Публикации Дополнительная общеобразовательная программа социально – педагогической направленности «Учимся играя»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная программа социально – педагогической направленности «Учимся играя»
Автор: Духанина Татьяна Петровна

Подготовила: учитель – логопед Т.П. ДуханинаНововоронеж2017год Пояснительная запискаСтать высокообразованным человеком – это значит овладеть всеми богатствами родного языка. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.Речь — одна из основных линий развития ребёнка. Родной язык помогает войти ребёнку в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и сверстниками. С помощью речи ребёнок познаёт мир, высказывает свои мысли и взгляды. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования  речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. ФГОС ДО определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической  речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».Известно, что речь не является врождённой способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека.Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста, которые начинают обучение с 5-летнего возраста в рамках дополнительного образования. Занятия по развитию речи осуществляется 2 раза в неделю для детей 5-6-летнего возраста 20-25 минут, для старших дошкольников 25-30 минут. Общее годовое количество часов – 68.Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. К пяти годам запас слов ребёнка увеличивается до 2500-3000, к концу шестого года жизни до 3000-4000. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. Расширяется словарь обобщений, особенно за счёт широких родовых понятий, например: растения — это деревья, кустарники, травы, цветы.На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла — куклы), изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла — куколка). Быстро накапливается «математический» словарь. Дети начинают согласовывать числительные с существительными (одна кукла, две куклы). Дети уверенно согласуют притяжательные местоимения (мой, моя, моё, мои) с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако могут быть затруднения при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.).В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи — диалога и монолога. Для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребёнка. Развитый диалог помогает ребёнку легко входить в контакт со взрослыми и сверстниками.Монолог — более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребёнка определённого уровня общего развития. К пяти годам жизни ребёнка появляются лишь элементы монологической речи. В этот возрастной период ребёнок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.В связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи детей от 5 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы - это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы /1 год обучения/ Итого: 68 часов.Ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п.. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. В условиях общения и взаимодействия с взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Ребенок знаком и ориентируется в разных родах и жанрах фольклора и художественной литературы. Достаточно просто узнаёт и пересказывает прочитанный текст с использованием иллюстраций; проявляет творческую активность: придумывает концовку, новые сюжетные повороты, сочиняет небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого дети инсценируют отрывки из прочитанных и понравившихся произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей. Знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Играя в любимых персонажей, дети могут переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы /2 год обучения/ Итого: 68 часовВедущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Именно поэтому программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности. Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основе нормативно – правовых документов:
  • Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3; принят Государственной Думой РФ 21.12.2012 года, вступил в силу с 01.09.2013года;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержденный 17.10.2013г, приказ №1155;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  • Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г №26;
  • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Локальными актами ДОУ:
  • Устав муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6 общеразвивающего вида городского округа – город Нововоронеж» от 20.12.2013 года приказ №588;
  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6 общеразвивающего вида городского округа – город Нововоронеж» от 07.02.2014года № ДЛ-96
  • Цель программы – развитие связной речи дошкольников. Освоение основ родного языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организация усвоения учебного материала подразумевает научение детей осмысленному говорению, правильному построению предложений; накопление словарного запаса; подготовку к обучению грамоте, а главное – даёт первоначальное понятие о языке, литературе, позволяет проявлять интерес к родному языку и прививает любовь к чтению и книге. Основные задачи связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Это позволит ребёнку проявить пытливость, любознательность и инициативу в дальнейшем. Актуальность работы над развитием связной речи состоит в том, что решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: акцент ставится на ознакомление детей с произведениями детской художественной литературы отечественных и зарубежных писателей, изучения произведений устного народного творчества своего народа, а также на работе по развитию связной речи ( диалогической и монологической ) и расширению словарного запаса. За всё это время в ходе учебного процесса красной нитью проходит воспитание качеств личности – общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Лучшим воспитателем в данном случае становится не сила убеждения и назидание, а личный пример положительных героев из детских книг и произведений устного народного творчества. В программе находят место и развивающие элементы. Использование современных педагогических технологий, игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей( зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы). Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики рук путём работы с карандашом, ручкой, магнитной азбукой, кассой букв и слогов, игры с природным и бросовым материалом (веточки, пуговички, крупа и пр.), выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.Предполагаемые результаты1.Знакомство с произведениями детской художественной литературы.- Проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывая удовольствие при прослушивании или самостоятельном прочтении;- Устанавливать многообразные связи в тексте (логику, причины-следствия, поведения героев, мотивы и роль художественной детали);- Воспринимать литературного героя в целом (внешний вид, поступки, мысли), давать оценку действиям;- Проявлять внимание к языку, осознавать элементы комического в произведении, проникать в поэтическое настроение, передавать эмоциональное отношение в выразительном чтении, уметь выразить свой эмоциональный отклик на прочитанное.2.Развитие связной речи.Дети овладевают умением - Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;- Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе;- Пересказывать произведение по ролям, близко к тексту;- В описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова;- Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме;- Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;- В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывать сказки с характерными особенностями построения (зачин, присказка, волшебные предметы, превращения и т.д.);- Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т.д.;- Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;- Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.3.Развитие словаря- Активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал- Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т.д.)- Понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения, эпитеты, метафоры и др.)- Использовать в речи слова, обозначающие абстрактные понятия (темнота, заботливость, верность, победа и др.)Методическое обеспечение программыДля овладения программным содержанием используются разнообразные методы и приёмы обучения дошкольников. Кроме традиционных методов, широко используются активные формы обучения. В программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый и исследовательский. Разнообразные формы проведения занятий активизируют мыслительную активность дошкольников и повышают их мотивированность к занятиям. В зависимости от дидактических целей занятия строятся как- Изучение нового материала.- Занятия по закреплению и систематизации знаний, умений навыков детей.- Проверочные занятия. - Комплексные. Занятия по развитию связной речи структурно выглядят так
  • Организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей)
  • Постановка цели занятия
  • Организация практической и познавательной деятельности детей на занятии
  • - Анализ деятельности детей- Подведение итогов занятия. В зависимости от дидактических целей занятия строятся как- Изучение нового материала.- Занятия по закреплению и систематизации знаний, умений навыков детей.- Проверочные занятия. - Комплексные. Условия реализации программыПрограмма развития связной речи реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия, используя игровые педагогические технологии, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, игры-путешествия, сюрпризный момент, виртуальные экскурсии. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры. Во внеурочной деятельности проводятся мероприятия развлекательно-познавательного характера. Они помогают обобщить знания детей и углубить их по отдельным темам.Используются на занятиях следующие игровые упражнения, игры и задания
  • «Кто внимательный?»
  • «Кто больше»
  • «Тим – Том»
  • «Слоговое лото»
  • «Дополни слог, слово»
  • «Перевёртыши»
  • «Узнай звук»
  • «Слоговой аукцион»
  • «Найди слово в слове»
  • «Третий лишний»
  • «Напиши кружочками»
  • «Слушай хлопки»
  • «Что общего»
  • «Бывает – не бывает»
  • «Хорошо – плохо»
  • «Скажи кто, что это?»
  • «Скажи кто так?»
  • «Что к чему?»
  • «Кто так говорит, делает?»
  • «Что общего?»
  • «Назови одним словом»
  • «Волшебный мешочек»
  • «Крылатое слово»
  • «Один – много»
  • «Пишущая машинка»
  • «Звуковая цепочка»
  • «Чего не стало»
  • «Раздели по группам»
  • «Рифмы»
  • «Чей голосок?»
  • «Подбери пару»
  • «Кто что подарил?»
  • «Наоборот»
  • «Сигнальщики»
  • «Рассыпанное слово»
  • «Узнай по описанию»
  • «Подбери слово»
  • «Синий – зелёный»
  • «Расшифруй слово»
  • «Повтори, не ошибись!»
  • «Кто где живёт»
  • «Заколдованные слова»
  • «Найди букву»
  • «Кто как двигается?»
  • «Назови ласково»
  • «Измени слово»
  • «1-3-5»
  • «Придумай слово»
  • «Доскажи словечко»
  • «Звук заблудился»
  • «Закончи слово, предложение»
  • «Анаграммы»
  • «Времена года»
  • «Дни недели»
  • Игровая оболочка занятия привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.Критерии достижения цели программы1.Системность диагностики познавательного роста обучающихся в области изучения русского языка и детской литературы, произведений устного и народного творчества.2.Изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование и т.д.)3.Система оценки обученности детей и система контроля за знаниями и умениями (графические отметки успеха – неуспеха, символы победы, отличия в проводимом конкурсе, викторине – флаг, цветок, игрушка)4.Эффективность обучения по программе. Обретение высокого уровня освоения содержания программы (владением грамматическим строем речи, развитой диалогической и монологической речью, знаком со средством выразительности).5.Повышение уровня воспитанности.6.Интерес к занятиям.7.Мотивация на дальнейшее обучение.Механизм определения результативности программы1.Тестирование детей с целью выявления интересов к изучению родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства2.Диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков3.Организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей учащихся4.Оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса)5.Анкетирование родителей и педагога с целью исследования динамики роста ребёнка заинтересованности к изучаемой дисциплине, изменений объёма знаний в данной области и определении позиции участия учащегося в различных внеклассных мероприятиях. Уровни усвоения программы.Низкий – ребёнок имеет бедный кругозор и мало знает произведений детской прозы и поэзии, не может прочитать стихотворение наизусть без подсказки. Затрудняется в установлении связей, поэтому допускает ошибки в пересказах и самостоятельных рассказах. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас недостаточен.Средний – Кругозор соответствует изученному программному содержанию. Может назвать нескольких знакомых поэтов и авторов, прочитать несколько стихотворений наизусть и пересказать некоторые произведения. В рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная. Высокий ребёнок владеет речевыми умениями, инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяя рассказы других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Много знает произведений детской литературы отечественных и зарубежных авторов, знаком с поэзией и фольклором. В общении инициативен (задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей). Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.Работа с родителямиРабота с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.Формы работы с родителями1.Ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её эффективностью;2.Проведение консультаций для родителей: «Как приучить детей читать», «Волшебные звуки», «Будем грамотны», «В мир сказок», «Красив наш язык», «Книга в жизни ребёнка»;3.Консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей;4.Проведение открытых мероприятий с привлечением родителей;5.Разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Как читать книги», «Как составить рассказ по картинке» и т.п.;6.Анкетирование родителей с целью изучения особенностей ребёнка и его успешности обучения по данной программе.Техническое оснащение занятий1.Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи по разным темам.2.Подборка компакт дисков для прослушивания произведений детской литературы.3.Хрестоматии для детей по возрастам.4.Мультимедийное оборудование.5.Репродукции картин известных художников.Литература*Авдеева Н.А. Воспитание детей раннего возраста. Пособие для воспитателей и родителей. М., 1997*Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение». М., 1999*Бугрименко Е.А. «Чтение без принуждения». М., 1993*Волина В. «Занимательное азбуковедение». М.,1991*Волков Б.С., Волкова Н.Б. «Психологическое общение в детском возрасте: учебное пособие». М.,1997*Выготский Л.С. « Воображение и творчество в детском возрасте». СПБ., 1997*Выренцова А.С. «Подготовка к обучению». С-П., 1997*Дурова Н.В. Фонематика. «Как научить детей слышать и правильно произносить звуки». М., 2000*Дьяченко О.М., Астенькова Н.Ф, Булычева А.И. и др. «Дети, в школу собирайтесь: книга для воспитателей детского сада и родителей». М., 1997*Джежелей О.В. «Помогайка» М., 1994*Ёлкина Н.В. Маряничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Серия «Вместе учимся, играем» Ярославль, 1997*Зайцева Л.В., Земляченко С.В. «Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития». М., 1998*Ильина М.Н. «Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты». Спб., 1998*Тумакова Г.А., Максакова А.И. «Учите играя». М.,2003*Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» М.,Владос.,2002*Ушакова О.С. и др. «Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий)» М., ТЦ «Сфера» 2006*Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Развитие речи, подготовка к освоению письма». М., 2007*Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать» . С.П., 2008*Яшина В.И., Алексеева М.М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». М., 2000*В. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи» М., 2001-2002г. («Осень», «Зима», «Весна»).*В. П. Глухов «Формирование связной речи» М., 2004г.*О. А. Шорохова «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия» М., 2009г.*И. А. Быкова «Обучение детей грамоте в игровой форме» С.-П. «Детство-пресс» 2005г.