Публикации Тема: «Использование русской народной культуры и творчества в воспитательной работе с младшими школьниками»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема: «Использование русской народной культуры и творчества в воспитательной работе с младшими школьниками»
Автор: Cиницына Светлана Александровна


Педагогический опыт
по духовно-нравственному воспитанию
в начальной школе
Тема: Использование русской народной культуры и творчества
в воспитательной работе с младшими школьниками
Воспитатель Синицына Светлана Александровна
ГБОУ РОЦ № 76
Кронштадтский бульвар Д 20 А
Г. Москва
2017 год
Русская народная пословица гласит: Родина краше солнца, дороже золота.
Развивая и изучая множество важных и серьезных тем дидактики нравственного характера на уроках и во внеурочное время, долгие годы необдуманно и неоправданно была отодвинута на второй план проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к традициям русской, самобытной культуры к народному творчеству, народному искусству.
Где же нужно учить детей пользоваться всем этим богатством, созданным человечеством?
В семье это происходит редко так как разорваны традиции, а вот в школе можно попытаться это наладить. Совместно с учителем класса мы решили больше внимания уделять русской народной тематике, детскому фольклору, народной поэзии, сказкам, эпосу, фразеологии и лексике русского языка, многообразию видов русского декоративного искусства, народным обрядам и традициям, то есть всем тем духовным ценностям, чем богата наша Родина.
На каждом уроке русского языка дети с учителем работают с этимологическим словарем, где надо докапываться до истоков того или иного названия слова, работают с фразеологическими оборотами. На уроках чтения дети изучают произведения детского фольклора. На уроках изобразительного искусства дети рисовали прялку, расписывали разделочные доски, подносы и тарелочки, рисовали русские орнаменты. Во второй половине дня мы с детьми заучивали считалки, песенки, скороговорки, заклички. Дети познакомились с календарными трудовыми обрядовыми песнями. Ознакомление с обрядовыми песнями сопровождалось изучением значения обрядов, сроками их проведения, ритуалами сопровождающими игры, песни, хороводы.
Нами были разучены хороводы круговые, хороводы ручеек, хороводы с пляской.
Очень понравилось детям играть в русские народные игры: Золотые ворота, Звонари. Бояре и др.
Очень большую работу проводят при подготовке к мероприятиям родители нашего класса. С участием родителей провели чудесный праздник При свечах, посвященный А.С. Пушкину. На протяжении всего праздника говорили о любви поэта ко всему русскому, народному. Дети читали стихи поэта, пели русские песни, водили хороводы.
Родители рассказывали детям о Пушкине. Праздник всем очень понравился.
После праздника родители сами предложили провести праздник Масленицы. В подготовке этого праздника принимали участие все родители. Одни принесли литературу об этом празднике, другие делали чучело Масленицы, пекли блины, печатали приглашения на праздник и грамоты участникам праздника, украшали класс.
Дети разучивали хороводы и песни, частушки. На празднике все дети были одеты в русские национальные костюмы. Праздник прошел очень интересно, ведь все были одновременно и гостями и артистами. Рассказы родителей о каждом праздничном дне недели сменялись песнями, хороводами, хороводы- соревнованиями, танцы-играми, загадки-частушками, шутки – дразнилками. Чтобы приблизить праздник к народному-обрядовому, родители сделали чучело Масленицы, которое потом было сожжено на улице.
Это было не теоретическое изучение основ народного искусства- это была жизнь в рамках народного искусства., которая давала детям возможность увидеть, услышать, почувствовать его красоту, оценить и самим принять участие в воссоздании народного искусства.
Формирование истинного патриота своей Родины – дело благодатное, значимое и серьезное. Оно не пропадет даром: детская душа чутко прикасается к тому волшебному источнику, из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству!