Публикации
Самообразование и самовоспитание как основа повышения уровня профессионального мастерства педагогов
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Самообразование и самовоспитание как основа повышения уровня профессионального мастерства педагогов
Автор: Теребилова Светлана Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Самообразование и самовоспитание как основа повышения уровня профессионального мастерства педагогов
Автор: Теребилова Светлана Юрьевна
Самообразование и самовоспитание как основа повышения уровня профессионального мастерства педагоговТеребилова С.Ю преподаватель УавиаК-МЦКОдним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Изучение проблемы педагогического самообразования обогатилось в последнее время большим числом практических рекомендаций, на основании которых определились следующие принципы планирования и организации самообразования: принцип системного подхода в самообразовании; принцип сознательности усвоения научных идей и практического педагогического опыта; принцип последовательности и непрерывности в самообразовании; принцип связи самообразования с практической деятельностью; Самообразование педагога дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов являются:Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам воспитания; Изучение учебной и научно-методической литературы; Ознакомление с новыми достижениями педагогики, возрастной психологии, анатомии, физиологии; Изучение новых программ и педагогических технологий; Ознакомление с передовой практикой учреждений дополнительного образования; Повышение общекультурного уровня. Формы и методы руководства самообразованием педагогов со стороны администрации УавиаК-МЦКВынесение на педсоветы, связанных с самообразованием. Организация выступлений педагогов по вопросам обмена опытом самообразования. Индивидуальные беседы об основных направлениях самообразования. Совместное обсуждение методов изучения трудных разделов и тем программы. Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности занятий. Оказание помощи педагогам в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных педагогов к научно-исследовательской работе. Комплектование и пополнение фонда учреждения литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы. Профессиональное становление педагога — процесс сложный и длительный. Его результатом становится профессиональное мастерство. Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности молодого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения или в виде приложения к диплому, а являются результатом длительной работы над собой.Процесс профессионального становления включает в себя самовоспитание, саморазвитие, самообразованиеСамовоспитание и саморазвитие— сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранение отрицательных качеств. Главным условием самовоспитания и саморазвития является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Работа по самовоспитанию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний. Этому способствуют сформированные рефлексивные умения, позволяющие разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге — деятельность в целом.Одним из важнейших навыков высококвалифицированного специалиста является навык самообразования.Самообразование можно рассматривать в двух значениях:— самообучение (самонаучение);— самосозидание (создание себя).(Во втором: значении самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству).Самообразование профессиональное— это многокомпонентная личностью и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя. Она включает в себя общеобразовательное, предметное,психолого-педагогическое и методическое образование. Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования.В современном, быстро меняющемся мире, с высокой психологической нагрузкой педагогу тяжело удержаться, а тем более вырасти профессионально. В решении этих проблем помогают коллектив, администрация учреждения. Администрация учреждения дополнительного образования должна способствовать формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, приучать к самоанализу и самооценке. В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования:1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);2) повышение квалификации (на курсах);3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:- средств массовой информации,- исследований и экспериментов, - общения с интересными людьми,- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельностиИсточники литературы1. И.В. Жакулина «Организация процесса самообразования» 2. Т.Н. Макарова «Планирование и организация методической работы в школе» – М.: Центр «Педагогический поиск», 20153. Л.В. Николенко «Самообразование учителя»