Публикации Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
Автор: Тарло Валентина Ильинична

Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС«Через игровую деятельность и движение ребёнок учится и в этомсмысле игра может называться ведущим видом деятельности, так какопределяет развитие»Л.С. ВыготскийОдним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми. Ведущим видом деятельности для детей является игра. Именно игра позволяет выстроить модель отражающую и удовлетворяющую потребности ребенка.В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, как вам известно,представлено пять образовательных областей. И на сегодняшнем методическом объединении мы с вами раскроем содержание и формы работы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».Задачи социально - коммуникативного развития дошкольников по ФГОС состоят в следующем:(разместите на нашей закладке задачи, как показано на слайде.– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;– развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;–становлениесамостоятельности,целенаправленностии саморегуляции собственных действий;–развитиесоциальногоиэмоциональногоинтеллекта,эмоциональнойотзывчивости, сопереживания;– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;– формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит черезигру, как ведущую детскую деятельность. Согласитесьсо мной, что общение является важным элементомлюбой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное ипсихическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвестивзрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатсяразрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать сокружающими.В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрено проведение сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических, подвижных, хороводных игр.Классификация игр:(Зворыгина Екатерина Васильевна, Новосёлова Светлана Леонидовна)Возникающие по инициативе детей:
  • игры экспериментирования (с природными материалами, объектами, игры с игрушками, игры с животными);
  • сюжетные самодеятельные игры; (сюжетно – отобразительные, режиссерские, театрализованные).
  • Возникающие по инициативе взрослого:
  • обучающие игры (сюжетно - дидактические, подвижные, музыкально – дидактические, учебные);
  • досуговые игры: интеллектуальные, игры – забавы, развлечение, театрализованные, празднично – карнавальные игры.
  • Народные игры:
  • тренинговые игры (интеллектуальные, сенсорные, адаптивные);
  • досуговые игры (игрища, тихие игры, игры забавы).
  • Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Но в раннем возрасте сюжетно-ролевой игре предшествует режиссерская игра. Но у той и другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого ему по личному опыту события (кормление куклы, укладывание спать, купание, осмотр доктором и т. п.). С помощью взрослых ребенок обогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли. Таким образом, создаются предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстниками. Но ребенок еще не полностью «созрел» для такой деятельности, поскольку у него недостаточно развиты навыки общения. Он не умеет договариваться о содержании игры, распределять роли, учитывая желания и интересы других детей; вступать в ролевые отношения. В значительной степени причина кроется в том, что дети конца третьего года жизни еще не видят всю картину игры, не могут соединять ее отдельные части, выполнять игровые действия, определяемые ролями. Потому и возникают режиссерские игры, в которых ребенок от действия с отдельной игрушкой переходит к игре по своему замыслу, включая в его канву несколько персонажей, связанных определенными отношениями.Дидактическая игра - это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. В непосредственно образовательной деятельности мы используем игру как: часть занятия, методический приём, способ решения. Также дети любят пальчиковые игры. А также с предметами и игрушками, словесные, настольно-печатные игры, такие как лото, домино, шашки; игры с правилами, требующие от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым, честным, уступчивым.Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игр мы учим детей объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий, например, «Найди себе пару», «Найди свой цвет», «Пробеги тихо». В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие.Позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей оказывают хороводные игры. Хоровод представляет собой удивительный тип коммуникации, его нераздельно составляют игра, танец, песня, элементы драматического действия. Хороводная игра - коллективное действо, создаваемое перевоплощением каждого участника в собственный образ. В процессе эмоционального общения в хороводе мы помогаем детям изображать разные эмоции и чувства: огорчение, плач - потирают глаза; веселье - прыгают от радости; обиду - отворачиваются. В хороводных играх, которые являются эффективным средством развития выразительности мимики и пантомимики в общении, мы способствуем сплочению детей. Роль воспитателя в процессе развития социально-коммуникативных навыков посредством игр:
  • развивать у детей умение вступать в речевой контакт и активно в нём участвовать;
  • учить детей сообщать, передавать информацию в процессе межличностного общения;
  • познакомить с элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме;
  • развивать эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира.
  • Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.