Публикации Воспитательная работа в группах каратэ-до на разных этапах подготовки

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитательная работа в группах каратэ-до на разных этапах подготовки
Автор: Разваляев Александр Иванович

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей«Еланская детско-юношеская спортивная школа»Еланского муниципального района Волгоградской области Воспитательная работа в группах каратэ-до на разных этапах подготовки. Разваляев Александр Ивановичстарший тренер-преподаватель по каратэ-до МБУ ДО «Еланская ДЮСШ» Объяснительная записка. Детско-юношеские спортивные школы и на сегодняшний день продолжают оставаться по-настоящему основным базовым звеном развития детского спорта. Именно здесь реализуется на практике множество целей системы физической культуры и спорта. Исследования различных аспектов воспитательной работы в сфере физической культуры А.И.Михеева «Система воспитательной работы со спортсменами», О.И.Самусенкова «Педагогическая технология реализации социально-культурного потенциала игровых видов спорта в работе с юными спортсменами» и другие показали необходимость решения основных воспитательных задач в процессе тренировочной деятельности юных спортсменов. Анализ планов воспитательной работы в детско-юношеских спортивных школах свидетельствует о формальном подходе тренеров к ведению воспитательного процесса. Наблюдается отсутствие конкретных целей и задач воспитания, нарушение связи тренировочного процесса и работы во внетренировочное время. Мало внимания уделяется формированию благоприятного психологического климата внутри спортивных групп. Не уделяется должное внимание повышению уровня воспитанности юных спортсменов. Анализ фактического состояния воспитательной работы в ДЮСШ выявил небольшое количество воспитательных мероприятий, которые не очень координируются между собой. Слабы межгрупповые связи внутри ДЮСШ, вследствие чего общение детей замыкается на внутригрупповых взаимоотношениях. Всё это говорит о необходимости создания системы воспитательной работы для реализации огромного педагогического и воспитательного потенциала спорта в учебно-тренировочном процессе с обучающимися и во внетренировочное время. В МБУ ДОД«Еланская ДЮСШ» Еланского муниципального района Волгоградской области был сделан глубокий анализ состояния воспитательной работы, в котором также обозначились все вышеназванные проблемы. Анализ помог прийти к выводу о том, что выстраивать систему воспитательной работы нужно, начиная с общего документа: Программы воспитания учреждения. Такая Программа была разработана, утверждена Педагогическим советом в ноябре 2010 года. С позиции долгосрочной перспективы развития воспитательной системы, произошла корректировка содержания Годового плана работы ДЮСШ на 2010-2011 учебный год. На заседаниях Методических советов мы изучили вопросы совершенствования содержания воспитательной работы, познакомились с современными технологиями воспитания, новыми направлениями контроля процесса воспитания. Выполнили домашнее задание по написанию статьи «Мои представления о содержании воспитательной работы тренера-преподавателя с обучающимися в группе» (прилагается). Всё это позволяет с одной стороны глубоко погрузиться в проблему, а с другой стороны понять, с чего необходимо начинать работу в группе. Рекомендации. В настоящей методической разработке представляю систему воспитательной работы с обучающимися отделения каратэ-до на разных этапах подготовки юных спортсменов.Цель воспитательной системы:
  • Поэтапное создание условий для развития свободной, физически здоровой личности ребёнка, обогащённой занятиями избранным видом спорта, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
  • Рациональное использование в группе воспитательного пространства через включенность в разные виды деятельности, степень активности в этой деятельности согласно личным устремлениям обучающегося и педагогическим задачам.
  • Задачи:
  • Сформировать осознанное восприятие обучающимися ценности своего здоровья.
  • Научить обладанию эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешного достижения поставленных целей, сформировать нравственные качества, моральную устойчивость.
  • Развить основные физические способности.
  • Создать в группе условия, способствующие социальной защищённости обучающихся..
  • Развитие любого индивида происходит в процессе обучения и воспитания, Эти две составляющие представляют единое целое.Ведь известна истина, что самые глубокие знания, если в них не вложили душу, сами по себе ничего не значат.Воспитание спортсмена – процесс своеобразный.
  • На этапах начальной подготовки тренер-преподаватель особую роль отводит физическому развитию.
  • На учебно-тренировочном этапе 1-3 годов обучения особая роль отводится осознанию обучающегося его поступательного развития в избранном виде спорта: его самоутверждению через соревновательную деятельность, формированию аналитической составляющей.
  • На учебно-тренировочном этапе 4-5 годов обучения главное - духовно-нравственное развитие – сила духа, моральная устойчивость, уважение к сопернику, окружающим людям.
  • Этапы построения воспитательной работы.1 этап – подготовительный, проектный, реализуется на этапе начальной подготовки обучающихся.Цель: пробудить творческую активность у обучающихся, родителей; выработать единую методическую тактику тренера-преподавателя в организации и осуществлении воспитательной работы в группе с обучающимися, родителями.Задачи:
  • Создание условий для успешной адаптации обучающихся.
  • Проведение мониторинга с обучающимися, родителями для сбора информации и дальнейшей обработки.
  • Выбор форм, методов работы с активом родителей, обучающихся по решению воспитательных задач в группе.
  • Основные направления деятельности:
  • Организация деятельности по адаптации обучающихся во вновь набранную группу.
  • Изучение мнений, интересов обучающихся, родителей.
  • Составление социального паспорта группы, выявление лидеров среди обучающихся, подбор родительского актива.
  • Нацеливание участников образовательного процесса в группе на создание условий для развития спортивных успехов по избранному виду спорта.
  • 2 этап – практический, реализуется в УТГ 1-3 годов обучения.Цель: определить основные направления, формы и виды деятельности по совершенствованию воспитательной системы в группе.Задачи:
  • Корректировка задач первого этапа.
  • Продолжение работы по развитию спортивных традиций ДЮСШ, отделения.
  • Развитие в каждом занимающемся самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества.
  • Достижение определённого уровня подготовки обучающихся в каратэ-до в соответствии с этапами подготовки.
  • Основные направления деятельности:
  • Планирование, организация и проведение воспитательной работы в учебно-тренировочном процессе, вне тренировочной деятельности (календарно-тематический план педагогических действий с содержательной и временной последовательностью).
  • Планирование, организация и проведение работы в социуме с родителями, общественностью.
  • 3 этап – обобщающий.Цель: обеспечить надёжные, качественные результаты воспитательного процесса.Задачи:
  • Создать систему отношений, помогающих обучающимся на каждом возрастном этапе успешно решать свои задачи в основных сферах деятельности.
  • Провести диагностику степени воспитанности обучающихся через включенность (участие в делах, отношение к делу, отношения в группе, понимание целей).
  • Основные направления деятельности:
  • Сбор материала для проведения диагностики воспитанности:
  • - в ходе учебно-тренировочной деятельности;- соревновательной деятельности;- мероприятий, организованных во вне тренировочное время (праздники, торжественные мероприятия);- внешкольных мероприятий (показательные выступления, районный День физкультурника и др.).Разработки с методическими комментариями, советами. Необходимо сразу сказать, что воспитательные задачи и содержание по их решению в процессе учебно-тренировочной деятельности прописаны в дополнительной образовательной программе по каратэ-до для каждой группы, конкретизированы в Годовых тематических планах на каждый год обучения. На этапе начальной подготовки обучающимся необходимо научиться следовать указаниям тренера-преподавателя, чтобы удержаться в избранном ими виде спорта и здесь:- ставятся задачи на воспитание нравственных качеств - трудолюбия, добросовестности, дисциплинированности, сознательности, организованности; воспитание чувства коллективизма и товарищества – изучить взаимоотношения друг с другом, научить умению подчиняться, уважению к старшим. В УТГ 1-3 годов обучения обучающийся должен осознавать, почему к нему предъявляются серьёзные требования – обучающийся на этом этапе подготовки способен показывать определённые спортивные результаты, поэтому:- ставятся задачи на воспитание желания самостоятельно работать на тренировках, дома, на соревнованиях; воспитание силы воли и характера, умелое их проявление на соревнованиях; при воспитании культуры поведения добиваться от обучающихся знания правил поведения и их применения. В УТГ 4-5 годов обучения у обучающихся наблюдается чёткая позиция целеполагания: у них выработана осознанная потребность самостоятельно заниматься избранным видом спорта, в этой связи:- при постановке задач нравственного воспитания важно научить сочетать занятия спортом с учёбой и трудом, постоянно преодолевать трудности, препятствия, выполнять задания тренера-преподавателя, быть терпимым к товарищам по группе, команде.- при воспитании трудолюбия важно научить придерживаться единых требований;- при воспитании чувства коллективизма и товарищества ставятся задачи воспитания общественной активной позиции, уважению друг к другу, взаимопомощи;- при воспитании культуры поведения обучающиеся испытывают потребность быть вежливыми, опрятными, соблюдать культуру речи не только в общении со старшими, в торжественной обстановке, но и в повседневной жизни. Чтобы работа была продуктивной с первых шагов, необходимо в группах начальной подготовки особое внимание уделить специфическим вопросам, направленным на социализацию обучающихся в новом виде деятельности, подчеркнуть, что с вновь образовавшимся коллективом сверстников им долго идти вместе к достижению высоких спортивных результатов.
  • Мероприятия с обучающимися ГНП 1-го года обучения в ДЮСШ:
  • - экскурсия по ДЮСШ на тему: «У нас богатые традиции» (план прилагается);- беседа на тему: «Мы живём по правилам» (в зале для единоборств);- групповое родительское собрание на тему: «Дополнительно образовывать ребёнка – задача ответственная» (план проведения собраний на начало и конец учебного года прилагается);- определение социального статуса группы, образовательного уровня родителей, их отношения к спорту (состав семьи, образование родителей, место работы родителей, степень их увлечённости спортом) – анкета № 1.2. Основополагающими в ГНП 2-го года обучения являются мероприятия направленные в первую очередь на:- изучение мнений, обучающихся, родителей (анкета № 2);- выявление лидеров среди обучающихся, подбор родительского актива;- создание условий для развития спортивных достижений (беседы о великих спортсменах, их пути к вершинам Олимпа, о спортивных традициях Еланского района).3. В ГНП 3-го года обучения основные мероприятия воспитательного характера направлены на:- помощь обучающимся и их родителям в окончательном выборе вида спорта (индивидуальные беседы с обучающимися, родителями, посещения родителями учебно-тренировочных занятий, анализ с родителями обучающегося результатов сдачи контрольных нормативов, другое);- создание в группе ученического и родительского органов самоуправления (разработка Положений, их обсуждение и принятие);- оценивание условий для достижения обучающимися спортивных результатов (социальная адаптация, уровень развития волевых качеств, уважительное отношение к согруппнику). В процессе учебно-тренировочной деятельности в УТГ значительное место отводится воспитательным мероприятиям, помогающим тренеру-преподавателю вести подготовку к соревнованиям, обучающимся достойно представлять себя на соревнованиях. На учебно-тренировочные группы 1-3 годов обучения выпадает практический этап системы воспитательной работы, здесь тоже имеются свои особенности и своя специфика построения работы.
  • Совершенствуется работа ученического и родительского органов самоуправления (планы работы прилагаются). Разработана тематика единых групповых родительских собраний на начало и конец учебного года.
  • Проводятся мероприятия, помогающие создать групповые традиции:
  • - оформление фотоальбома с достижениями обучающихся группы;- участие в оформлении общего альбома по виду спорта, где создаётся история значительных достижений обучающихся отделения каратэ-до;- встречи с бывшими выпускниками отделения, совместные с ними тренировки;- проведение трудовых десантов с целью улучшения условий для занятий в зале для единоборств, в летний период на стадионе.
  • Организовываются мероприятия, направленные на патриотическое воспитание, воспитание толерантной личности, ответственного отношения к своему здоровью (товарищеские встречи, турниры к знаменательным датам, беседы, выезды в краеведческий музей и т.д.).
  • Привлекаются обучающиеся к участию в областных творческих конкурсах ( «Хочешь быть здоровым - присоединяйся», «Спорт против наркотиков» и другие).
  • Большое внимание уделяется организации досуга обучающихся, сюда активно вовлекаются родители (спонсируют поездки, сопровождают ребят к местам отдыха, организуют быт детей во время отдыха).
  • Это направление воспитательной работы имеет давние традиции. Хочу остановиться на этом подробнее. Организацию детского досуга условно делю на два направления:- организация досуга при выезде на соревнования;- организация летнего отдыха.Всегда стараюсь свободное время перед соревнованиями и после них заполнить, заранее продумывая, куда поведу обучающихся, обычно это:- исторические места;- места боевой славы;- места, хранившие культурное наследие города (выставки, театры).Здесь обучающиеся испытывают патриотические, нравственные, эстетические чувства, приобщаются к наследию нашей великой России.Насыщенный с точки зрения учебно-тренировочный процесс обязательно требует организации летнего отдыха. В самом начале моей карьеры мне удавалось:- организовать летние сборы, где успешно сочетались тренировочная деятельность и активный отдых;- выезжать с группой обучающихся, показавших хорошие результаты в учебном году, на море, на базы отдыха в Волгоград. В настоящее время провожу летние тренировки на базе своей ДЮСШ, чередуя их с оздоровительными поездками.Не секрет, что активный отдых укрепляет здоровье, помогает поддерживать спортивную форму, воспитывать самостоятельность, умение организовать себя вдали от семьи, самостоятельно решать возникающие проблемы, в полную силу почувствовать, что такое коллектив. Для меня как для тренера это ещё и уникальная возможность лучше узнать своих воспитанников в неформальной обстановке, увидеть пробелы в воспитании, скорректировать их.
  • В этих группах начинаю вводить элементы технологии диагностики воспитанности обучающихся через включенность (Участие в делах).
  • В УТГ 4-го, 5-го года жизни есть свои особенности построения воспитательной работы. Учитывая, что обучающиеся выпускных групп являются выпускниками 9-х или 11-х классов в общеобразовательных школах, на первый план выдвигаются вопросы выбора будущей профессии. Выбираются профессии где могут пригодиться навыки приобретённые во время обучения в ДЮСШ. Мотивированно, в связи с этим, проходит учебно-тренировочный процесс. Выезды обучающихся на серьёзные соревнования помимо серьёзной тактико-технической подготовки требуют от обучающихся концентрации волевых качеств, нравственных устоев, коллективистических начал. В этой связи значение воспитательной работы с обучающимися в группе трудно переоценить. Важно провести и такие внетренировочные воспитательные мероприятия:
  • Беседы на тему: «Кем я вижу себя в будущем», «Что дал тебе спорт в определении твоей профессии», «Станут ли занятия каратэ-до определяющими для тебя в выборе профессии тренера-преподавателя», другие.
  • Участие в соревнованиях в составе районных команд по виду спорта, как возможность проявить себя, отстоять честь ДЮСШ, района.
  • Показательные выступления на Спартакиадах школьных и сельских, городских поселений, Дне физкультурника, знаменательных датах посёлка, района, фестивалях ТОСов и другое.
  • Турниры, посвящённые Героям и участникам ВОВ, Сталинградской битвы.
  • Соревнования под девизом: «Спорт против экстремизма», «Когда мы едины – мы непобедимы», «Спорту да, наркотикам – нет!».
  • Торжественная линейка, посвящённая выпуску обучающихся из ДЮСШ.
  • Литература.
  • Асмолов А.Г. «Психология личности». М., 1990.
  • Божович Л.И. «Личность и её формирование в детском возрасте». М. 1968.
  • Богатырёв Н.М. «Спорт и подростки». М., 1986 г.
  • Кушков Г.И. «Воспитание и перевоспитание трудных подростков в процессе спортивной деятельности». Автореферат, кандидатская диссертация, М., 1977;
  • Новикова Л.И. «Педагогика детского коллектива». М., 1976 г.