Публикации Художественно-эстетическое воспитание дошкольника

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Художественно-эстетическое воспитание дошкольника
Автор: Салямова Аниса Алимовна

Художественно-эстетическое воспитание дошкольникаВ последние десятилетия наблюдаются неблагоприятные тенденции социально-экономических условий: нестабильность социальной системы, низкие материальные условия жизни, проблемы профессиональной занятости, трансформации традиционно сложившихся ролевой структуры семьи и распределение ролевых функций между супругами. Как следствие этих процессов, возрастает количество неблагополучных семей, с рядом проблем: алкоголизм, агрессия, нарушение коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушении личностного роста и формирования идентичности. Недостаток и обеднение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребёнка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей. Кроме того, данные проблемы провоцируют увеличение случаев жестокого обращения с детьми.Дети оказавшиеся в ГБУ РЦСПСД не социализированы, не умеют выстраивать взаимоотношения, как с взрослыми так и с детьми. Часто это проявляется в агрессивном поведении, тревожности, нестабильном эмоциональном фоне, страхах, зажатости, плаксивости, не умению вербально выражать свои мысли и потребности, Во время занятий с такими детьми (чтения, беседы) воспитателя сталкиваются с рядом проблем: отсутствие воображения, фантазии, выражении чувств и эмоций, неуверенность, замкнутость, недоверие, агрессия. Для решения этих проблем в своей профессиональной деятельности я использую интегрированную программу «Музыкальная шкатулка»художественно-эстетического развития детей в соответствии с ФГОС ДО. Художественно-эстетическая деятельность предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Интегрируя ее в образовательно-воспитательный процесс она позволяет нам научить детей коммуникативным навыкам через вербальное и невербальное общения, развивать способности эмоционально воспринимать музыку через приобщение к музыкальному искусству. Художественно – эстетическое воспитание – это окно в мир музыки, поэзии, танца. Дети получают возможность самореализации и раскрытия творческого потенциала личности. Приобщение к музыкальному искусству включает разделы:- Слушание. Задачи:
  • Развивать интерес к музыке, желание слушать её,
  • Закреплять знания о жанрах музыки (песня, танец, марш);
  • Обогащать музыкальные впечатления;
  • Формировать навыки культуры слушания музыки;
  • Узнавать знакомые произведения;
  • Формировать умения замечать выразительные средства музыкального произведения (громко-тихо, быстро-медленно);
  • Развивать способность различать звуки по высоте
  • - Пение. Задачи:
  • Формировать навыки выразительного пения. Умение петь протяжно, подвижно;
  • Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него;
  • - Песенное творчество. Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию к колыбельной песне.- Музыкально-ритмические движения. Совершенствовать танцевальные движения.- Развитие танцевально – игрового творчества. Способность развивать эмоционально-образное исполнение музыкально – игровых упражнений, сценок, развивать умение инсценировать песни.Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество.Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 25 минут. Их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе.В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.Музыкальные занятия состоят из трех частей.
  • Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения. Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
  • Основная часть. Слушание музыки. Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение. Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
  • В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.3. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель - доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них. На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.К концу года дети могут:
  • Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
  • Узнавать песни по мелодии.
  • Различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы).
  • Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
  • Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
  • • Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.
  • Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
  • Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.
  • Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
  • . В моей работе применения программы «Музыкальная шкатулка» пропали у моих воспитанников такие трудности, как нестабильный эмоциональный фон, страхи, зажатость, плаксивость. Через художественно-эстетическое воспитание показатели внутреннего и внешнего состояния и проявлений детей улучшились, а у подавляющего большинства детей наблюдается положительная динамика в развитии: стабилизация эмоционального фона, снижения агрессивного состояния, расширение коммуникации, активизация выражении чувств и эмоций. Итогом реализации программы стало активное участие детей в городском танцевальном конкурсе «Лучи надежды», а также праздники и музыкальные мероприятия в ГБУ РЦСПСД. Основной целью реабилитации является развитие всех систем и функций растущего организма ребёнка, предупреждение задержек в его росте и развитии. Поэтому комплекс реабилитационных мероприятий, проводимых в ГБУ РЦСПСД, направлен на ликвидацию патологических изменений, нарушающих ход нормального развития детского организма и на максимально полную социальную адаптацию ребенка. Формирования у ребёнка положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, трудовой деятельности и в целом способствует развитию гармоничной личности.