Публикации Использование современных технологий при изучении экономических дисциплин

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование современных технологий при изучении экономических дисциплин
Автор: Сумкина Светлана Владимировна

Использование современных технологий при изучении экономических дисциплин.В условиях постоянной конкуренции на рынке труда к будущим специалистам предъявляются более жесткие требования. Сегодняшние студенты должны быть современно мыслящими, самостоятельными людьми, способными выполнять сложные задания, подходящие к этому процессу творчески чтобы стать конкурентоспособными, востребованными, хорошо оплачиваемыми специалистами. Эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания, а уровень подготовки и эффективность обучения любой дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена «преподаватель – студент».Методическая особенность преподавания экономики – в максимальном использовании практико-ориентированных интерактивных форм обучения на основе применения моделирующих, дидактических, деловых, ролевых игр и практикумов. Это позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, превратить обучение в интересный и результативный процесс. Педагогический опыт преподавателей экономических дисциплин показывает, что они в учебный процесс внедряют интерактивные формы обучения. Это одно из обязательных требований ФГОС СПО. Интерактивные формы обучения – организация учебного процесса, основанная на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса. К интерактивному обучению относятся деловые игры, дискуссии, диспуты, анализ конкретных ситуаций, беседы, а также лекции с элементами дискуссий, проблемным изложением материала, исследования, практикумы, презентации, проблемно-поисковое обучение. Организация интерактивного обучения предполагает: - определение проблемной формулировки занятия, задания, вопросов; - анализ проблемы и ее последствий; - формирование мотивационной готовности студентов и преподавателя к совместным усилиям в процессе познания; - формулирование задач; - поиск дополнительной информации; - оценку процесса и результата совместной деятельности.Среди множества интерактивных методов обучения можно выделить деловые игры, формирующие профессиональные качества специалистов, являющиеся своеобразным полигоном, на котором студенты могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях приближенных к реальным. Они делают более профессиональным образовательный процесс. Преимущества интерактивных методов обучения для профессиональной подготовки студентов в области экономических дисциплин определяются следующими приоритетами:- студенты осваивают новый материал в качестве активных участников процесса обучения; - будущие специалисты получают навыки владения современными технологиями обработки информации; - вырабатывается умение самостоятельно изучать и анализировать законодательные и нормативные документы, отслеживать вносимые в них изменения; - оперативность и актуальность получаемой информации: студенты решают сложные практические ситуации, которые имеют место в налоговой деятельности; - доступность и гибкость. Студенты используют в процессе обучения информационные законодательные и нормативные базы; - интерактивные методы обучения позволяют осуществлять возможность постоянных контактов студентов с преподавателем. Интерактивные формы проведения занятий мною используются при проведении лекций, практических и других видов учебных занятий. На сегодняшний день преподаватель имеет широкий выбор технологий, который он может применить в своей педагогической деятельности. Деловая игра помогает активизировать процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью сегодняшних студентов, поэтому ее значение и актуальность использования в учебном процессе велики.В современных условиях, при постоянном дефиците времени, использование деловых игр целесообразно еще и потому, что они позволяют сократить время, отведенное на изучение дисциплины при более глубоком усвоении материала. Деловые игры являются имитационными методами ролевого обучения. Они активизируют процесс освоения знаний, навыков и умений. Максимальная приближенность к реальной и практической деятельности руководителей и специалистов достигается путем использования моделей реальных социально-экономических систем. Участники игры выступают в разнообразных ролях и принимают управленческие решения, которые согласовываются с интересами этих ролей. В ходе игры студенты могут не только приобретать новые умения, но и экспериментировать с разнообразными стилями взаимоотношений между партнерами.В настоящее время в нашем колледже ведется активная работа по формированию ИКТ-компетентности преподавателей, в том числе преподавателей специальных дисциплин. Постепенно работа систематизируется и вырабатывается определенная система формирования ИКТ-компетентности. Для решения поставленной задачи используются различные формы работы: работа методических объединений, мастер-классы, индивидуальное консультирование, участие в Интернет олимпиадах, проведение интегрированных занятий (специальных дисциплин и информатики), сотрудничество со студентами, разработка методической документации с применением ИКТ и др. Кроме того, преподавателями практикуется создание презентаций для творческого представления студентами своего интеллектуального продукта (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.). Также студенты получают задания  поиска необходимой информации  в Интернет-источниках, справочно-правовой системе «Консультант-плюс», активно разрабатывают учебные проекты, с которыми выступают на конференциях, а также являются участниками всевозможных конкурсов.Список литературы
  • Криворучко Н.А Формы учебных занятий, развивающие у студентов профессионально-познавательную активность// Среднее профессиональное образование. 2012. № 10.
  • Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения // 
  • Ситник А.П. Содержание и организационные формы методической работы в современной практике: учеб. пособие. М., 2010.