Публикации
«Бабушкин сундук»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Бабушкин сундук»
Автор: Жирнова Надежда Естафьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Бабушкин сундук»
Автор: Жирнова Надежда Естафьевна
Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениедетский сад №1 «Светлячок»Конспект образовательной деятельности с детьми 4-5 летТема: «Бабушкин сундук»Составила воспитатель: МБДОУд/с№1«Светлячок» Жирнова Н.Е. г.Семёнов2014гОбразовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое. Мотивация: Подарок для матрешки..Цель: Познакомить детей с традиционным русским рукоделием.Задачи: Формировать у детей представления о народных промыслах родного края на примере ручников и домотканой дорожки. Содействовать развитию творческого воображения, умения работать самостоятельно. Обогащение словаря детей словами: рушник, скатерть, русичи, кочерга, ухват, коромысло, прялка, люлька. Воспитание любви к Родине, развитие интереса к истории своего народа. Средства: плоскостные макеты русской избы на каждого, раздаточный материал, цветные нити, клейкая лента.Способы: беседа, игра, физкультминутка, просмотр презентации, изготовление половика-дорожки из ниток.Ход образовательной деятельности:Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами вспомним, что мы знаем о прошлом нашей Родины, о быте русского народа. В какой стране мы с вами живем, как она называется? (Россия)-А как называлась наша страна раньше, много лет назад? (Русь)А людей, которые жили на Руси, называли русичи.Русский народ строил себе дома из дерева, так как дерево было самым доступным материалом.-Как назывались жилища нашего народа? Кто мне скажет? (Такие жилища назывались избами)-Сейчас мы с вами посмотрим, как выглядели избы снаружи.(Презентация русской избы)Воспитатель: -Давайте с вами посмотрим, как была устроена русская изба изнутри.(Презентация предметов русской избы).Воспитатель: -Большую часть комнаты занимала печка. С нею связан весь быт, вся жизнь наших предков. Для чего нужна, была печка в избе? (Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи спали).- Посередине избы стоял деревянный стол, возле стола – лавки, а на столе возвышался большой самовар.-На стене на полках стояла различная посуда: кувшины, горшки, тарелки, берестяные коробы.-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди предмет по описанию и назови его». А поможет нам вот такой бабушкин сундук, в нем для вас загадки.(Кочерга) – это железный прут с загнутым концом, этим предметом выгребали золу из печки, раздвигали угли, открывали заслонку на печи.(Ухват) – у этого предмета длинная деревянная палка, на конце палки железные дуги виде рогов, им вынимали чугунки из печи(Коромысло) – это деревянная дуга, на концах дуги приделаны железные крючки, на них вешали вёдра с водой, чтобы было легче нести их домой.(Прялка) – одна рука тянет нитку из кудели, а нога, подножкой, обращает колесо. (Презентация отгадок)Воспитатель: --А теперь мы попробуем сами смоделировать русскую избу из тех предметов, которые лежат у вас в конвертах. Достаньте из конвертиков картинки, рассмотрите их, положите возле себя. Я вам загадаю загадку, из бабушкиного сундука,а вы постарайтесь отгадать ее и найти соответствующую картинку:«Наша толстая ФедораНаедается нескоро.А зато когда сыта,От Федоры теплота. (Печка)-Правильно, это печка.-Ребята, давайте с вами поставим печку в нашу избу. Все поставили печку? Молодцы.Загадка - «Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги?» Что это? (Стол).-Правильно, это – стол. Давайте поставим стол в вашу избу.-Что мы с вами поставим около стола? (Лавку)-Ставим лавку около стола.Загадка о самоваре. «Сверху - дыра, снизу дыра, а по середине огонь да вода».-Правильно – это самовар.-Молодцы, поставьте самовар на стол.-Ребята, а про что же эта загадка: «Колыбель в избе висит, там младенец крепко спит» (Люлечка).-Правильно, это люлечка, а еще ее называли – зыбка, куда же подвешивали люлечку? (К потолку).-Возьмите свои люлечки и прикрепите на гвоздик. Вот мы с вами и расставили все предметы на свои места.-А теперь ребятки, давайте с вами немного отдохнем и сделаем физминутку.Физминутка:«Разомнёмся мы сейчас»Руки резко разгибаем и обратно их сгибаем.Раз-два, раз-два, раз-два, раз,Разомнёмся мы сейчас.(Руки перед грудью, рывки руками.)Приседаем, раз-два-три,Не бездельничай, смотри.Продолжаем приседать,Раз-два-три-четыре-пять.(Приседания.)Шаг на месте. Ходим строем,Чтоб дыханье успокоить.(Ходьба на месте.)Хоть приятно разминаться,Вновь пора нам заниматься.(Дети садятся за столы.)-А теперь давайте поговорим о том, чем занимались люди. Заглянем в бабушкин сундук еще разок. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников), вязали скатерти (показ скатерти), пряли на прялках шерсть. Некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы.(показ половицы).Воспитатель: - Сегодня мы с вами попробуем изготовить половицу и украсим ею нашу избу. Посмотрите, в ваших избах есть желтая половица, сейчас мы ее украсим. Снимите верхний жёлтый слой, потянув за уголок и на клейкую ленту положите разноцветные ниточки.-Посмотрите, как я буду делать свою половицу. (Показ воспитателя).А теперь преступайте к работе. (Дети изготавливают половицу, воспитатель следит за процессом работы, помогает в случае необходимости).Рефлексия-Вот какие красивые половицы у нас получились. Посмотрите ребятки, как украсила половица нашу русскую избу, как стало уютно в доме, красиво.-А теперь посмотрите все на меня, давайте вспомним: о чем мы сегодня с вами говорили? Что вам сегодня понравилась на нашем занятии? Что вы сегодня научились делать? Вы теперь сможете научить своих родных делать такой же красивый коврик.