙ СЕРДЦА. ЛЮБОВЬ И МИЛОСЕРДИЕ – ВОТ ЗАПОВЕДЬ ХРИСТА!!! Урок закончен, до свидания! Литература 1.П.Катанаев «Энциклопедия маленького христианина – М; РОССА, 2009-145с2.Н.Орлова «Азбука для православных детей – М; «Вольное дело»,2007-45с 3. А.Жарова «Красота Божьего мира» - М; худалерея «Жар-птица»,2007-20с4. Г.Емельянов «Азбука для малолетних христиан» - С.-П; просветительскийцентр «Благовещение» 2008 г.- 98с5. И.Панькова «Русь святая в пословицах и поговорках»- Р.-на-Д.- экспериментальное учебное пособие . Донской издательский дом – 2007 г.-83с6. И.Панькова «Русь святая – православные праздники»- рабочая тетрадь
  • и 2 год обучения- Р.-на-Д.- Издательство «ЦВВР» - 2004 г.- 25с
  • 7.А.Терещенко « История культуры русского народа» - М; ЭКСМО – 2007 г.- 729с 8. О.Глаголева «Православие» - полная энциклопедия – М; ЭКСМО – 2007 г.- /Информационный материал на тему «Народные художественные традиции празднования Пасхи» раздается учащимся 4 класса ПОП, для оформления в тетрадь по истории изоскусства/ ./учитель говорит учащимся о чудесах, которые происходят на Пасху. И вот одно из чудес – прилетел голубь и принес листочки для ребят , а что в них – они должны прочесть. Учитель раздает листочки со стихами о празднике Пасха.Слова учителя: Голубь с неба к нам спустился Дух святой в нем воплотился! Он нам весточку принес - В мир земной пришел Христос!Учащиеся читают: 1. Вера наша правая – Вера православная! Колокол звонит с утра – Просыпайся детвора! 2. Иконы ликами святых Несет народ! И небо в звездах – хоровод! 3. Проснулась жизнь от зимней спячки, Уселась птаха на навес. Запела песнь и все узнали Христос Воскрес!!! 4. Огонь благодатный на Пасху сойдет! Огонь этот чудный – горит, Но не жжет! 5. Яичко расписное я маме подарю Зеленою весною , в пасхальную зарю! 6. Солнце в поднебесье! Ведь – Христос Воскресе! 7. Славит Господа Земля! В Пасху радуюсь и я! 8. Я разрисовал яичко: Ветка, а на ветке – птичка , Облако летит в простор В голубое поднебесье, По середочке – узор А внизу: «Христос Воскресе! «Пасха»Слово «Пасха» - означает « избавление» , переход от смерти к бессмертию. Это главный праздник православных людей – Воскресение Христа. Он пришел на Русь из Византии в 10 веке. С тех пор на всей русской земле широко и торжественно отмечают Пасху. «Народные художественные традиции празднования Пасхи»- служба в церкви- пекут куличи - красят яйцаСимволически пасхальные яйца олицетворяют собой – воскресенье новой жизни Символы Пасхи:- творожная пасха- куличи- пасхальные яйца Обычаи празднования Пасхи:- колокольный звон- пасхальные игры ( катание яиц)- катание на каруселях- хороводы Пасхальное яйцо – главным символом Пасхи на Руси стало с 12 века.«Крашенки» - яйца красили в один цвет«Писанки» - яйца с росписью , основные цвета – белый , желтый, черный, красныйД/з – дорисовать эскиз пасхального яйца./Информационный материал на тему»Народные художественные традиции празднования Пасхи» раздается учащимся 4 класса ПОП, для оформления в тетрадь по истории изо.искусства/ .