Публикации
Сборник заданий для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Конституционное право»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сборник заданий для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Конституционное право»
Автор: Парфенова Елена Борисовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сборник заданий для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Конституционное право»
Автор: Парфенова Елена Борисовна
Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение «Оренбургский государственный экономический колледж-интернат»Министерства труда и социальной защиты РФСборник заданийдля самостоятельной внеаудиторной работыпо дисциплине «Конституционное право» для студентов специальности40.02.01 Право и организация социального обеспечениясреднего профессионального образованияРазработала: преподаватель Парфенова Елена Борисовна Оренбург 2017 г.Пояснительная запискаСогласно ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 508 и зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 29 июля 2014 г. (регистрационный № 33324) дисциплина «Конституционное право» является общепрофессиональной дисциплиной и относится к профессиональному циклу. Изучение дисциплины ОП.02. Конституционное право способствует формированию ОК: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.В процессе изучения дисциплины ОП.02 Конституционное право и при самостоятельной работе студентов формируются ПК:ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативно-правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты; ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.В результате освоения дисциплины ОП.02 Конституционное право РФ обучающийся должен уметь: - работать с законодательными и иными нормативными актами, специальной литературой, - анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям;- применить правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций.В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:- основные теоретические понятия и положения конституционного права;- содержание Конституции Российской Федерации;- особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации;- основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;- избирательную систему Российской Федерации;- систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Конституционное право»Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;- углубления и расширения теоретических знаний;- формирования умений использовать нормативную, справочную, дополнительную литературу;- развития познавательных способностей и активности обучающегося: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.Для достижения указанных целей обучающиеся на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи:- изучить рекомендуемые литературные источники;- ответить на контрольные вопросы;- - провести исследования в сфере изучаемых отношений;- оформить презентацию.Памятка для студентов при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы1. Внимательно прочитайте вопросы темы, выносимые на самостоятельное изучение.2. Ознакомьтесь с предложенным заданием.3. Поставьте цель работы и перечислите свои действия по выполнению задания, необходимые для достижения поставленной цели.4. Выполните запланированное задание.5. В конце выполнения работы оцените, достигли ли вы поставленной цели.Методические рекомендации по созданию мультимедийной презентации Методические рекомендации содержат основные требования к оформлению, структуре и содержанию мультимедийной презентации работы.Структура, содержание и дизайн компьютерной презентации – это личное творчество автора.Однако опыт показывает, что наиболее успешными являются презентации, составленные с соблюдением приведенных рекомендаций, которые могут предостеречь от ряда неудач.Рекомендации по оформлению мультимедийной презентацииПолезно использовать шаблоны оформления для подготовки компьютерной презентации. Слайды желательно не перегружать текстом, лучше разместить короткие тезисы, убрав вводные слова, даты, имена, термины и т.п. На слайдах необходимо демонстрировать небольшие фрагменты текста доступным для чтения на расстоянии шрифтом (количество слов на слайде не должно превышать 40); 2-3 фотографии или рисунка. Наиболее важный материал лучше выделить. Таблицы с цифровыми данными плохо воспринимаются со слайдов, в этом случае цифровой материал, по возможности, лучше представить в виде графиков и диаграмм. Не следует излишне увлекаться мультимедийными эффектами анимации. Особенно нежелательны такие эффекты как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д. Оптимальная настройка эффектов анимации – появление, в первую очередь, заголовка слайда, а затем — текста по абзацам. При этом если несколько слайдов имеют одинаковое название, то заголовок слайда должен постоянно оставаться на экране. Визуальное восприятие слайда презентации занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд. Поэтому настройка анимации, при которой происходит появление текста по буквам или словам нежелательна. Стихи лучше декламировать, чем записать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение очень хорошо впишутся в презентацию. Чтобы обеспечить хорошую читаемость презентации необходимо подобрать темный цвет фона и светлый цвет шрифта. Нельзя также выбирать фон, который содержит активный рисунок. Звуковое сопровождение используется только по необходимости, поскольку даже тихая фоновая музыка создает излишний шум и мешает восприятию содержания. Режим просмотра презентации лучше установить «по щелчку мыши». Тогда вы сможете контролировать соответствие содержимого слайда тексту выступления. Желательно подготовить к каждому слайду заметки по докладу (Вид — страницы заметок). Затем распечатать их (Печать — печатать заметки) и использовать при подготовке или на самой презентации. Можно распечатать некоторые ключевые слайды в качестве раздаточного материала. Необходимо обязательно соблюдать единый стиль оформления презентации и обратить внимание на стилистическую грамотность (отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок). Пронумеруйте слайды. Это позволит быстро обращаться к конкретному слайду в случае необходимости. Рекомендации по содержанию слайдов мультимедийной презентации:1-й слайд (титульный), на фоне которого конкурсант представляет тему исследовательской работы или проекта, фамилию, имя автора (ов) и научного руководителя.Фоном данного слайда не обязательно должен быть цвет, намного информативнее может выглядеть изображение, заставляющее зрителя сразу окунуться в суть исследования. Это заранее настраивает на тему и вызывает интерес слушателей.2-й слайд. Включает в себя объект, предмет и гипотезу исследования.3-й слайд. Содержит цель и задачи исследования. Цель работы должна быть написана на экране крупным шрифтом (не менее кегля 22). Здесь же, если позволяет место, можно написать и задачи. Задачи могут быть представлены и на следующем слайде.4-й - … слайд. Содержит структуру работы, которую можно предоставить, например, в виде графических блоков со стрелками. А также – перечисление применяемых методов и методик.5-й - … слайд. Представляется содержание и теоретическая значимость работы. Суть решаемой проблемы может быть представлена в виде схем, таблиц, диаграмм, графиков, фотографий, фрагментов фильмов и т.п. Необходимо следить за тем, чтобы содержание соответствовало изображению. На теоретическую часть представления работы должно быть создано несколько слайдов.6-й - … слайд. Возможности применения результатов работы на практике. Эта часть работы должна быть достойно представлена в презентации, особенно, при наличии эксперимента. На эту тему также должно быть несколько слайдов.7-й слайд. Главные выводы, итоги, результаты работы целесообразно поместить на отдельном слайде. При этом следует избегать перечисления того, что было сделано – главной ошибки многих конкурсантов – а лаконично изложить суть практической, экономической, социальной или иной значимости проекта или полученных результатов исследования.Последний слайд. В конец презентации желательно поместить титульный слайд, что позволит вести дискуссию не на фоне черного экрана или текста «Спасибо за внимание!», а, находясь еще под впечатлением услышанного, оставаться «в теме».Общие рекомендации к подготовке мультимедийной презентацииЗащиту мультимедийной презентации желательно выполнять с использованием 10—15 слайдов (общая продолжительность не более 5 минут).Презентация легко поможет провести выступление, но она не должна его заменить. Если конкурсант только читает текст слайдов, то это сигнал жюри, что он не ориентируется в содержании. Но если он растерялся, то прочтение презентации будет лучшим выходом из ситуации. Презентация составляется после тщательного обдумывания и написания текста доклада на защиту: сюжеты презентации иллюстрируют основные положения доклада.Основными принципами при составлении подобной презентации являются лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов).Следует помнить, что при использовании в презентации табличных и иллюстративных материалов ссылки на авторов обязательны.Важное значение имеет предварительная репетиция презентации При демонстрации презентации нет необходимости постоянно поворачиваться к экрану, достаточно произнести: «Обратите внимание на экран, рисунок, схему…» или «Результаты эксперимента представлены на слайде» и т.п.Помните, что все перечисленное - не жесткие требования, а рекомендации, поскольку, прежде всего, вы должны проявить свое творчество. Перечень рекомендуемых нормативных актов, учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Нормативные актыИнформационное обеспечение обученияВсеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48г. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г. Конституция РФ 1993г. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принята 12.06.90г. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22.11.91г. Федеральный закон от 04.03.98г. №33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Федеральный закон от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» Федеральный конституционный закон от 28.06.2004г. №5-ФКЗ «О референдуме РФ». Федеральный закон от 19.05.95г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» Федеральный закон от 11.07.2001г. №95-ФЗ «О политических партиях» Федеральный закон от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве РФ» Федеральный закон от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» Закон РФ от 25.06.93г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» Федеральный закон от 15.08.96г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» Федеральный конституционный закон от 26.02.97г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека» Федеральный конституционный закон от 25.12.2000г. № 1-ФКЗ «О государственном флаге РФ» Федеральный конституционный закон от 25.12.2000г. № 2-ФКЗ «О государственном гербе РФ» Федеральный конституционный закон от 25.12.2000г. № 3-ФКЗ «О государственном гимне РФ» Федеральный конституционный закон от 17.12.2001г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» Федеральный закон от 10.01.2003г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" Федеральный закон от 18.05.2005г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» Федеральный закон от 08.05.94г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» Федеральный конституционный закон от 17.12.97 г. № 2-ФЗ «О Правительстве РФ» Федеральный конституционный закон от 31.12.96г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» Закон РФ от 26.06.92г. № 3132-1 «О статусе судей в РФ» Федеральный конституционный закон от 21.07.94г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» Федеральный конституционный закон от 07.02.11 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» Федеральный закон от 17.01.92г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» Федеральный закон от 06.10.99г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Указ Президента РФ от 09.03.2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Положение о Государственном Совете РФ. Утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000г. № 1602 Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе. Утверждено Указом Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849 Перечень рекомендуемых учебных изданийОсновные источники:Меньшов В.Л. Конституционное право России: учебник. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011. – 208 с. – (профессиональное образование) Дополнительные источники:1. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.: НОРМА, 2012.2. Чиркин В.Е. Конституционное право России. М.: Юрист, 2012.3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право. М.: Юрист, 2012 Средства обеспечения освоения дисциплины: Информационно – правовые системы: «Гарант», Консультант-плюс».Перечень рекомендуемых Интернет-ресурсов:Сайт Министерства юстиции Российской Федерации - Сайт Федеральной службы государственной статистики - Сайт Верховного суда Российской Федерации - - самая распространенная компьютерная справочно-правовая система, содержит около 60 млн. документов. Входит, наряду с системами «Гарант» и «Кодекс», в «большую тройку» справочно-правовых систем России. Широко используется юристами, бухгалтерами, кадровыми специалистами, руководителями организаций, специалистами госорганов, учеными, студентами юридических и экономических вузов. Задания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Конституционное право»Тема Место конституционного права РФ в системе российского права.Вопросы для самостоятельного изучения: Развитие конституционного законодательства в РоссииПлан рассмотрения вопроса:- Документы конституционного значения, принятые до октября 1917 г. - Основные этапы развития Конституций СССР и России.-Конституционная реформа в РФ. - Основные черты Конституции РФ 1993 г.Задание для студентов: рассмотрев вопрос для самостоятельного изучения согласно предложенному плану, учитывая методические рекомендации, оформите презентацию по любому из указанных пунктовПериод выполнения задания 01.09.17-07.09.17Форма контроля: защита презентации Критерии оценки:- ясность и лаконичность изложения;- использование электронных образовательных ресурсов; - наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов).- четкость формулирования проблемы;- содержательность выводов. Тема «Избирательная система и референдум в РФ»Вопросы для самостоятельного изучения: Правовые основы организации проведения референдума в РФПлан рассмотрения вопроса:- Понятие и принципы проведения референдума.- Законодательство Российской Федерации о референдуме.- Право на участие в референдуме.- Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум.- Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума.- Инициатива проведения референдума. Назначение референдума.Задание для студентов: Проанализировав положения Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", составьте опорный конспект согласно предложенному плану.Схема-конспектОдной из форм непосредственной демократии является референдум, т. е. ______________________________________________________________.В зависимости от уровня и выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на:- ___________________________;- ___________________________;- ___________________________. Порядок проведения федерального референдума определяется _____., региональных и местных референдумов в _____________________________.На общероссийский референдум могут выноситься вопросы: ________.В то же время закон предусматривает вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:1) ____________________;2) ____________________;3) ____________________;4) ____________________;5) ____________________;6) ____________________;7) ____________________;8) ____________________.В любом случае вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны противоречить конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.Референдум РФ не может инициироваться, назначаться и проводиться:а) ____________________;б) ____________________;в) ____________________;Повторный референдум (т. е. референдум с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса) может быть проведен ____________.Назначает референдум Российской Федерации ____________________.Он осуществляет это полномочие не произвольно, а в соответствии с рядом нормативно обусловленных обстоятельств (схема). Инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит:- ____________________;- ____________________.Схема. Алгоритм назначения и проведения референдума Российской Федерации.Период выполнения задания 15.09.17-21.09.17Форма контроля: защита выполненной работы, тестированиеКритерии оценки:- аккуратность оформления конспекта;- соответствие сделанных выводов действующему законодательству при тестировании. Тема «Гражданство РФ»Вопросы для самостоятельного изучения:Гражданство в зарубежных странах: основания приобретения и прекращения Задание для студентов: рассмотрев вопросы для самостоятельного изучения по теме «Гражданство РФ», учитывая методические рекомендации, оформите презентацию на примере конкретного зарубежного государства, отразив основания и особенности приобретения и прекращения гражданства в данном государствеПериод выполнения задания 29.09.17-05.10.17Форма контроля: защита презентацииКритерии оценки:- ясность и лаконичность изложения;- использование электронных образовательных ресурсов; - наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов).- четкость формулирования проблемы;- содержательность выводов.Тема «Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина»Вопросы для самостоятельного изучения: Правовое положение иностранных граждан в РФ.План рассмотрения вопроса:- Основы правового положения иностранных граждан в РФ.- Временное пребывание иностранных граждан в РФ.- Временное проживание иностранных граждан в РФ.- Основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание.- Постоянное проживание иностранных граждан в РФ.- Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство- Документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина в РФ.-Передвижение иностранных граждан в пределах РФ.- Отношение иностранных граждан к избирательному праву- Трудовая деятельность иностранных граждан в РФ.- Отношение иностранных граждан к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности- Отношение иностранных граждан к военной службе- Порядок оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию- Миграционный учет иностранных граждан и федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции-Ответственность иностранных гражданЗадание для студентов: Проанализировав положения Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», устно ответьте на вопросы согласно предложенному плану.Период выполнения задания 13.10.17-19.10.17Форма контроля: тестированиеКритерии оценки:- соответствие сделанных выводов действующему законодательству при тестировании.Тема «Федеральное Собрание РФ»Вопросы для самостоятельного изучения: Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Основные гарантии депутатской деятельностиПлан рассмотрения вопроса:- Статус депутата Государственной Думы.- Статус члена Совета Федерации- Социальные гарантии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы-Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Досрочное прекращение полномочий.- Условия осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий- Формы деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.- Взаимоотношения депутата Государственной Думы с избирателями.- Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.- Гарантии деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.- Иммунитет членов парламентаЗадание для студентов: Проанализировав положения Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации2 (с изменениями и дополнениями), устно ответьте на вопросы согласно предложенному плану.Период выполнения задания 10.11.17-16.11.17Форма контроля: тестированиеКритерии оценки:- соответствие сделанных выводов действующему законодательству при тестировании.Тема «Государственные органы субъектов РФ»Вопросы для самостоятельного изучения: Органы государственной власти Оренбургской области Задание для студентов: Проанализировав положения Закона Оренбургской области от 20.11.2000 № 724/213-ОЗ «Устав (Основной Закон) Оренбургской области» (принят решением Законодательного Собрания Оренбургской области от 25.10.2000 № 724) (Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 10.08.2001 № RU56000200000060), познакомившись с информацией, размещенной на портале Правительства Оренбургской области, составьте опорный конспект согласно предложенному плану.Схема-конспектЗаконодательная власть в Оренбургской области осуществляется:- __________________________;- __________________________.Законодательное Собрание состоит из - __________________________.Срок полномочий депутатов Законодательного Собрания одного созыва - __________________________.Законодательное Собрание проводит заседания не реже - ___________.Законодательное Собрание:а) __________________________;б) __________________________;в) __________________________.........Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит _________________________.Счетная палата Оренбургской является ______________.Правительство области является ______________.Правительство Оренбургской области состоит из ______________.Структура исполнительных органов государственной власти области определяется ______________. Правительство области:а) __________________________;б) __________________________;в) __________________________.........Губернатор Оренбургской области избирается ________.Губернатором Оренбургской области может быть ______________.Губернатор Оренбургской области избирается сроком ______________ и не может замещать указанную должность более ______________.Губернатор области не может быть одновременно ______________., кроме ______________, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Полномочия Губернатора области прекращаются досрочно в случаях:а) __________________________;б) __________________________;в) __________________________.........г) Губернатор области на срок своих полномочий формирует __________________________, назначает на должность __________________________; принимает решение об отставке Правительства области и членов Правительства области.Прекращение деятельности Губернатора области одновременно влечет за собой отставку Правительства области.Правосудие в Оренбургской области осуществляется ______________.Задание для студентов: По завершению работы над конспектом, составьте развернутую схему «Органы государственной власти в Оренбургской области», отобразив, учитывая методические рекомендации, вышеизложенное в презентации. Период выполнения задания 08.12.17-14.12.17Форма контроля: тестирование, защита презентаций Критерии оценки:- соответствие сделанных выводов действующему законодательству при тестировании.- грамотность оформления презентации: ясность и лаконичность изложения; использование электронных образовательных ресурсов; наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов); четкость формулирования проблемы; содержательность выводов.