Публикации Планирование занятий по развитию речи.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Планирование занятий по развитию речи.
Автор: Белоконова Светлана Валентиновна

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Рекомендации к проведению занятий.п« Детство» . Для занятия выбирается только одна задача (например, закрепление правильной формы 3-го лица множественного числа глагола  хотеть, употребление существительных среднего рода, распространение простого предложения и т. д.). Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.    При решении многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь к ним относятся занятия. Чаще всего это еженедельная (1-2 раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от  2 до 10  мин.    На занятиях по развитию речи в детском саду воспитательная, образовательная и чисто языковая задачи решаются в их единстве. В отличие от других видов занятий (физическое воспитание, изобразительная деятельность и др.), живая разговорная речь и художественная литература на занятиях по родному языку являются не только средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, но и предметом практического освоения. Поэтому при проведении каждого занятия важно на фоне общепедагогических задач особо выделять языковые, которые предстоит решать на данном занятии. Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько языковых задач, одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими. Например, если формирование представления о предложении - основная задача, то морфологический разбор однокоренных слов и упражнение в отчетливом произнесении трудного звука, встречающегося в этих словах, будут на этом занятии сопутствующими задачами.    Решение нескольких языковых задач требует различных приемов работы и более сложной структуры занятия (две-три части). Однако желательно, чтобы весь осваиваемый на одном занятии материал был объединен по содержанию тематически. Это позволит концентрировать внимание детей на решении языковых задач и экономно расходовать их нервную энергию, не тратя ее на вхождение в различные виды работы.    При определении количества частей в занятии нельзя допускать формализма. Количество языковых задач и количество частей в одном занятии зависит от уровня навыка детей, от сложности задания, от объема и стилистической сложности художественного произведения, используемого на занятии, и др.    При проведении занятий важно предусмотреть закрепление получаемых детьми знаний, умения и навыков, а значит, необходимы повторные упражнения на однородном материале, облегчённом или усложненном в зависимости от успехов. Эти упражнения должны быть смежными по времени, чтобы не допускать угасания навыка в процессе его формирования. Например, для выработки интонационной выразительности в диалоге (вопрос, ответ) воспитатель читает на занятии народную песенку «Ты куда ходила, мышка?». Дети заучивают ее наизусть полностью. На следующем занятии несколько пар детей читают эту песенку по ролям и пробуют драматизировать ее. Окончательная отработка драматизации этой песенки осуществляется вне занятий, в утренние или вечерние часы; игра - драматизация исполняется детьми на одном из вечеров досуга, на в детском саду.    При планировании каждого занятия определяются приемы работы с детьми. Они могут быть разными по степени сложности (степени абстрагирования): - восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки); - использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы и кинофильмы); - словесные приемы - образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра-драматизация.    Выбор приемов работы обусловлен как содержанием языковой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика), так и уровнем развития речевых навыков, к моменту проведения данного занятия.    Особое место в плане (конспекте) занятия занимает текстовый дидактический материал - сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы,  чистоговорки. Этот материал  по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его воспитательно-образовательной цели, дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности и т. д. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность и др.).    Основой учета должно быть не общее впечатление от занятия, а объем и уровень выполнения детьми языковых задач.    Усвоение грамматического строя речи в дошкольном возрасте идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи.    Осваивая лексические и грамматические языковые значения разной степени обобщенности, ребёнок практически постигает логику родного языка, учится мыслить логически.    Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 мин, и таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи.    Занятия должны проходить непринужденно, живо; воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно вводить в занятие игровые персонажи, особенно при повторении материала (участие в игре Петрушки, Буратино и т. д.). Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые фразы включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.  Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. Это такие приёмы, как:  1.    Образец речи педагога. 2.    Указания. 3.     Мотивировка учебного задания: «Придумайте предложения со словом пианино. Напоминаю вам, что это слово всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино. Запомните это. Ведь каждый из вас хочет скорее научиться говорить правильно, без ошибок». 4. Сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разных родов, окончания существительных и т. д.). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы. 5.    Сопряженная речь, отраженная речь. 6.    Исправление, подсказка. « Детство»