Публикации
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Автор: Савина Оксана Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Автор: Савина Оксана Анатольевна
«Разработка и реализация проекта Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста ».Разработала: Савина Оксана Анатольевна Воспитатель 1 к.к.МАДОУ « Родничок» Д\С №26Проект.Гражданско–патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.Содержание:1.Введение.2. Актуальность темы.З .Цель.4.Задачи.5. Планируемый результат.6.Модель развития гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.7.Этапы работы по гражданско-патриотическому воспитанию.8.Формы и методы работы.9. Работа с родителями.10.Вывод.11. Практика.1. Блочно-тематический план работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.2. Анкета для родителей .12. Заключение.13. Используемая литература.1.Введение.В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви ксвоим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.Патриотизм прослеживается в отражении регионального аспекта культуры Урала на основе ценностного подхода к пониманию культурных истоков.Ценностно - ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.Знакомство дошкольников с культурными истоками Урала становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Таким образом, в педагогическом аспекте под гражданско- патриотическим воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. В роли содержательных источников гражданско- патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений.Особый упор делается нами на «сотрудническуюмиссию» воспитания, обучения и развития детей, взаимоподдержку и взаимопонимание вобразовательном процессе. От чувств - к отношениям, от отношения – к деятельности! Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.Принцип гуманно-творческой направленности.Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)Принцип интеграции различных видов детской деятельности.Реализация принципа интеграции невозможна без«вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).Условия патриотического воспитания- Создание, благоприятного психологического климата в коллективе. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;- Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)- тематический блок, тема; - интеграция условий реализации содержания образования:а) технологии по патриотическому воспитанию;б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;- результат:а) интеллектуальные, личностные, физические качества;б) универсальные предпосылки учебной деятельности;в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей;- единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно-развивающая среда структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;- использование системы мониторинга (психолого-педагогической диагностики): сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов), обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.3.Целью проекта является обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.Ориентиром в гражданско- патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно- поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.4.Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:Воспитывать у детей:- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;- стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;- воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.- Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.Формировать у детей:- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;- представление о России как о родной стране;- умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.Развивать у детей:- познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;- представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющий Урал.5.Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат образования: это воспитанник, способный:чувствовать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своего города;способный решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;воображать, придумывать, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативной;проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности – инициативный;воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;понимать ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.6.Модель развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста Вызывать интерес у детей и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях, в разработке проектов, подготовке и проведении инсценировокОткрывать ребенку доступ к культуре своего и других народов, знакомя его с особенностями повседневного быта их сверстников, обычаев, традиций, детским фольклором, играми, традициями проведения праздниковВозможность органично интегрировать в образовательный процесс различные виды деятельности, специфичные для детей дошкольного возрастаУчитывать личный опыт ребенка, который он приобретает, общаясь в своем социуме (в семье, на улице, в детском саду и т.д.), и соотноситься с тем опытом, который они могут приобрести в разных формах образовательной деятельности7.Работа по гражданско- патриотическому воспитанию строилась в несколько этапов:подготовительный;деятельностный;заключительный.На подготовительном этапе осуществился анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, был оценен и интерпретирован результат психолого-педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношение) начал культурных истоков у детей старшего дошкольного возраста, на основе адекватно-подобранных диагностических методик. Выявлено актуальное состояние и развитие детей, которое соотносилось с планируемым (прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка по окончанию данного возрастного периода. Были определены направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть (предвидеть) в ходе реализации проекта. А также был определен ожидаемый социально-значимый результат.Деятельностный этап предполагал совместную деятельность участников образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, развитию гражданско-патриотических чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях:- привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера); в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств патриотического воспитания детей;- слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и представлению (презентации) результатов реализации тематических проектов.8. Используются следующие формы и методы работы с детьми: Необычное приветствие. Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера. Приглашение в путешествие. Создание проблемной ситуации. Фразы педагога: «Я рада встрече с вами»; «Что бы это значило? Попробуем разобраться…»; «Мне не терпится поделиться с вами…»; «Предлагаю вам отправиться в путешествие»; «О чём сегодня вам хотелось бы поговорить?» Выполнение заданий в рабочих тетрадях совместно с родителями. Гостевание. Совместная проектная деятельность. Музей-изба. Анализ нравственных качеств. Ручной труд. Природоохранная деятельность. Изготовление подарков. «Уроки доброты». Акции. Выставки и экспозиции. Развлечения, досуги, праздники, концерты. Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры «Мастерская старинных кукол», подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничкства). Сказки. Инсценировки, театрализации. Выставка военной техники, детских рисунков «Войне мы скажем – Нет!». Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне. 9.При работе с родителями использовались такие формы работы как:Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?» Поддержание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Приглашаем гостей» Индивидуальные консультации, беседы. Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина». Фотовыставки «Вот моя деревня-вот мой дом родной», «Самое красивое место в нашей деревне» «Игра и дети», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду» Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций). Совместное создание взросло-детских проектов «Летающая страна», «Кукла из маминых варежков», «Моя любимая кукла», «Детка». Оформление информационного стенда: рубрика «Пошли мне чтения доброго…», «О подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании). Родительский клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников»). Оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах». Выполнение заданий в рабочих тетрадях. «Встреча с интересными людьми». 10.ВЫВОД:В результате проведенной работы у детей появился интерес к культурному и историческому наследию русского народа. Данные занятия оказали положительное влияние в работе по патриотическому воспитанию. Для определения уровня развития гражданко-патриотических качеств у моих воспитанников, я использовала мониторинг. Он заполняется на каждого ребенка группы в начале, середине и в конце учебного года. Оценка осуществляется в соответствии трех уровней развития детей: В – высокий, С – средний, Н – низкий. В результате мониторинга выяснилось: дети проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда. Прикосновение к истории своей семьи вызывают у ребенка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Дети осознали сопричастность не только к своей семье, но и к деревне, к народу. Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма. Само главное, чтобы оно не исчезло во время учебы в школе. Родители моих воспитанников тоже переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье подрастающего поколения. В молодых семьях, в наше время, вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Но в результате вовлечения наших родителей в совместную деятельность с детьми, они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. У них появился интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных сословных, профессиональных корней. Родители, вместе с детьми, обогатили и расширили свои знания о родной деревне, о природе Урала, о традициях русского народа, о жизни людей в старину. Все эти положительные результаты видны из заполнения родителями анкет. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны. Практика: Блочно-тематический план работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка»Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.I Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?Да. 2. Нет II Что для вас означает выражение «быть патриотом»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________III Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств? Да. 2. Нет IV Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?В школе. В семье. В детском саду. V Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своей родной дерене?Да. Нет. Иногда. VI Рассказываете ли вы своему ребенку о деревне, ее истории и достопримечательностях, знаменитых людях?Да. Нет. Иногда. VII В каких местах нашей деревни вы любите бывать со своим ребенком?_____________________________________________________________________________VIII Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка патриотизма?_____________________________________________________________________________IX Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Благодарим Вас! Карта мониторинга по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников Высокий уровень - знает свое имя, фамилию, название города, деревни, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, 4- 5 улиц; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства Росси; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.Средний уровень - знает свое имя, фамилию, название страны, города, деревни, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, , улицы, (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, ; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. Низкий уровень - не знает названия страны, города , деревни. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях ; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России,; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализироватЗаключениеПо определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля, «патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его». В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: «ревнитель – усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник».Здесь важен акцент не только на пассивно-созерцательной любви, но и любви деятельной, отдающей, а не себе только угождающей. Такая любовь бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но, на мой взгляд, только она создает Человека с большой буквы. В такой постановке патриотическое воспитание важно не только для успешного развития общества и государства, но, прежде всего, для самого человека, как необходимая составная часть развитой личности.Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно: в организованной образовательной деятельности режимных моментах, самостоятельной деятельности и, конечно же, в семье. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.Результат – становление личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.Я считаю, что раскрыться в полной мере ребенку возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.Народное воспитание имеет еще одно, на мой взгляд, преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин-матерей.И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.Использованная литератураА. Лопатина, М. Скребцова «Секреты мастерства», Кн, дом «Локус», 2002. М.А. Литовская. «Хрестоматия по литературе Урала для начальной школы». - Екат., «У-Фактория», 2002. И.Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». - М,, творческий центр, 2004. Т.И. Гризик «Ребенок познает мир». Воспитание дошкольника. - М., издательский дом, 2003.Г.А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина» - М., издательство «АРКТИ», 2005.М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - М., издательство «АРКТИ», 2005. Н.В. Корчаловская, Г.Д. Посерина «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников». Издательство «Феникс», 2003. Практическое пособие «Моя страна». - Воронеж, 2005. И. Пименова «История Руси великой». - М., 2000. Г.Н. Чагин «Культура и быт русских крестьян среднего Урала» - Пермь, 1991. В.Г. Смолицкий «Русь избяная». - М., 1993. А.С. Карин «Народно-художественная культура». - М., 1997. 250 золотых страниц: Лучшие произведения для детей. - М. «ОЛМА - ПРЕСС», Красноярск «БОНУС», 2001. 14.250 золотых страниц: Лучшие произведения для детей дошкольного возраста. - М. «ОЛМА - ПРЕСС», Красноярск «БОНУС», 2001.Веселая семейка 3: Сказки дошкольного возраста. - Минская фабрика цветной печати; Минск, 2004. С.Д. Томилова Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. - Екат., У-Фактория, 2005. Л.Н. Елисеева Хрестоматия для чтения в семье и в детском саду. - М. «Детская литература», 1989. Комплексы гимнастических упражнений, способствующих здоровьесбережению детей, МДОУ № 71. - Пермь, 2005. В.А. Барадулин «Уральский букет» - народная роспись Горнозаводского Урала», 1987. «Уральские промыслы». - Челябинск, 2003. «Уральские мастера». - Екат., 1997. Б. Рябинин «Воспитания о писателе П. Бажова» - М. «Совет, писатель», 1961. П.П. Бажов «Дальнее - близкое». - Екат. Средне-уральское книжное издательство, 1989. Г,А. Ковалева «Воспитываем маленького гражданина». - М^ издательство «АРКТИ», 2004.Г.Н. Данилина «Дошкольнику - об истории и культуре России». - М., издательство «АРКТИ», 2005. Под. Ред. Л.А. Кондрыкинской «С чего начинается Родина». - М., творческий центр, 2005.Л. Земскова - Названова «Люби и знай родной свой край», «Дошкольное образование» № 6, 2006. Н. Головин «Моя первая русская история». - М., 1993. Учебно-методическое пособие по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина...». - М., «Элти-Пресс», 2002. Хрестомания по литературе Урала для начальной школы. - Екат. «У-Фактория», 2002. Г.Н. Данилина «Дошкольники - об истории и культуре России». - М., 2005. М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». - М. «Linka- Press, 2003. 33.Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г.» \ Журнал «Обруч» №5,2003.34. Н.В. Алешина«Патриотическое воспитание дошкольников».