Публикации Сборник заданий для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Конституционное право»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сборник заданий для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Конституционное право»
Автор: Парфенова Елена Борисовна

Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение «Оренбургский государственный экономический колледж-интернат»Министерства труда и социальной защиты РФСборник заданийдля самостоятельной внеаудиторной работыпо дисциплине «Конституционное право» для студентов специальности40.02.01 Право и организация социального обеспечениясреднего профессионального образованияРазработала: преподаватель Парфенова Елена Борисовна Оренбург 2017 г.Пояснительная запискаСогласно ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 508 и зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 29 июля 2014 г. (регистрационный № 33324) дисциплина «Конституционное право» является общепрофессиональной дисциплиной и относится к профессиональному циклу. Изучение дисциплины ОП.02. Конституционное право способствует формированию ОК: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.В процессе изучения дисциплины ОП.02 Конституционное право и при самостоятельной работе студентов формируются ПК:ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативно-правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты; ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.В результате освоения дисциплины ОП.02 Конституционное право РФ обучающийся должен уметь: - работать с законодательными и иными нормативными актами, специальной литературой, - анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям;- применить правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций.В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:- основные теоретические понятия и положения конституционного права;- содержание Конституции Российской Федерации;- особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации;- основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;- избирательную систему Российской Федерации;- систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Конституционное право»Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;- углубления и расширения теоретических знаний;- формирования умений использовать нормативную, справочную, дополнительную литературу;- развития познавательных способностей и активности обучающегося: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.Для достижения указанных целей обучающиеся на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи:- изучить рекомендуемые литературные источники;- ответить на контрольные вопросы;- - провести исследования в сфере изучаемых отношений;- оформить презентацию.Памятка для студентов при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы1. Внимательно прочитайте вопросы темы, выносимые на самостоятельное изучение.2. Ознакомьтесь с предложенным заданием.3. Поставьте цель работы и перечислите свои действия по выполнению задания, необходимые для достижения поставленной цели.4. Выполните запланированное задание.5. В конце выполнения работы оцените, достигли ли вы поставленной цели.Методические рекомендации по созданию мультимедийной презентации Методические рекомендации содержат основные требования к оформлению, структуре и содержанию мультимедийной презентации работы.Структура, содержание и дизайн компьютерной презентации – это личное творчество автора.Однако опыт показывает, что наиболее успешными являются презентации, составленные с соблюдением приведенных рекомендаций, которые могут предостеречь от ряда неудач.Рекомендации по оформлению мультимедийной презентации
  • Полезно использовать шаблоны оформления для подготовки компьютерной презентации.
  • Слайды желательно не перегружать текстом, лучше разместить короткие тезисы, убрав вводные слова, даты, имена, термины и т.п. На слайдах необходимо демонстрировать небольшие фрагменты текста доступным для чтения на расстоянии шрифтом (количество слов на слайде не должно превышать 40); 2-3 фотографии или рисунка.
  • Наиболее важный материал лучше выделить.
  • Таблицы с цифровыми данными плохо воспринимаются со слайдов, в этом случае цифровой материал, по возможности, лучше представить в виде графиков и диаграмм.
  • Не следует излишне увлекаться мультимедийными эффектами анимации. Особенно нежелательны такие эффекты как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д. Оптимальная настройка эффектов анимации – появление, в первую очередь, заголовка слайда, а затем — текста по абзацам. При этом если несколько слайдов имеют одинаковое название, то заголовок слайда должен постоянно оставаться на экране.
  • Визуальное восприятие слайда презентации занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд. Поэтому настройка анимации, при которой происходит появление текста по буквам или словам нежелательна.
  • Стихи лучше декламировать, чем записать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение очень хорошо впишутся в презентацию.
  • Чтобы обеспечить хорошую читаемость презентации необходимо подобрать темный цвет фона и светлый цвет шрифта. Нельзя также выбирать фон, который содержит активный рисунок.
  • Звуковое сопровождение используется только по необходимости, поскольку даже тихая фоновая музыка создает излишний шум и мешает восприятию содержания.
  • Режим просмотра презентации лучше установить «по щелчку мыши». Тогда вы сможете контролировать соответствие содержимого слайда тексту выступления.
  • Желательно подготовить к каждому слайду заметки по докладу (Вид — страницы заметок). Затем распечатать их (Печать — печатать заметки) и использовать при подготовке или на самой презентации. Можно распечатать некоторые ключевые слайды в качестве раздаточного материала.
  • Необходимо обязательно соблюдать единый стиль оформления презентации и обратить внимание на стилистическую грамотность (отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок).
  • Пронумеруйте слайды. Это позволит быстро обращаться к конкретному слайду в случае необходимости.
  • Рекомендации по содержанию слайдов мультимедийной презентации:1-й слайд (титульный), на фоне которого конкурсант представляет тему исследовательской работы или проекта, фамилию, имя автора (ов) и научного руководителя.Фоном данного слайда не обязательно должен быть цвет, намного информативнее может выглядеть изображение, заставляющее зрителя сразу окунуться в суть исследования. Это заранее настраивает на тему и вызывает интерес слушателей.2-й слайд. Включает в себя объект, предмет и гипотезу исследования.3-й слайд. Содержит цель и задачи исследования. Цель работы должна быть написана на экране крупным шрифтом (не менее кегля 22). Здесь же, если позволяет место, можно написать и задачи. Задачи могут быть представлены и на следующем слайде.4-й - … слайд. Содержит структуру работы, которую можно предоставить, например, в виде графических блоков со стрелками. А также – перечисление применяемых методов и методик.5-й - … слайд. Представляется содержание и теоретическая значимость работы. Суть решаемой проблемы может быть представлена в виде схем, таблиц, диаграмм, графиков, фотографий, фрагментов фильмов и т.п. Необходимо следить за тем, чтобы содержание соответствовало изображению. На теоретическую часть представления работы должно быть создано несколько слайдов.6-й - … слайд. Возможности применения результатов работы на практике. Эта часть работы должна быть достойно представлена в презентации, особенно, при наличии эксперимента. На эту тему также должно быть несколько слайдов.7-й слайд. Главные выводы, итоги, результаты работы целесообразно поместить на отдельном слайде. При этом следует избегать перечисления того, что было сделано – главной ошибки многих конкурсантов – а лаконично изложить суть практической, экономической, социальной или иной значимости проекта или полученных результатов исследования.Последний слайд. В конец презентации желательно поместить титульный слайд, что позволит вести дискуссию не на фоне черного экрана или текста «Спасибо за внимание!», а, находясь еще под впечатлением услышанного, оставаться «в теме».Общие рекомендации к подготовке мультимедийной презентацииЗащиту мультимедийной презентации желательно выполнять с использованием 10—15 слайдов (общая продолжительность не более 5 минут).Презентация легко поможет провести выступление, но она не должна его заменить. Если конкурсант только читает текст слайдов, то это сигнал жюри, что он не ориентируется в содержании. Но если он растерялся, то прочтение презентации будет лучшим выходом из ситуации. Презентация составляется после тщательного обдумывания и написания текста доклада на защиту: сюжеты презентации иллюстрируют основные положения доклада.Основными принципами при составлении подобной презентации являются лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов).Следует помнить, что при использовании в презентации табличных и иллюстративных материалов ссылки на авторов обязательны.Важное значение имеет предварительная репетиция презентации При демонстрации презентации нет необходимости постоянно поворачиваться к экрану, достаточно произнести: «Обратите внимание на экран, рисунок, схему…» или «Результаты эксперимента представлены на слайде» и т.п.Помните, что все перечисленное - не жесткие требования, а рекомендации, поскольку, прежде всего, вы должны проявить свое творчество. Перечень рекомендуемых нормативных актов, учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Нормативные актыИнформационное обеспечение обучения
  • Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48г.
  • Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г.
  • Конституция РФ 1993г.
  • Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принята 12.06.90г.
  • Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22.11.91г.
  • Федеральный закон от 04.03.98г. №33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».
  • Федеральный закон от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»
  • Федеральный конституционный закон от 28.06.2004г. №5-ФКЗ «О референдуме РФ».
  • Федеральный закон от 19.05.95г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»
  • Федеральный закон от 11.07.2001г. №95-ФЗ «О политических партиях»
  • Федеральный закон от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве РФ»
  • Федеральный закон от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
  • Закон РФ от 25.06.93г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»
  • Федеральный закон от 15.08.96г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»
  • Федеральный конституционный закон от 26.02.97г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека»
  • Федеральный конституционный закон от 25.12.2000г. № 1-ФКЗ «О государственном флаге РФ»
  • Федеральный конституционный закон от 25.12.2000г. № 2-ФКЗ «О государственном гербе РФ»
  • Федеральный конституционный закон от 25.12.2000г. № 3-ФКЗ «О государственном гимне РФ»
  • Федеральный конституционный закон от 17.12.2001г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ»
  • Федеральный закон от 10.01.2003г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ»
  • Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 18.05.2005г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
  • Федеральный закон от 08.05.94г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
  • Федеральный конституционный закон от 17.12.97 г. № 2-ФЗ «О Правительстве РФ»
  • Федеральный конституционный закон от 31.12.96г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ»
  • Закон РФ от 26.06.92г. № 3132-1 «О статусе судей в РФ»
  • Федеральный конституционный закон от 21.07.94г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»
  • Федеральный конституционный закон от 07.02.11 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»
  • Федеральный закон от 17.01.92г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ»
  • Федеральный закон от 06.10.99г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»
  • Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
  • Указ Президента РФ от 09.03.2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
  • Положение о Государственном Совете РФ. Утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000г. № 1602
  • Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе. Утверждено Указом Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849
  • Перечень рекомендуемых учебных изданийОсновные источники:
  • Меньшов В.Л. Конституционное право России: учебник. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011. – 208 с. – (профессиональное образование)
  • Дополнительные источники:1. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.: НОРМА, 2012.2. Чиркин В.Е. Конституционное право России. М.: Юрист, 2012.3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право. М.: Юрист, 2012 Средства обеспечения освоения дисциплины: Информационно – правовые системы: «Гарант», Консультант-плюс».Перечень рекомендуемых Интернет-ресурсов:
  • Сайт Министерства юстиции Российской Федерации -
  • Сайт Федеральной службы государственной статистики -
  • Сайт Верховного суда Российской Федерации -
  • - самая распространенная компьютерная справочно-правовая система, содержит около 60 млн. документов. Входит, наряду с системами «Гарант» и «Кодекс», в «большую тройку» справочно-правовых систем России. Широко используется юристами, бухгалтерами, кадровыми специалистами, руководителями организаций, специалистами госорганов, учеными, студентами юридических и экономических вузов.
  • Задания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Конституционное право»Тема Место конституционного права РФ в системе российского права.Вопросы для самостоятельного изучения: Развитие конституционного законодательства в РоссииПлан рассмотрения вопроса:- Документы конституционного значения, принятые до октября 1917 г. - Основные этапы развития Конституций СССР и России.-Конституционная реформа в РФ. - Основные черты Конституции РФ 1993 г.Задание для студентов: рассмотрев вопрос для самостоятельного изучения согласно предложенному плану, учитывая методические рекомендации, оформите презентацию по любому из указанных пунктовПериод выполнения задания 01.09.17-07.09.17Форма контроля: защита презентации Критерии оценки:- ясность и лаконичность изложения;- использование электронных образовательных ресурсов; - наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов).- четкость формулирования проблемы;- содержательность выводов. Тема «Избирательная система и референдум в РФ»Вопросы для самостоятельного изучения: Правовые основы организации проведения референдума в РФПлан рассмотрения вопроса:- Понятие и принципы проведения референдума.- Законодательство Российской Федерации о референдуме.- Право на участие в референдуме.- Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум.- Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума.- Инициатива проведения референдума. Назначение референдума.Задание для студентов: Проанализировав положения Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", составьте опорный конспект согласно предложенному плану.Схема-конспектОдной из форм непосредственной демократии является референдум, т. е. ______________________________________________________________.В зависимости от уровня и выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на:- ___________________________;- ___________________________;- ___________________________. Порядок проведения федерального референдума определяется _____., региональных и местных референдумов в _____________________________.На общероссийский референдум могут выноситься вопросы: ________.В то же время закон предусматривает вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:1) ____________________;2) ____________________;3) ____________________;4) ____________________;5) ____________________;6) ____________________;7) ____________________;8) ____________________.В любом случае вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны противоречить конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.Референдум РФ не может инициироваться, назначаться и проводиться:а) ____________________;б) ____________________;в) ____________________;Повторный референдум (т. е. референдум с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса) может быть проведен ____________.Назначает референдум Российской Федерации ____________________.Он осуществляет это полномочие не произвольно, а в соответствии с рядом нормативно обусловленных обстоятельств (схема). Инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит:- ____________________;- ____________________.Схема. Алгоритм назначения и проведения референдума Российской Федерации.Период выполнения задания 15.09.17-21.09.17Форма контроля: защита выполненной работы, тестированиеКритерии оценки:- аккуратность оформления конспекта;- соответствие сделанных выводов действующему законодательству при тестировании. Тема «Гражданство РФ»Вопросы для самостоятельного изучения:Гражданство в зарубежных странах: основания приобретения и прекращения Задание для студентов: рассмотрев вопросы для самостоятельного изучения по теме «Гражданство РФ», учитывая методические рекомендации, оформите презентацию на примере конкретного зарубежного государства, отразив основания и особенности приобретения и прекращения гражданства в данном государствеПериод выполнения задания 29.09.17-05.10.17Форма контроля: защита презентацииКритерии оценки:- ясность и лаконичность изложения;- использование электронных образовательных ресурсов; - наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов).- четкость формулирования проблемы;- содержательность выводов.Тема «Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина»Вопросы для самостоятельного изучения: Правовое положение иностранных граждан в РФ.План рассмотрения вопроса:- Основы правового положения иностранных граждан в РФ.- Временное пребывание иностранных граждан в РФ.- Временное проживание иностранных граждан в РФ.- Основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание.- Постоянное проживание иностранных граждан в РФ.- Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство- Документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина в РФ.-Передвижение иностранных граждан в пределах РФ.- Отношение иностранных граждан к избирательному праву- Трудовая деятельность иностранных граждан в РФ.- Отношение иностранных граждан к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности- Отношение иностранных граждан к военной службе- Порядок оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию- Миграционный учет иностранных граждан и федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции-Ответственность иностранных гражданЗадание для студентов: Проанализировав положения Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», устно ответьте на вопросы согласно предложенному плану.Период выполнения задания 13.10.17-19.10.17Форма контроля: тестированиеКритерии оценки:- соответствие сделанных выводов действующему законодательству при тестировании.Тема «Федеральное Собрание РФ»Вопросы для самостоятельного изучения: Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Основные гарантии депутатской деятельностиПлан рассмотрения вопроса:- Статус депутата Государственной Думы.- Статус члена Совета Федерации- Социальные гарантии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы-Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Досрочное прекращение полномочий.- Условия осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий- Формы деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.- Взаимоотношения депутата Государственной Думы с избирателями.- Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.- Гарантии деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.- Иммунитет членов парламентаЗадание для студентов: Проанализировав положения Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации2 (с изменениями и дополнениями), устно ответьте на вопросы согласно предложенному плану.Период выполнения задания 10.11.17-16.11.17Форма контроля: тестированиеКритерии оценки:- соответствие сделанных выводов действующему законодательству при тестировании.Тема «Государственные органы субъектов РФ»Вопросы для самостоятельного изучения: Органы государственной власти Оренбургской области Задание для студентов: Проанализировав положения Закона Оренбургской области от 20.11.2000 № 724/213-ОЗ «Устав (Основной Закон) Оренбургской области» (принят решением Законодательного Собрания Оренбургской области от 25.10.2000 № 724) (Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 10.08.2001 № RU56000200000060), познакомившись с информацией, размещенной на портале Правительства Оренбургской области, составьте опорный конспект согласно предложенному плану.Схема-конспектЗаконодательная власть в Оренбургской области осуществляется:- __________________________;- __________________________.Законодательное Собрание состоит из - __________________________.Срок полномочий депутатов Законодательного Собрания одного созыва - __________________________.Законодательное Собрание проводит заседания не реже - ___________.Законодательное Собрание:а) __________________________;б) __________________________;в) __________________________.........Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит _________________________.Счетная палата Оренбургской является ______________.Правительство области является ______________.Правительство Оренбургской области состоит из ______________.Структура исполнительных органов государственной власти области определяется ______________. Правительство области:а) __________________________;б) __________________________;в) __________________________.........Губернатор Оренбургской области избирается ________.Губернатором Оренбургской области может быть ______________.Губернатор Оренбургской области избирается сроком ______________ и не может замещать указанную должность более ______________.Губернатор области не может быть одновременно ______________., кроме ______________, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Полномочия Губернатора области прекращаются досрочно в случаях:а) __________________________;б) __________________________;в) __________________________.........г) Губернатор области на срок своих полномочий формирует __________________________, назначает на должность __________________________; принимает решение об отставке Правительства области и членов Правительства области.Прекращение деятельности Губернатора области одновременно влечет за собой отставку Правительства области.Правосудие в Оренбургской области осуществляется ______________.Задание для студентов: По завершению работы над конспектом, составьте развернутую схему «Органы государственной власти в Оренбургской области», отобразив, учитывая методические рекомендации, вышеизложенное в презентации. Период выполнения задания 08.12.17-14.12.17Форма контроля: тестирование, защита презентаций Критерии оценки:- соответствие сделанных выводов действующему законодательству при тестировании.- грамотность оформления презентации: ясность и лаконичность изложения; использование электронных образовательных ресурсов; наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов); четкость формулирования проблемы; содержательность выводов.