Публикации
» Работа с родителями по речевому развитию дошкольников с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: » Работа с родителями по речевому развитию дошкольников с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО»
Автор: Редкозубова Ольга Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: » Работа с родителями по речевому развитию дошкольников с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО»
Автор: Редкозубова Ольга Михайловна
Выступление на районном творческом методическом объединении воспитателя высшей категории ГБОУ СОШ №4 «детский сад «Тополёк» п.г.т. Безенчук Редкозубовой Ольги МихайловныТема: " Работа с родителями по речевому развитию дошкольников с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО"Трудно переоценить значение дошкольного возраста в развитии ребёнка. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент знаний, умений, отношения ребёнка к окружающему миру. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Я считаю, что грамотная речь ребёнка - это его будущее.Моя работа по речевому развитию детей идет в тесной взаимосвязи с работой логопеда, которая ведётся по тематическому планированию. И, как всегда, без помощи родителей мы не обошлись. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребёнка. У нас всех общая цель – воспитать свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего своё мнение и умеющего отстаивать его.Важнейшими задачами работы с родителями в развитии речи детей являются:Вовлечение родителей в педагогический процесс;Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах коррекции речи ребёнка с ОВЗ, способствуя гармонизации детско-родительских отношений.Владение родным языком как средством общения и культуры.Опыт работы позволил определить эффективные формы совместной работы с родителями по речевому развитию детей.Родительские собрания (модель собраний изменяется и проводится с учётом темы и запросов родителей);Открытые просмотры непосредственно – образовательной деятельности и непосредственно – образовательная деятельность с участием родителей (родители видят достижения детей и работу педагога, получают теоретические и практические знания);Вовлечение в проектно – исследовательскую деятельность, кружковую работу, оформление коллекций, музеев, выставок, создание тематических презентаций, предметно – развивающей среды и т. д.;Картотека игр и упражнений (родители берут на время необходимые пособия, игры для использования их в индивидуальной работе в домашних условиях);Речевая игротека (дидактический материала для развития кругозора и речи в совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей).Мини – библиотека (родители с детьми приносят из дома книги, журналы и знакомят с ними всех детей группы);Тренинги (родители учатся играть и общаться с детьми в самых разных ситуациях);Информационное поле «Скорая помощь для родителей» (стенгазеты, буклеты с консультациями, рекомендациями, советами и т. д.)Участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского садаИнформация на сайтеПродуктивными и результативными являются формы работы, которые носят прикладной характер – практические занятия с родителями, тематические часы по интересам: «Час семьи», « Час пап» и т д, присутствие на занятиях и индивидуальные беседы «Разговор по душам», которые проводятся с участием логопеда.Их главная цель - получить поддержку родителей для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе отмечаем сильные и слабые стороны ребёнка, намечаем пути коррекционной работы в развитии речи и дальнейшего её совершенствования.Собрали речевую игротеку, материал которой используется в работе с родителями в вечернее время. Многие игры для картотеки были изготовлены совместными усилиями родителей, детей, педагога.Здесь родители учатся как нужно закреплять умения, представления, полученные их детьми в детском саду. Приглашаются все члены семьи. Здесь же можно проконсультироваться по поводу интересующих проблем, познакомиться с различными речевыми, дидактическими играми, взять домой на время понравившиеся игровые материалы для индивидуальной работы со своим малышом.Увлекательно и интересно проходят тренинги с родителями, где родители учатся играть и общаться с детьми в самых разных ситуациях.Очень продуктивно проходят встречи рабочей группы, где разрабатываются проекты, готовится материал для участия в конкурсах, массовых мероприятиях, решаются многие вопросы, проблемы касающиеся жизни детского сада и группы.Эффективной формой работы с родителями являются и мини – собрания, которые проводятся с учётом темы и запросов родителей.Совместно с родителями создали в группе условия для развития речи детей – речевые уголки с учётом тематического планирования, речевые и дидактические игры, мини - библиотека, центр сенсорного развития.Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия и речи. Мои методы и приёмы развития мелкой моторики руки, которые я использую в коррекционно - развивающей работе с детьми и родителями, интересны и просты; пальчиковая гимнастика, расскажи стихи руками, логоритмика, игровые упражнения и т.д. Увлекательно проходит рисование манкой и другой крупой на листе бумаги, подносе, выкладывание узоров и составление картин из бутылочных пробок, разноцветных камешков на любой поверхности.Отбирая и разрабатывая материал я, конечно же, учитываю большую загруженность и накопленную к концу дня усталость родителей.Предлагаю им для занятий с детьми «Игры на кухне». Например: «Золушка» (перебрать крупу, рассмотреть её, сравнить с другими, описать, где растёт, кто выращивает, что из них можно приготовить, что из крупы можно создать любую картину и т.д.)«Волшебные палочки». Ребёнок из зубочисток или спичек выкладывает геометрические фигуры, узоры, предметы, « Волшебные слова». Ребёнок отмечает, что из чего сделано, названия продуктов, узнают, как хлеб на стол пришёл, какие чудеса можно сделать из теста и т.д.Пока мама пришивает пуговицы, ребёнок может выкладывать из них и ниток красивые узоры, панно, рисунки. Пуговицы можно пришить (с помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок на плотном поролоне. В д/саду мы в целях безопасности не можем дать их, а дома родители могут проконтролировать своего ребёнка.По дороге из детского сада (в детский сад): «Перепутаница».Заметили, как перепутались. Помоги им распутаться. Например босака(собака), ловосы(волосы), лекосо(колесо),посаги(сапоги) и пр..«Доскажи словечко». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает. Например: Сова летает, а заяц…, у коровы телёнок, а у лошади…..«Упрямые слова» Есть на свете упрямые слова, которые никогда не меняются – кофе, пальто, какао, кино, метро и др. Например: я надеваю пальто, на вешалке висят пальто, у Маши красивое пальто и т. д.Рекомендовала родителям ввести в жизнь семьи традиционную игру « Я дарю тебе словечко». Цель игры – расширить словарь ребёнка; объяснить лексическое значение слов. Слова могут быть разные: весенние (капель, проталина, наст…), лёгкие (пух, снежинка, облако, пёрышко…). Традиция продолжается и в детском саду, дети приносят подаренные слова в группу и знакомят с ними всех детей.Отдельно хочу сказать о важной роли детского экспериментирования в речевом развитии детей. Исследовательские методы обеспечивают удовлетворение детской любознательности, а также прямо и косвенно влияют на развитие речи ребёнка и её обогащение. Это хорошо прослеживается на всех этапах – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода исследований, при проведении итогов и словесном отчёте об уведенном. Родители в первую очередь знакомятся со своими задачами, получают рекомендации, памятки, вместе с детьми делают репортажи.Также с целью формирования способности к активной умственной деятельности я специально оставляю вопросы, которые возникают у детей на прогулках, в режимных моментах, в проведении непосредственно – образовательной деятельности без ответа и предлагаю найти ответ вместе с родителями и рассказать всем детям.С огромным удовольствием родители посещают спортивный клуб« ФизкультУРА» для детей с ОВЗ и их родителей. Родители приобретают практические навыки игр с детьми и обмениваются опытом, повышается результативность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения эмоционально – волевой сферы развития, повышения физической подготовленности и, конечно же, оказывает благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора.Эффективной формой работы является просмотр родителями фрагментов НОД, где знакомлю их как можно в свободной непринуждённой форме взаимодействовать с ребёнком, где взрослый – партнёр, учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребёнок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия.Свою работу я строю так, чтобы давать родителям возможность активно участвовать, высказываться, спорить, играть, соревноваться.Благодаря установлению доверительно – партнёрских отношений между всеми участниками коррекционного процесса (родители, логопед, педагоги, физ.инструктор), успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики поведения у ребёнка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с особенностями развития и формируются детско – родительские отношения.Не скупитесь на похвалу. Обязательно благодарите родителей за их активное участие в жизни детского сада и их малыша.В современном обществе владение языком повышает рейтинг специалиста в любой отрасли, делает человека конкурентоспособным, создает условия для комфортного выполнения профессиональных обязанностей. И мы стараемся сделать все, чтобы ребенок пошёл в школу с практическим овладением нормами речи.