Публикации Использование видеоматериалов в учебном процессе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование видеоматериалов в учебном процессе
Автор: Желудкова Надежда Николаевна

Использование видеоматериалов в учебном процессеЖелудкова Надежда Николаевна,преподаватель ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум»Учебное видео способно обеспечить соответствующую форму усвоения, поскольку обладает в настоящее время широким спектром дидактических свойств, благодаря развитию новейших аудиовизуальных средств и возможностей интерактивности. Такие свойства видео, как интеграция различных видов аудиовизуальной информации (текст, графика, звук); представление познавательной информации в наглядной и динамичной форме; демонстрация действительных и имитируемых событий; создание экранных моделей реальных процессов; лёгкий и быстрый поиск познавательной информации; выбор линии развития рассматриваемого сюжета пользователем; произвольный выбор аудиовизуальной информации из базы данных; дискретная подача информации; доступ к удалённым банкам и базам данных, быстрый контакт и оперативный обмен информацией с удалённым источником и пр. позволяют:- мотивировать учебно-познавательную деятельность обучаемых;- расширять кругозор в интересующей обучаемого предметной области;- формировать исследовательские умения и навыки;- формировать наглядно-образное мышление, аналитические и конструкторские умения, творческие способности, коммуникативные навыки, пр.Учебные кино- и видеофильмы принято делить на следующие типы: - киновидеокурсы - цикл фильмов, связанных единой тематикой и методикой построения учебного материала и раскрывающих основной материал по какому-либо предмету;- короткометражные фильмы (от 10 до 50 минут) - учебные фильмы, раскрывающие материал отдельных тем учебной программы. Такие фильмы используют по частям или отдельными фрагментами при прохождении нового материала или полностью на вводных занятиях, а также при повторении пройденного;- фильмы-фрагменты - это короткие, не более чем на 4 - 5 мин учебные фильмы, посвященные одному какому-либо вопросу, например раскрытию процесса выполнения одной трудовой операции. Они используются, как правило, в качестве иллюстрации к объяснению (например «Разметка гипсокартона по месту крепления»;- фильмы - кольцовки - разновидность фильмов-фрагментов, представляют собой короткую ленту, смонтированную в кольцо. С помощью кольцовки показывается какой-либо циклический процесс, например движения рук штукатура при набрасывании раствора на поверхность. Кусочки видеоматериала монтируются таким образом, что конец цикла (периода) движения совпадает с его началом и поэтому при демонстрации создается впечатление непрерывности движения.В практике применения фильмов в учебном процессе имеют место два основных метода: познавательный и иллюстративно-наглядный. В первом случае фильм выступает в качестве первоисточника знаний учащихся, студентов, в роли основного источника учебной информации. Во втором случае основная роль при изучении материала отводится объяснению, инструктажу, беседе с обучаемыми. Фильм здесь выступает в роли наглядной иллюстрации к содержанию учебной информации, раскрываемой посредством словесных методов. Выбор познавательного или иллюстративно-наглядного метода зависит от того, для каких целей демонстрируется фильм, каково его место в учебном процессе. На вводных занятиях фильм может ознакомить обучаемых с изучаемыми объектами и процессами, вызвать интерес, сформировать определенные установки, настрой на работу.Перед просмотром видеозаписей учащимся необходимо выдать целевую установку о том, что они должны получить или сделать после просмотра видеофильма. Наиболее эффективным средством представления видеоматериалов на современном этапе стал мультимедийный компьютер, во-первых, потому что это «всё – в одном», во-вторых, обучение в данном случае особенно эффективно за счёт ввода единой образовательной программы, отражающей последовательную логику обучения. Такие возможности компьютера, как интерактивность, возможность организации управляемой и подконтрольной самостоятельной работы учащегося во внеаудиторное время, наличие обратной связи, в определённой степени имитирующей общение на естественном языке и т.д., позволяют максимально эффективно использовать в учебных целях полифункциональность компьютера. Таким образом, можно сказать, что все виды видеоматериалов дают возможность организовать системное и комплексное обучение, преодолевающее монотонность, однообразность аудиторной работы. Их использование позволяет формировать разнообразные навыки и умения, максимально учитывая при этом и такие индивидуальные психофизиологические особенности обучаемых, как память, слух, темперамент, способность к логическому мышлению и т.д. При этом роль преподавателя не только не принижается, а он приобретает высокий статус организатора новой модели обучения. Список литературы:1. Новые подходы и технологии в работе с молодежью. под общей редакцией Е. Алексеевой — М.: Фонд социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА», 2010.— 128 с.2.