Публикации Решения задач на основе стратегии смыслового чтения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Решения задач на основе стратегии смыслового чтения
Автор: Степанова Снежана Семеновна

Департамент образования администрации города БратскаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 39 имени Петра Николаевича Самусенко»муниципального образования города БратскаВыступление на педагогическом совете по теме:«Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики»Составила: Подготовила: Степанова С.С., учитель математики первой квалификационной категории.Братск 2018 г.Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики.Если не умеешь говорить — учись читать.Помпоний Лэт, итальянский философ (Слайд 1)Тексты, с которыми встречаются учащиеся при обучении в школе, можно разделить по содержанию на художественные и нехудожественные.  На математике нам приходится работать с нехудожественными текстами. По структуре тексты бывают сплошные и несплошные.На уроках математики нам встречаются как сплошные тексты (статья в учебнике), так и несплошные.К несплошным текстам относятся:
  • графики;
  • диаграммы;
  • схемы;
  • таблицы и т.д.
  • (Слайд 2)
  • В своём выступлении хочу рассмотреть приёмы работы с текстом в двух основных направлениях: (Слайд 3)
  • Работа с объяснительным текстом учебника
  • Работа с текстом при решении текстовых задач.
  • Текст учебника математики отличается от других учебников тем, что он насыщен формулировками. Дети с большим трудом запоминают формулировки теорем, правил и алгоритмов выполнения того или иного действия, они их не учат дословно, упуская порой важные слова или искажая смысл. Из-за этого у ребенка возникает неверное ощущение, что он все выучил хорошо, верно привел формулировку, и, как результат, обида на учителя, который снизил оценку.
  • Работа с текстом учебника. (Слайд 4)
  • Главное в этом виде работы- чтение. Тут необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель.Основными целями чтения параграфа являются: - знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, - понимание информации, - запоминание.При изучении темы «Параллелограмм» можно предложить учащимсяпрочитать параграф и записать прочитанное в разных вариантах (в зависимости от уровня подготовки обучающегося): - выписать тезисы (тезисы – это основные положения текста, которые доказывают, объясняют, поясняют материал в тексте),- составить опорный конспект, - записать в виде логической схемы, - заполнить таблицу… (Слайд 5)Для большей группы учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение или заполнение таблицы.2. Работа с текстовыми задачамиТекстовые задачи всегда относились к заданиям, наиболее сложным для овладения учащимися, поскольку, в отличие от конкретных заданий, решение которых выполняется по вполне определенному алгоритму, требуют содержательного понимания. Один из приёмов развития смыслового чтения - составление краткой записи условия задачи. Форму краткой записи условно подразделяю на три способа:
  • схема;
  • ключевые слова с указанием связей;
  • таблица. (Слайд 6)
  • Схемой удобно решать задачи на отношения между величинами, которые выражены словами «в … раз меньше (больше)», задачи на части. В этом случае меньшую величину обозначают какой-нибудь фигурой (круг, квадрат, отрезок и пр.), а остальные величины соответствующим количеством фигур, исходя из условия задачи. Если схема составлена, то задача решается действиями, без использования стандартного в таких случаях алгебраического метода. (Слайд 7) Использовать ключевые слова, которые указывают на связь между величинами, удобно при решении задач на нахождение дроби от числа и целого, по значению его дроби.Сначала выписываются ключевые слова из текста задачи, затем по тексту находятся известные величины и записываются к соответствующим ключевым словам. Если величина неизвестна, то ставится знак «?». Затем с помощью стрелок указываются связи между данными ключевыми словами. (Слайд 8) Использование таблицы при составлении краткой записи применяю к задачам на движение и на работу. (Слайд 9, 10) Основные особенности этого приема связаны с тем, что главная задача сфокусирована на тщательном прочтении предлагаемого текста. Чтобы чтение стало осмысленным, необходимо его сопровождать дополнительным заданием, например, выбором ключевых слов, поэтапным заполнением таблицы. Считаю, что такие приёмы развивают в  ученике навык работы с письменным текстом, учат анализировать данные, логически преобразовывать информацию, выбирать главное, а также повышают качество учебной деятельности в целом. (Слайд 11)Рассмотренные приёмы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому предметуНаучить школьника приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться.