Публикации
Обучение чтению дошкольников с ОНР по «Кубикам Зайцева»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение чтению дошкольников с ОНР по «Кубикам Зайцева»
Автор: Кочнева Людмила Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение чтению дошкольников с ОНР по «Кубикам Зайцева»
Автор: Кочнева Людмила Сергеевна
Учитель-логопед БДОУ г. Омска «Детский сад № 204 комбинированного вида»Кочнева Людмила СергеевнаОбучение чтению дошкольников с общим недоразвитием речи по «Кубикам Зайцева»(из опыта работы)Обучить детей чтению, в то же время уберечь от перенапряжения зрения, статических перегрузок в сидячем положении, выработать нормальную зрительную дистанцию при письме – одна из основных задач учителя и учителя-логопеда, в частности.Проблему обучения чтению детей с общим недоразвитием речи я остро почувствовала с самого начала своей практической деятельности. В качестве причин недостаточного усвоения навыков чтения выявились трудности в формировании таких понятий, как «гласный звук», «твёрдый, мягкий согласный звук», «буква», «слог», «точка», «схема слова, предложения». С большим трудом дети усваивали йотированные гласные, мягкие согласные. Большинство выпускников логопедических групп поступали в школу, овладев механизмом чтения, но проблема овладения письменной речью оставалась серьезной. Я понимала, что традиционный подход (фонемный метод) обучения грамоте детей, имеющих тяжелые нарушения речи не в полной мере удовлетворяет современным требованиям школы, поскольку недостаточно решает проблему профилактики дислексий. Кроме того, у данной категории детей ощутимы проблемы с развитием высших психических функций: памяти, мышления, внимания. Высокая утомляемость, истощаемость при умственных нагрузках подтолкнули меня искать более щадящие формы обучения чтению детей.Одной из таких форм является уникальная технология обучения чтению детей по «Кубикам Зайцева», с которой я познакомилась в 1995 году. Метод «Кубиков» - комплекс оригинальных методических приемов, разработанных президентом Ассоциации педагогов-новаторов Николаем Александровичем Зайцевым. Этот метод, в сущности, базируется на работах классиков отечественной науки о человеке – исследованиях И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Л.С. Выготского и других ученых. И.М. Сеченов в книге «Элементы мысли» рассматривал пути формирования психики ребенка, логично и убедительно обосновывает свою мысль о важнейшей роли членения сенсорного потока и решающем значении двигательных реакций.Метод «Кубиков Зайцева» - прямая практическая реализация мыслей и рекомендаций И.М. Сеченова. Обучаясь чтению по «Кубикам», ребенок имеет возможность свободно двигаться, и постоянно меняющаяся игровая ситуация, элементы соревнования приводят к 2тому, что ребенок испытывает радость от явных и быстрых достижений, так как, обучаясь в игре, ребенок значительно меньше устает, чем сидящий неподвижно за партой.Существует много разнообразных методов обучения чтению детей с ОНР, но эффективным и приемлемым в моей практической работе стал метод комбинированного чтения, где минимальной единицей выступает склад, а не звук. Склады расположены в определенной системе на разноцветных таблицах и кубиках с разным наполнителем для звонкости и глухости согласных, звучания гласных, и разных по величине, обозначающих мягкость и твердость согласных.Бесспорно, учитывая речевые проблемы детей, пришлось подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они были структурированы на уровне склада, слова и предложения и позволяли скоррегировать недоразвитие речи, а также внимание и зрительное восприятие. В обучении чтению мною использовались кубики, с нанесенными складами, классифицирующиеся по наполнителю (звуку), размеру, цвету. Благодаря разному звуку наполнителя, дети легче стали усваивать понятия «глухой и звонкий» звук. Вместе с кубиками работают две настенные таблицы с плоскостным изображением кубиков в определенной системе: склады скомпонованы по признаку: «деревянные», «железные», «золотые».+Игры «Читаем кубики», «Составляем слова»3Все склады на таблице разделены на столбцы, которые читаются и поются. Игра «Читаем по таблице», «Поем по таблице»Игра «Ищем кубик на таблице»4К обучению чтению подключаются также складовые карточки для чтения слов, с одной стороны – картинка, с другой – написано ее название. Ребенок, прочитав название, осмысливает прочитанное и проверяет правильность понимания слова, посмотрев картинку на обороте карточки.Основная работа в группе направлена на коррекцию речи, с обязательным учетом речевых проблем, особенностей восприятия, мышления и поведения детей с ОНР и идет по трем направлениям: формирование лексико-грамматических категорий, связной речи, фонематического восприятия и звуко-слоговой структуры слова. Работа по обучению чтению по «Кубикам» включена в коррекционный процесс и разделена на три этапа. На первом этапе привлекается внимание детей к кубикам и таблицам, к действиям логопеда и его инструкциям. На втором этапе дети самостоятельно выкладывают слова из кубиков и читают их, формируется понятие «ударение» и «большая буква», и включаются в работу складовые карточки. На итоговом этапе дети выкладывают из кубиков короткие фразы, формируется понятие о расстоянии между словами, точке, запятой. В течение полугода дети овладевают техникой чтения. Отмечается целый ряд улучшений в оптико-пространственной ориентации, в состоянии фонематического восприятия, развитости чувства языка.Рис.1 Сравнительный график успешности обучения чтению.Таким образом, комбинаторный метод обучения чтению действует как целенаправленно, так и опосредованно, через развитие зрительного восприятия и внимания.5Эта технология позволяет решить проблему профилактики дислексий, так как на первом месте стоит не заучивание букв и затем, соединение в слог, а обучение начинается с чтения склада, включаются зрительный и слуховой анализатор, отпадает проблема смешения графически сходных букв, легче устанавливаются связи между зрительным образом буквы и звуком. Кубики обладают рядом признаков, опирающихся на разные модальности, что облегчает различение графем, помогает избегать ошибки замены звуков, сходных акустически и артикуляторно, отсутствие периода послогового чтения помогает избегать нарушения в понимании смысла читаемого слова, которое наблюдается при послоговом чтении.Таким образом, обеспечивается профилактика всех форм дислексий. Обучение чтению по методике Н. А. Зайцева повышает эффективность коррекционного воздействия.Список основной литературы.Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб: Лань, 2000. Пятибратова Н.В. Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева. – М.: Унисерв, 2009.